Комментарии
- 19 июл 2022 11:10Ludmila Ladik1963, Москва, читает Евгений Евтушенко "Москва товарная - студентов любит" политехнический музей
- Ludmila LadikКомментарий удалён.
- 19 июл 2022 11:34Ludmila LadikМайя Кристалинская. В нашем городе дождь.
- 19 июл 2022 11:37Ludmila LadikЕвгений Евтушенко: "Я - разный" (2008), EVTUSHENKO
- 19 июл 2022 14:11Нелли ФадееваТворчество Евгения Евтушенко - это одна из страниц замечательной эпохи шестидесятников. Стихи пронзительные и многие созвучны моим мыслям и переживаниям.
- 19 июл 2022 15:18Татьяна Кощина
️
- Татьяна КощинаКомментарий удалён.
- 20 июл 2022 19:30Ludmila LadikЛюбимая, спи
- 21 июл 2022 00:42Татьяна Кощина
- 21 июл 2022 20:51Анатолий Пидановтолько вот умер в сша
- 10 авг 2022 17:04Ludmila LadikК 90-летию со дня рождения Евгения Евтушенко Евгений... | Интересный контент в группе АРТ ЛАБИРИНТЫ историиК 90-летию со дня рождения Евгения Евтушенко Евгений Александрович Евтушенко – советский и российский поэт и прозаик. Он получил известность та...OK.RU
- Наталья Маличенко (Бирт)Комментарий удалён.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Музыкальная классика
90 лет назад родился поэт Евгений Евтушенко
ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО (18.07.1932 - 01.04.2017)Русский поэт, сценарист, публицист. Писать стихи Евтушенко начал с самого раннего возраста и уже к 20 годам выпустил свой первый сборник. В произведениях Евтушенко всегда присутствует широкая гамма настроений и разнообразие жанров. Евгений Евтушенко вошел в число так называемых поэтов-шестидесятников. Его выступления всегда собирали огромное количество зрителей.
Евтушенко родился в небольшом сибирском городке с поэтичным названием Зима. В 1950-х вихрем ворвался в поэзию. Без аттестата, в обход правил, поступил в литературный институт. Правда, через пять лет Евтушенко отчислили за инакомыслие. Но это не мешало ему печататься, ездить по всему миру, дружить с писателями и художниками Пикассо, Шагалом. А однажды Макс Эрнст предложил выбрать что-нибудь из его картин в подарок. Евтушенко понравилась работа «Вопрос насекомого».«Он сказал: «Если ты угадаешь смысл, я ее подарю». Евгений Александрович угадал. Мы все, люди, находимся в болоте, из которого пытаемся выбраться, из повседневного. Величие художника определяется тем, может ли он над этой суетой возвыситься, устремиться вверх», – объясняет Ирина Великанова.
В чем только не обвиняли Евтушенко: и в попсовости, и в подражании Маяковскому, и в политической незрелости. В 1974-м он позвонил Андропову, чтобы защитить Солженицына.
Его, такого громкого и неудобного, любил народ. Стихи запоминались сразу и навсегда. Ведь это он и про себя написал: «Поэт в России – больше, чем поэт».
Чтобы понять его роль и место в истории, приведем несколько фактов.
В 1952 году, еще при жизни Сталина, Евтушенко стал самым молодым членом Союза писателей.
В 1963 году, в газете New York Times (!), молодого Боба Дилана сравнивали с Евгением Евтушенко.
В 1965 году он написал — «Поэт в России больше, чем поэт» — это первая строчка в его поэме про строительство Братской ГЭС.
В 1965 году была впервые исполнена кантата «Степан Разин», на стихи Евтушенко. Музыку написал Дмитрий Шостакович.
В 60-х, по словам самого Евтушенко, его первая книжка на английском попала в руки битлам, и они читали ее перед выходом на сцену для поднятия настроения.
В 1968 году, обласканный властью и внешне лояльный Евтушенко, пишет гневное стихотворение «Танки идут по Праге».
В 1970 году Андрей Тарковский пишет в дневнике, прочитав «Казанский университет» Евтушенко: «Случайно прочёл… Какая бездарь! Оторопь берёт. Мещанский Авангард… Жалкий какой-то Женя. Кокетка. В квартире у него все стены завешаны скверными картинами. Буржуй. И очень хочет, чтобы его любили. И Хрущёв, и Брежнев, и девушки…»
В 70-х годах, о репутации Евтушенко в среде интеллигенции лучше всего говорит фраза Сергея Довлатова: «Если Евтушенко против колхозов, то я — за!»
В 70-80-е годы Евгений Евтушенко неоднократно подписывал письма в поддержку диссидентов и гонимых поэтов — Бродского, Синявского, Солженицына, которые в ответ его дружно презирали.
В 1995 году Евтушенко подготовил и издал сборник русских поэтов XX века «Строфы века», за который его уничтожила критиков — свыше 60 разгромных статей. Среди авторов, отобранных Евтушенко для сборника, был самарский поэт Михаил Анищенко.
В 2010 году Евгений Евтушенко в своем доме в Переделкино открыл галерею, из картин подаренных ему известными художниками — Марком Шагалом, Пабло Пикассо, Максом Эрнстом.
В 2016 году на 43 Грушинском фестивале Евгений Евтушенко написал стихотворение, которое попросил прочитать на Горе губернатора Самарской области Николая Меркушкина.
Вот такой необъятный человек Евгений Евтушенко. Полностью оправдавший своё крылатое про поэта и Россию.
Теперь его нет. Вот уж, действительно, ушла Эпоха.
Но, прежде всего, он все-таки поэт. На стихи которого написано множество прекрасных и вечных песен. Их так много, что ни в какую подборку все не включишь. И как бы вы ни относились к творчеству Евгения Евтушенко, наверняка, среди этих песен, есть хоть одна, от которой сердце бьется сильней.
https://youtu.be/fZV4Ga0N_Jw
Со мною вот что происходит:
ко мне мой старый друг не ходит,
а ходят в мелкой суете
разнообразные не те.
И он
не с теми ходит где-то
и тоже понимает это,
и наш раздор необъясним,
и оба мучимся мы с ним.
Со мною вот что происходит:
совсем не та ко мне приходит,
мне руки на плечи кладёт
и у другой меня крадёт.
А той -
скажите, бога ради,
кому на плечи руки класть?
Та,
у которой я украден,
в отместку тоже станет красть.
Не сразу этим же ответит,
а будет жить с собой в борьбе
и неосознанно наметит
кого-то дальнего себе.
О, сколько
нервных
и недужных,
ненужных связей,
дружб ненужных!
Куда от этого я денусь?!
О, кто-нибудь,
приди,
нарушь
чужих людей соединённость
и разобщённость
близких душ!
Стихотворение «Б. Ахмадулиной», которое поэт Евгений Евтушенко посвятил своей жене Бэлле Ахмадулинной, было написано в 1957 году, за 18 лет до появления всеми любимого фильма «Ирония судьбы, или С легким паром».
Ты спеши ко мне,
Если я вдали, если трудно мне,
Если я, словно в страшном сне,
Если тень беды в моем окне.
Ты спеши, когда обидят вдруг,
Ты спеши, когда мне нужен друг,
Ты спеши, когда грущу в тиши,
Ты спеши, ты спеши.
Ты спеши, когда грущу в тиши,
Ты спеши, ты спеши.
Не спеши, не спеши,
Когда мы с тобой вдвоем
И вдали беда.
Скажут да листья и вода,
Звезды и огни, и поезда.
Не спеши, когда глаза в глаза,
Не спеши, когда спешить нельзя,
Не спеши, когда весь мир в тиши,
Не спеши, не спеши.
Не спеши, когда весь мир в тиши.
Не спеши, не спеши.
Не спеши.
Муслим Магомаев - Не спеши, муз. Арно Бабаджаняна
В сугробах у реки,
Как из слюды
Они тонки.
Чуть подморозило,
Два крошки-озера,
И звезды в них дрожат,
Светясь, как угольки.
Возьму в ладонь
Хотя б один твой след,
Но только тронь -
Он просто снег,
Он разлипается,
Он рассыпается.
И вот в руке одна вода,
А следа нет.
Припев:
Внутри твоих следов лед расставанья,
Но поверни, но поверни следы обратно.
Сквозь чуждые следы, сквозь расстоянья -
По собственным слезам, по собственным следам.
Любовь тот след,
Где плавает звезда.
Любовь тот свет,
Что навсегда.
Но до последних лет
И слез бесследных дней
Ведь нет следов,
Что исчезают без следа.
Муслим Магомаев "Твои следы"
Начнет ли кукушка сквозь крик поездов куковать,
Задумаюсь вновь и, как нанятый, жизнь истолковываю,
и вновь прихожу к невозможности истолковать.
Сережка ольховая легкая, будто пуховая,
но сдунешь ее, все окажется в мире не так.
И, видимо, жизнь не такая уж вещь пустяковая,
Когда в ней ничто не похоже на просто пустяк.
Сережка ольховая выше любого пророчества.
Тот станет другим, кто тихонько ее разломил.
Пусть нам не дано изменить все немедля, как хочется,
Когда изменяемся мы, изменяется мир.
Яснеет душа, переменами неозлобимая,
Друзей непонявших и даже предавших прости.
Прости и пойми, если даже разлюбит любимая,
сережкой ольховой с ладони ее отпусти.
Серёжка ольховая (Е.Крылатов - Е.Евтушенко). 1978 г.
как по нитке скользя...
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя.
Чьи-то души бесследно,
растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли.
Идут белые снеги...
И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти
и бессмертья не жду.
я не верую в чудо,
я не снег, не звезда,
и я больше не буду
никогда, никогда.
И я думаю, грешный,
ну, а кем же я был,
что я в жизни поспешной
больше жизни любил?
А любил я Россию
всею кровью, хребтом -
ее реки в разливе
и когда подо льдом,
дух ее пятистенок,
дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку
и ее стариков.
Если было несладко,
я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно,
для России я жил.
И надеждою маюсь,
(полный тайных тревог)
что хоть малую малость
я России помог.
Пусть она позабудет,
про меня без труда,
только пусть она будет,
навсегда, навсегда.
Идут белые снеги,
как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке
и как после меня,
Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои, и чужие
заметая следы.
Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.
музыка - Э.Колмановский, стихи -Е.Евтушенко исп. Гелена Великанова
Мы живем, умереть не готовясь,
забываем поэтому стыд,
но мадонной невидимой совесть
на любых перекрёстках стоит.
И бредут её дети и внуки
при бродяжьей клюке и суме —
муки совести — странные муки
на бессовестной к стольким земле.
От калитки опять до калитки,
от порога опять на порог
они странствуют, словно калики,
у которых за пазухой — бог.
Не они ли с укором бессмертным
тусклым ногтем стучали тайком
в слюдяные окошечки смердов,
а в хоромы царей — кулаком?
Не они ли на загнанной тройке
мчали Пушкина в темень пурги,
Достоевского гнали в остроги
и Толстому шептали: «Беги!»
Палачи понимали прекрасно:
«Тот, кто мучится,— тот баламут.
Муки совести — это опасно.
Выбьем совесть, чтоб не было мук».
Но как будто набатные звуки,
сотрясая их кров по ночам,
муки совести — грозные муки
проникали к самим палачам.
Ведь у тех, кто у кривды на страже,
кто давно потерял свою честь,
если нету и совести даже —
муки совести вроде бы есть.
И покуда на свете на белом,
где никто не безгрешен, никто,
в ком-то слышится: «Что я наделал?»
можно сделать с землей кое-что.
Я не верю в пророков наитья,
во второй или в тысячный Рим,
верю в тихое: «Что вы творите?»,
верю в горькое: «Что мы творим?»
И целую вам тёмные руки
у безверья на скользком краю,
муки совести — светлые муки
за последнюю веру мою.
1966 год
Август 1964 года Шостакович проводил в Венгрии, на озере Балатон. Там он начал работу над вокально-симфонической поэмой на стихи Евгения Евтушенко (р. 1933). Композитор и поэт очень сблизились во время совместной работы над Тринадцатой симфонией в 1962 году. И теперь Шостаковича привлекла его поэма «Братская ГЭС». В произведении, посвященном гигантской «стройке коммунизма» — гидроэлектростанции на Ангаре, — есть эпизоды, говорящие о нашем прошлом. Один из них повествует о вожде повстанцев XVII века казацком атамане Степане Разине, одной из самых колоритных фигур русской истории. В свое время Герцен писал о нем: «Прибавьте Стеньке Разину определенную цель, дайте ему вместо казацкой голи армию и посадите его на престол, вот вам и Петр I». Характеризуя Разина, Герцен говорил, что ему присущи «... удаль, дерзость, злодейство, отвага».
Собственно, Разина в поэме нет. Поэт рисует картину волнующегося человеческого моря. Возбуждение, злорадство, стихийный разгул страстей и противостоящее ему мудрое человеческое достоинство. Смысл взятого композитором эпизода в нескольких ключевых фразах:
Вы всегда плюете, люди,
В тех, кто хочет вам добра.
<...>
Дьяк мне бил с оттяжкой в зубы,
Приговаривал, ретив:
«Супротив народа вздумал?
Будешь знать, как супротив!..»
Ох, как, должно быть, ныли зубы у Шостаковича! Он-то помнил, как в 48-м году ему били камнями окна на даче: ведь он был объявлен антинародным композитором.
И сквозь рыла, ряшки, хари
Целовальников, менял
Стенька ЛИЦА увидал...
<...>
Прорастают ЛИЦА грозно
У безликих на лице...
Еще один конфликт впереди: народу приказано праздновать! Дудки заливаются заказанным весельем, но захлебываются. Застыла площадь, замерла.
Площадь что-то поняла,
Площадь шапки сняла.
Бьет набат. «Еще жила голова». Мрачны тяжелые колокольные удары. Замученный казненный более жив, чем его палачи. Всплеском гневных, возмущенных, угрожающих звучаний заканчивается поэма.
В середине августа Шостакович вернулся в Москву, где закончил сочинение. В сентябре у себя на квартире он показал его друзьям и поэту, 28 декабря 1964 года состоялась премьера «Казни Степана Разина» — в Большом зале Московской консерватории.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Стихи Евтушенко
Кантата «Казнь Степана Разина» для баса (Виталий Громадский), смешанного хора и оркестра.
Академический хор России : Александр Юрлов
Московский филармонический оркестр : Кирилл Петрович Кондрашин
https://youtu.be/SgyhGKDUTLQ
в России
Россию.
Она ищет себя,
как иголку в стогу,
как слепая старуха,
бессмысленно руки раскинув,
с причитаньями ищет
бурёнку свою на лугу.
Мы сжигали иконы свои.
Мы не верили собственным книгам.
Мы умели сражаться лишь с пришлой бедой.
Неужели не выжили мы
лишь под собственным игом,
сами став для себя
хуже, чем чужеземной ордой?
Неужели нам жить суждено
то в маниловском, молью побитом халате,
то в тулупчике заячьем драном
с плеча Пугача?
Неужели припадочность —
это и есть наш характер,
то припадки гордыни,
то самооплева —
и все сгоряча?
Медный бунт, соляной и картофельный —
это как сон безопасный.
Бунт сплошной —
вот что Кремль сотрясает сегодня,
как будто прибой.
Неужели единственный русский наш
выбор злосчастный —
это или опричнина
или разбой?
Самозванство сплошное.
Сплошные вокруг атаманы.
Мы запутались,
чьи имена и знамёна несём,
и такие туманы в башках на Руси,
растуманы,
что неправы все сразу,
и все виноваты во всём.
Мы в туманах таких
по колено в крови набродились.
Хватит, Боже, наказывать нас.
Ты нас лучше прости,
пожалей.
Неужели мы вымерли?
Или ещё не родились?
Мы рождаемся снова,
а снова рождаться — ещё тяжелей.
https://zen.yandex.ru/media/izdatelstvoast/12-faktov-o-evgenii-evtushenko-5bed4c9bcfec6100aea4d408