Комментарии
- Ludmila LadikКомментарий удалён.
- Музыкальная классикаКомментарий удалён.
- 13 мар 2024 19:52Ludmila Ladik480 лет назад родился итальянский поэт эпохи Возрождения... | Интересный контент в группе АРТ ЛАБИРИНТЫ истории480 лет назад родился итальянский поэт эпохи Возрождения Торквато Тассо Итальянский поэт Торквато Тассо (1544−1595) — мегапопулярная и, возмо...OK.RU
- 18 мар 2024 20:30Ludmila LadikТорквато Тассо и музыка (в переводах Павла Алешина) – СолонебаТорквато Тассо – последний великий итальянский поэт эпохи Возрождения. Его поэма «Освобожденный Иерусалим» – одна из вершин эпической поэзии. Пик славы Тассо приходится на XVIII – начало XIX...soloneba.com
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Музыкальная классика
Поэзия и Звук
Торквато Тассо ( 11 марта 1544, Сорренто — 25 апреля 1595, Рим) — великий итальянский поэт XVI века, автор пасторальной драмы «Аминта» и поэмы «Освобождённый Иерусалим» (1575) и притом, возможно, самая трагичная и противоречивая фигура Ренессанса. Его творчеством вдохновлялись Байрон и Гёте, Пушкин и Баратынский. Ему посвятил красивейший симфонический этюд Лист. Мучительная и печальная жизнь этого великого поэта вдохновила на выдающиеся произведения таких писателей как Лопе де Вега, Гете и Байрон в литературе; Пуссен, Ван Дейк, Тьеполо и Делакруа в живописи, а также Монтеверди, Люлли, Гендель, Лист, Глюк, Гайдн, Россини или Дворжак в музыке. Ему посвятил красивейший симфонический этюд Лист.Торквато Тассо — последний великий итальянский поэт эпохи Возрождения. Его поэма «Освобожденный Иерусалим» — одна из вершин эпической поэзии, строфы которой в Италии стали народными песнями. Пик славы Тассо приходится на XVIII — начало XIX века: классицисты обращались к его поэме как к образцу для подражания, «романтики ценили его не столько как эпического поэта, сколько как поэта вообще, поэта с большой буквы, видели в нем своего рода символ поэзии», его трагическая судьба была для них «примером рокового и неизбежного конфликта гения и действительности».
Культ Тассо сложился и в среде русских писателей первой трети XIX века: важную роль в этом сыграл К. Н. Батюшков, изучавший и переводивший «Освобожденный Иерусалим», посвятивший Тассо два стихотворения («К Тассу», «Умирающий Тасс»). К образу певца Ринальдо, Годфреда и Эрминии часто обращался и А. С. Пушкин: для него «Торкватовы октавы» были непременным атрибутом «Италии златой» — страны поэзии и искусства:
Кто знает край, где небо блещет
Неизъяснимой синевой,
Где море теплою волной
Вокруг развалин тихо плещет;
Где вечный лавр и кипарис
На воле гордо разрослись;
Где пел Торквато величавый;
Где и теперь во мгле ночной
Адриатической волной
Повторены его октавы…
К поэме Тассо не раз обращались композиторы и либреттисты.
К. Монтеверди принадлежит большой театрализованный мадригал «Битва Танкреда и Клоринды» (первое исполнение в 1624). Поэма легла в основу либретто многих барочных и классических опер, среди которых «Эрминия на Иордане» М. Росси (премьера в 1633), «Армида» Ж. Б. Люлли (либретто Ф. Кино, 1686), «Ринальдо» Г. Ф. Генделя (либретто Д. Росси, 1711), «Армида» А. Сальери (либретто М. Кольтеллини, 1771), одноимённая опера К. В. Глюка (1777), а также оперы Д. Чимарозы (1777), Й. Гайдна (1784), Д. Россини (1817) и многих других композиторов.
https://youtu.be/6nwoVPtzdKQ?si=T8N_fMZH-pUoDBT3
ария Альмирены из оперы Генделя "Ринальдо"
Прекрасная ария в исполнении Филиппа Жарусски! . Ветры и вихри готовы просто немедленно отдать ему свои крылья! Его герой, Ринальдо уже летит на них на поиски своей возлюбленной Альмирены.
Гендель — опера" Ринальдо" Ария Ринальдо из 1 действия: "Venti, turbini, prestate" исп. Филипп Жарусски,оркестр-юбиляр Le Concert d'Astrée - Emmanuelle Haïm.
Клаудио Монтеверди тоже писал музыку на стихи Торквато Тассо. Клаудио Монтеверди сочинил "Сражение Танкреди и Клоринды" по тексту "Освобождённого Иерусалима", песнь XII. Он также писал мадригалы на стихи Тассо
Piagn’ e sospira; e quand’ i caldi raggi
fuggon le gregi a la dolc’ ombr’ assise,
ne la scorza de’ pini o pur de’ faggi
segnò l'amato nome in mille guise;
e de la sua fortuna i gravi oltraggi
e i vari casi in dura scorza incise;
e in rilegendo poi le proprie note
spargea di pianto le vermiglie gote.
Она вздыхает, плачет, и когда
от солнца овцы прячутся в тени,
на соснах и на буках вырезает
возлюбленное имя без конца,
а рядом повествует об обидах,
жестокою судьбой ей нанесенных;
и, записи свои читая снова,
слезами снова щеки орошает.
Ensemble: Concerto Italiano
Conductor: Rinaldo Alessandrini
Поэт и композитор совершают совместные прогулки по кладбищам, пытаются вместе преодолеть страх смерти, и в ночи слышны их новые произведения. Разумеется, Карло пишет мелодии на многие строки своего нового друга, что порождает прекрасный синтез слов и музыки. Пожалуй, самые вдохновенные мадригалы Карло написал именно на слова сонетов Тассо, этот же последний, в свою очередь, черпает вдохновение в музыкальной гармонии.
Во времена весны твоей могла
Ты с розою пунцовою сравниться,
Что грудь подставить ветерку стыдится
И робкой ласке первого тепла.
Но роза бренна — значит, ты была
Прекрасна, как небесная денница,
В лучах которой поле серебрится,
Алеют горы и редеет мгла.
Года тебе не нанесли урона,
И над тобой, одетою скромнее,
Не торжествует юная краса.
Цветок милей недавнего бутона,
И солнце в полдень жарче и светлее,
Чем поутру всходя на небеса.
(Торквато Тассо,
перевод Евг. Солоновича)
https://youtu.be/2tulL_H6cow Мадригал «Tu piangi, o Filli mia» («Ты плачешь, моя Филлида»).
Легенда о любви Тассо и Элеоноры д'Эсте вдохновила величайшего немецкого писателя Иоганна Вольфганга Гёте (1749—1832) на создание стихотворной трагедии «Торквато Тассо», над которой он работал в 1780—1790 годах. Лист в Веймаре чувствовал себя наследником Гёте. Он стал во главе театра через 30 лет после того, как закончился блистательный период гётевского руководства. И когда 28 августа 1849 года на этой сцене был возобновлен «Торквато Тассо» Гёте, композитор написал к спектаклю увертюру, которой и дирижировал на премьере. Впрочем, на создание увертюры Листа, по собственному признанию, вдохновила не только трагедия Гёте, но, в большей степени, другое произведение, посвященное судьбе итальянского поэта, — небольшая поэма «Плач Тассо» (1817) крупнейшего английского романтика Джорджа Байрона (1788—1824). В сюжетном отношении она служит как бы продолжением трагедии Гёте. В 1849 году апостол романтизма положил на музыку байроновскую поэму «Плач Тассо», дав жизнь симфонической поэме «Тассо. Плач и триумф».
"Плач и Триумф: таковы две великие оппозиции в судьбе поэтов, о которых справедливо сказано, что если проклятье часто тяготеет над их жизнью, то благословение никогда не покидает их могилы", писал Лист в программе к этой драматичной поэме, изображающей все перепетии жизни поэта - от тюрьмы и воспоминаний о любви до заслуженной славы.
https://youtu.be/L0LRw6toKcM?si=cPPGjpakbNLLF5jO
Michel Plasson, Dresden Philharmonic Orchestra