Поэзия и Звук

Торквато Тассо ( 11 марта 1544, Сорренто — 25 апреля 1595, Рим) — великий итальянский поэт XVI века, автор пасторальной драмы «Аминта» и поэмы «Освобождённый Иерусалим» (1575) и притом, возможно, самая трагичная и противоречивая фигура Ренессанса. Его творчеством вдохновлялись Байрон и Гёте, Пушкин и Баратынский. Ему посвятил красивейший симфонический этюд Лист. Мучительная и печальная жизнь этого великого поэта вдохновила на выдающиеся произведения таких писателей как Лопе де Вега, Гете и Байрон в литературе; Пуссен, Ван Дейк, Тьеполо и Делакруа в живописи, а также Монтеверди, Люлли, Гендель, Лист, Глюк, Гайдн, Россини или Дворжак в музыке. Ему посвятил красивейший симфонический этюд Лист.

Торквато Тассо — последний великий итальянский поэт эпохи Возрождения. Его поэма «Освобожденный Иерусалим» — одна из вершин эпической поэзии, строфы которой в Италии стали народными песнями. Пик славы Тассо приходится на XVIII — начало XIX века: классицисты обращались к его поэме как к образцу для подражания, «романтики ценили его не столько как эпического поэта, сколько как поэта вообще, поэта с большой буквы, видели в нем своего рода символ поэзии», его трагическая судьба была для них «примером рокового и неизбежного конфликта гения и действительности».

Культ Тассо сложился и в среде русских писателей первой трети XIX века: важную роль в этом сыграл К. Н. Батюшков, изучавший и переводивший «Освобожденный Иерусалим», посвятивший Тассо два стихотворения («К Тассу», «Умирающий Тасс»). К образу певца Ринальдо, Годфреда и Эрминии часто обращался и А. С. Пушкин: для него «Торкватовы октавы» были непременным атрибутом «Италии златой» — страны поэзии и искусства:

Кто знает край, где небо блещет
Неизъяснимой синевой,
Где море теплою волной
Вокруг развалин тихо плещет;
Где вечный лавр и кипарис
На воле гордо разрослись;
Где пел Торквато величавый;
Где и теперь во мгле ночной
Адриатической волной
Повторены его октавы…
Франческо Подести. Тассо, декларирующий «Освобождённый Иерусалим» при дворе, 1831−1834
Франческо Подести. Тассо, декларирующий «Освобождённый Иерусалим» при дворе, 1831−1834
«Освобождённый Иерусалим» — главная героическая поэма Торквато Тассо. Она состоит из 15 336 стихов, организованных в 20 песен, написанных октавами. В основе произведения лежат события Первого крестового похода под предводительством Готфрида Бульонского, завершившегося взятием Иерусалима и основанием первого на Ближнем Востоке христианского королевства. Это монументальное произведение станет вершиной Высокого Возрождения.

К поэме Тассо не раз обращались композиторы и либреттисты.
К. Монтеверди принадлежит большой театрализованный мадригал «Битва Танкреда и Клоринды» (первое исполнение в 1624). Поэма легла в основу либретто многих барочных и классических опер, среди которых «Эрминия на Иордане» М. Росси (премьера в 1633), «Армида» Ж. Б. Люлли (либретто Ф. Кино, 1686), «Ринальдо» Г. Ф. Генделя (либретто Д. Росси, 1711), «Армида» А. Сальери (либретто М. Кольтеллини, 1771), одноимённая опера К. В. Глюка (1777), а также оперы Д. Чимарозы (1777), Й. Гайдна (1784), Д. Россини (1817) и многих других композиторов.

https://youtu.be/6nwoVPtzdKQ?si=T8N_fMZH-pUoDBT3
Георг Фридрих Гендель. Ринальдо: Увертюра / Georg Friedrich Händel. Rinaldo: Ouverture
https://youtu.be/TqdFoRjL1Bk?si=rx_uO56f1ndPx4ci
ария Альмирены из оперы Генделя "Ринальдо"
Handel - Lascia ch'io pianga [BEST VERSION EVER]

Прекрасная ария в исполнении Филиппа Жарусски! . Ветры и вихри готовы просто немедленно отдать ему свои крылья! Его герой, Ринальдо уже летит на них на поиски своей возлюбленной Альмирены.
Гендель — опера" Ринальдо" Ария Ринальдо из 1 действия: "Venti, turbini, prestate" исп. Филипп Жарусски,оркестр-юбиляр Le Concert d'Astrée - Emmanuelle Haïm.
Philippe Jaroussky - Händel - Rinaldo - Paris - 2012
04:12
Philippe Jaroussky - Händel - Rinaldo - Paris - 2012
Сюжеты о Ринальдо и Армиде были популярны среди итальянских и французских художников XVII—XVIII веков, они изображены на полотнах Никола Пуссена, Антониса ван Дейка, Франсуа Буше, Пьер-Анри де Валансьена и других.
Джиакинто Джиминьяни. Встреча Ринальда и Армиды в зачарованном лесу
Джиакинто Джиминьяни. Встреча Ринальда и Армиды в зачарованном лесу
Н. Пуссен. Танкред и Эрминия. 1649. Холст, масло. Картина, основанная на эпизоде поэмы. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Н. Пуссен. Танкред и Эрминия. 1649. Холст, масло. Картина, основанная на эпизоде поэмы. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Ринальдо и Армида, холст, масло Франческо Айец, 1812, Венеция, Галерея Академии .
Ринальдо и Армида, холст, масло Франческо Айец, 1812, Венеция, Галерея Академии .

Клаудио Монтеверди тоже писал музыку на стихи Торквато Тассо. Клаудио Монтеверди сочинил "Сражение Танкреди и Клоринды" по тексту "Освобождённого Иерусалима", песнь XII. Он также писал мадригалы на стихи Тассо

Piagn’ e sospira; e quand’ i caldi raggi
fuggon le gregi a la dolc’ ombr’ assise,
ne la scorza de’ pini o pur de’ faggi
segnò l'amato nome in mille guise;
e de la sua fortuna i gravi oltraggi
e i vari casi in dura scorza incise;
e in rilegendo poi le proprie note
spargea di pianto le vermiglie gote.

Она вздыхает, плачет, и когда
от солнца овцы прячутся в тени,
на соснах и на буках вырезает
возлюбленное имя без конца,
а рядом повествует об обидах,
жестокою судьбой ей нанесенных;
и, записи свои читая снова,
слезами снова щеки орошает.

Ensemble: Concerto Italiano
Conductor: Rinaldo Alessandrini
Madrigals, Book 4: Piagne e sospira, e quando i caldi raggi, SV 93
В1588 году Торквато Тассо нанес визит в замок композитора Карло Джезуальдо. Для Карло - постоянно мечущегося между светом и тьмой - эта встреча оказалась фатальной, поскольку в Тассо он увидел собственное отражение: свои страхи, свои болезни и свои кошмары. Тассо оказался первой, встретившейся ему, "родственной душой", перед которой он мог не скрывать свои чувства, и которая также бродила ночами по лесам и рощам, что-то бормоча и порой взрываясь гневом. При этом у Тассо было еще и великое преимущество - он умел выразить все свои чувства, при этом делал это блестяще. Карло совершенно очарован своим гостем, у них завязывается теснейшая дружба, которая заставляет хозяина замка забыть обо всем на свете.
Поэт и композитор совершают совместные прогулки по кладбищам, пытаются вместе преодолеть страх смерти, и в ночи слышны их новые произведения. Разумеется, Карло пишет мелодии на многие строки своего нового друга, что порождает прекрасный синтез слов и музыки. Пожалуй, самые вдохновенные мадригалы Карло написал именно на слова сонетов Тассо, этот же последний, в свою очередь, черпает вдохновение в музыкальной гармонии.

Во времена весны твоей могла
Ты с розою пунцовою сравниться,
Что грудь подставить ветерку стыдится
И робкой ласке первого тепла.

Но роза бренна — значит, ты была
Прекрасна, как небесная денница,
В лучах которой поле серебрится,
Алеют горы и редеет мгла.

Года тебе не нанесли урона,
И над тобой, одетою скромнее,
Не торжествует юная краса.

Цветок милей недавнего бутона,
И солнце в полдень жарче и светлее,
Чем поутру всходя на небеса.

(Торквато Тассо,
перевод Евг. Солоновича)

https://youtu.be/2tulL_H6cow Мадригал «Tu piangi, o Filli mia» («Ты плачешь, моя Филлида»).
Carlo Gesualdo de Venosa: Madrigal "Tu piangi O Filli Mia". Partitura. Audición
В 1833 году Якопо Ферретти написал мелодраму в трех действиях на слова Тассо и музыку Гаэтано Доницетти и впервые представил её в Театро Валле.
Легенда о любви Тассо и Элеоноры д'Эсте вдохновила величайшего немецкого писателя Иоганна Вольфганга Гёте (1749—1832) на создание стихотворной трагедии «Торквато Тассо», над которой он работал в 1780—1790 годах. Лист в Веймаре чувствовал себя наследником Гёте. Он стал во главе театра через 30 лет после того, как закончился блистательный период гётевского руководства. И когда 28 августа 1849 года на этой сцене был возобновлен «Торквато Тассо» Гёте, композитор написал к спектаклю увертюру, которой и дирижировал на премьере. Впрочем, на создание увертюры Листа, по собственному признанию, вдохновила не только трагедия Гёте, но, в большей степени, другое произведение, посвященное судьбе итальянского поэта, — небольшая поэма «Плач Тассо» (1817) крупнейшего английского романтика Джорджа Байрона (1788—1824). В сюжетном отношении она служит как бы продолжением трагедии Гёте. В 1849 году апостол романтизма положил на музыку байроновскую поэму «Плач Тассо», дав жизнь симфонической поэме «Тассо. Плач и триумф».
"Плач и Триумф: таковы две великие оппозиции в судьбе поэтов, о которых справедливо сказано, что если проклятье часто тяготеет над их жизнью, то благословение никогда не покидает их могилы", писал Лист в программе к этой драматичной поэме, изображающей все перепетии жизни поэта - от тюрьмы и воспоминаний о любви до заслуженной славы.

https://youtu.be/L0LRw6toKcM?si=cPPGjpakbNLLF5jO
Michel Plasson, Dresden Philharmonic Orchestra
Liszt - Tasso, Lamento e Trionfo (Score)