Комментарии
- 6 апр 2024 08:17Музыкальная классикаhttps://viewer.rsl.ru/ru/rsl01004202660?page=10&rotate=0&theme=whiteНЭБ - Национальная электронная библиотекаrusneb.ru - Национальная электронная библиотека
- 6 апр 2024 08:43Музыкальная классикаСтраницы родной поэзии. Выпуск 58. Иван Захарович Суриков
- 8 апр 2024 22:33Виктор Островерх
🏻
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Музыкальная классика
Поэзия и звук
Иван Захарович Суриков(1841-1880)- русский поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления в русской литературе.Многие его стихи стали народными песнями: «Рябина» («Что шумишь, качаясь»), «В степи» («Степь да степь кругом»), «Сиротой я росла...» и другие. На слова Сурикова писали музыку такие знаменитые композиторы, как А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, А. Даргомыжский, П. Чайковский.
«Я честно мыслил, и песни мои были искренни»
«Мне доставались не легко
Моей души больные звуки.
Страдал я сердцем глубоко,
Когда слагалась песня муки.
Я в песне жил не головой,
А жил скорбящею душою,
И оттого мой стон больной
Звучит тяжелою тоскою».
1875
Иван Суриков родился (25 марта) 6 апреля 1841 года в деревне Новоселово Ярославской губернии в семье крестьянина, служившего приказчиком в Москве, а затем открывшего там собственную лавку. Детство Иван провел в деревне, о чем сохранил самые светлые воспоминания.
В 1849 году вместе с матерью Суриков переехал в Москву к отцу и вскоре был отдан для обучения грамоте к двум пожилым сестрам из разорившейся купеческой семьи. Одна из них ввела Ивана в область жития святых, а другая приобщила к стихам поэтов-песенников — И. Дмитриева, Н. Цыганова, А. Мерзлякова. Так в мироощущении будущего поэта народное творчество прочно сплелось с христианскими мотивами, что стало началом его стихотворчества.
Увлечение Ивана вызвало неудовольствие его отца, и как только сын подрос, он поставил его себе в помощники. Несмотря на строгости, в свободные от работы минуты Суриков продолжал много читать и уже во второй половине 1850-х годов начал писать собственные стихи. Однако они не сохранились — автор уничтожил их. Но затем последовал целый ряд стихов и пьес.
В 1862 году Суриков познакомился с поэтом А. Плещеевым, который весьма высоко оценил его произведения, способствовал формированию поэтического таланта юноши, а также помог ему опубликовать стихи в журнале «Развлечение», после чего последовали публикации в других изданиях.
На стихи Сурикова П. И. Чайковский написал романс «Я ли в поле да ни травушка была».
Я ли в поле да не травушка была,
Я ли в поле не зеленая росла;
Взяли меня, травушку, скосили,
На солнышке в поле иссушили.
Ох ты, горе мое, горюшко!
Знать, такая моя долюшка!
Я ли в поле не пшеничушка была,
Я ли в поле не высокая росла;
Взяли меня срезали серпами,
Склали меня на поле снопами.
Ох ты, горе мое… и т. д.
Я ли в поле не калинушка была,
Я ли в поле да не красная росла;
Взяли калинушку поломали
И в жгутики меня посвязали.
Ох ты, горе мое… а т. д.
Я ль у батюшки не доченька была,
У родимой не цветочек я росла;
Неволей меня, бедную, взяли
И с немилым седым повенчали.
Ох ты, горе мое… и т. д.
Несмотря на житейские трудности, Суриков продолжал много писать, его стихи стали печататься в известных крупных журналах «Дело» и «Вестник Европы», в 1871 году вышел первый собственный поэтический сборник поэта. Затем он выпустил еще два сборника стихов (1875, 1877), в 1875 году его избрали членом «Общества любителей российской словесности».
Все поэтическое творчество Сурикова, неразрывно связанное с традициями русской литературы и фольклора, некоторыми сторонами перекликающееся с поэзией А. Кольцова, Т. Шевченко, Н. Некрасова, И. Никитина, ярко отражает собственную жизнь поэта, полную лишений и страданий. Все пережитое им он сумел выразить в простых, прочувствованных стихах, отличающихся лиричностью и мелодичностью. Основные темы его поэзии — жизнь крестьянства, городской бедноты, их изнурительный труд, картины природы.
В произведениях Сурикова на исторические темы ярко сказалась связь его поэзии с фольклором.
Особое место в поэтическом творчестве Сурикова занимает исторический эпос: переложение былинных мотивов («Садко в Новегороде», 1871; «Садко у морского царя», 1872; «Богатырская жена», 1875), поэмы и баллады на сюжеты русской истории («Василько», 1876; «Казнь Стеньки Разина», 1877).
На основе суриковской былины «Садко» создано либретто одноимённой оперы Н. А. Римского-Корсакова.
После выхода сборников стихов к Сурикову пришла известность, расширился круг его литературных знакомств, и вскоре вокруг него сложился кружок писателей-самоучек — литературных сил из народа. По инициативе Ивана Захаровича был подготовлен коллективный сборник их произведений – «Рассвет» (1872). Впоследствии группа этих писателей объединилась в «Суриковский литературно-музыкальный кружок» (существовавший до 1917 года).
Но годы житейских мытарств, полуголодного существования и крайне неблагоприятные условия работы весьма подорвали здоровье поэта и привели его к туберкулезу. Ему не помогло пребывание в лечебных курортах на востоке России в 1878-79 годах, болезнь прогрессировала.
Иван Захарович был женат на М. Ермаковой, с которой обвенчался в 1860 году и жил счастливо до конца жизни.
В 1877 году он получил большой гонорар за третье издание сборника стихов и на эти деньги поехал в кумысолечебницу под Самарой. А потом в Ялту. Из Ялты вернулся в Москву уже совсем больной и скоро умер 6 мая 1880 года— не дожив до сорока, если верить официальной дате рождения, или сорокатрехлетним, если учитывать новые архивные данные. Был похоронен на Пятницком кладбище.
ДУБИНУШКА
Ой, дубинушка, ты ухни!
Дружно мы за труд взялись.
Ты, плечо мое, не пухни!
Грудь моя, не надорвись!
Ну-ко, ну, товарищ, в ногу!
Налегай плечом сильней!
И тяжелую дорогу
Мы пройдем с тобой скорей.
Ой, зеленая, подернем! -
Друг мой! помни об одном:
Нашу силу вырвем с корнем
Или многих сбережем.
Тех борцов, кому сначала
Легок труд, кто делу рад, -
Вскоре ж - глядь! - все дело стало
Перед множеством преград.
Тем помочь нам скоро надо,
Кто не видит, где исход, -
И разрушатся преграды,
-И пойдут они вперед.
Друг! трудящемуся брату
Будем смело помогать,
Чтоб за помогу в уплату
Слово доброе принять.
За добро добром помянут
Люди нас когда-нибудь
И судить за то не станут,
Что избрали честный путь.
Злоба с дочкою покорной,
Стоязычной клеветой,
Станут нас следить упорно,
-Но не страшен злобы вой.
Прочь от нас! на мертвых рухни,
-Твой живых не сломит гнет..
.Ой, дубинушка, ты ухни!
Ой, зеленая, пойдет!
https://youtu.be/aMCFALhS90c?si=kYJaLBRWo4gvcyhW
Вот текст Сурикова (исходник).
Кони мчат-несут.
Степь всё вдаль бежит;
Вьюга снежная
На степи гудит.
Снег да снег кругом;
Сердце грусть берёт;
Про моздокскую
Степь ямщик поёт...
Как простор степной
Широко-велик;
Как в степи глухой
Умирал ямщик;
Как в последний свой
Передсмертный час
Он товарищу
Отдавал приказ:
«Вижу, смерть меня
Здесь, в степи, сразит, -
Не попомни, друг,
Злых моих обид.
Злых моих обид
Да и глупостей,
Неразумных слов,
Прежней грубости.
Схорони меня
Здесь, в степи глухой;
Вороных коней
Отведи домой.
Отведи домой,
Сдай их батюшке;
Отнеси поклон
Старой матушке.
Молодой жене
Ты скажи, друг мой,
Чтоб меня она
Не ждала домой...
Кстати, ей ещё
Не забудь сказать:
Тяжело вдовой
Мне её кидать!
Передай словцо
Ей прощальное
И отдай кольцо
Обручальное.
Пусть о мне она
Не печалится;
С тем, кто по сердцу,
Обвенчается!»
Замолчал ямщик,
Слеза катится...Да в степи глухой
Вьюга плачется.
Голосит она,
В степи стон стоит,
Та же песня в ней
Ямщика звучит:
«Как простор степной
Широко-велик;
Как в степи глухой
Умирал ямщик».
1865
https://youtu.be/h5rFdir5I6Q?si=_PZi4745fZUqUAAE
Каждый, кому в детстве пели народные песни — хоть над колыбелью, хоть по телевизору, — сразу безошибочно узнает у Сурикова эти напевы, эти привычные уху параллелизмы: соловушка песней заливается — у молодешеньки сердце надрывается; есть у птички гнездо, у волчицы дети — у меня ж ничего, никого на свете; я ли в поле да не травушка была, я ли в поле не зеленая росла... И травушку скосили, и девушку за немилого выдали...
Суриков пишет как поет, фольклорные формулы встроены в его поэтическое сознание — так творят сказители и вопленицы. Музыкальная, песенная стихия плещется в его лирике — оттого-то так соблазняла она композиторов. Кюи, Чайковский, Бородин, Гречанинов, Римский-Корсаков: каждый увидел, какой простор здесь для музыки, для голоса — для плача, жалобы, ликования, тоски...
И эта музыка безошибочно узнается, и на нее откликается, как на родной голос, всякая душа, которой вообще хоть что-то известно о жизни, России, печали и любви.
Но нельзя рябине
К дубу перебраться!
Знать, ей, сиротинке,
Век одной качаться.
https://youtu.be/8-DaEKCEmds?si=g97riZX7JIMoLtJ0