Виктор Эмануэль Бендикс (17 мая 1851, Копенгаген — 5 января 1926, Фредериксберг) — датский композитор, пианист и дирижёр.

Младший из трёх братьев-музыкантов. Состоял также в родстве с братьями Георгом, Эдвардом и Эрнстом Брандесами.
Виктор Бендикс принадлежал к кругу датских поздних романтиков, бесповоротно отодвинутых в тень Карлом Нильсеном.
Родился в семье просвещённого коммерсанта еврейского происхождения. Дома учился музыке у старших братьев, с детства начал сочинять, в 1864 году написанный Бендиксом октет для духовых инструментов был исполнен на частном концерте в Королевской капелле. В 1867 году поступил в новоучреждённую Копенгагенскую консерваторию, где в течение двух лет изучал теорию музыки и композицию под руководством Иоганна Петера Эмилиуса Хартмана и Нильса Гаде. В 1870—1872 годах работал корепетитором в Датской королевской опере, готовя, в частности, датские премьеры опер Рихарда Вагнера. В 1873—1876 годах вместе с Акселем Либманом возглавлял хоровое общество, работал ассистентом Гаде в оркестре, которым тот руководил. Одновременно концертировал как пианист, в 1881 году совершенствовал своё мастерство под руководством Ференца Листа. В 1882 году, получив крупнейшую в Дании благотворительную стипендию, предпринял продолжительную поездку по Германии и России.
На рубеже веков и в первые полтора десятилетия возглавлял различные датские оркестры, дирижировал новыми датскими премьерами опер Вагнера, а также первым в Дании исполнением оперы Джузеппе Верди «Дон Карлос» (1915). Приветствовал появление на датской музыкальной сцене Карла Нильсена, в связи с исполнением Симфонической рапсодии Нильсена в популярном концерте для широкой аудитории потерял место дирижёра в этом проекте. С 1898 года профессор Датской королевской консерватории.
Основные сочинения Бендикса — четыре симфонии , концерт для фортепиано с оркестром (1884), фортепианная соната (1900), другая инструментальная и хоровая музыка. Первая симфония написана в 1882 году и носит мало обязывающий подзаголовок «Восхождение на гору», зато Вторая (1888) озаглавлена «Летние звуки Южной России» (достоверных свидетельств о визите Бендикса в Россию нет). Третья (1895) отражает поиск композитором формальных альтернатив, а Четвёртая (1906) — гармонических (и после неё композитор, разочарованный равнодушием слушателей, написал лишь несколько фортепианных и вокальных пьес).
Фортепианный концерт Бендикса считается одной из вершин датской романтической музыки,наиболее виртуозным инструментальным концертом этой эпохи. При жизни автора концерт исполнял он сам; критика, в частности, отмечала энергичную исполнительскую трактовку 70-летнего Бендикса, сыгравшего собственный концерт в рамках
Дней северной музыки в Хельсинки в 1921 году. https://youtu.be/DwaoNscb0Ys?si=gXebnyOJC6iOHN-r Виктор Бендикс
Концерт для фортепиано с оркестром соль минор (1884), op. 17
Олег Маршев (фортепиано), Маттиас Эшбахер (дирижер), Ольборгский симфонический оркестр (Дания)

Комментарии