Комментарии
- 25 мая 08:08Музыкальная классикаФильм о выдающемся композиторе Анатолии Николаевиче Александрове.... | Интересный контент в группе Музыкальная классикаФильм о выдающемся композиторе Анатолии Николаевиче Александрове. А.Н. Александров в молодости был дружен с художником В.Д. Поленовым...OK.RU
- 25 мая 10:08Татьяна Тройнова ответила Музыкальная классика
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Музыкальная классика
Анатолий Николаевич Александров (25.
05.1888 - 16.04.1982) - выдающийся русский композитор, пианист, педагог, критик и публицист. Выходец из музыкальной семьи - мать его была талантливой пианисткой, ученицей К. Клиндворта (фортепиано) и П. Чайковского (гармония). Занимался по теории музыки у Н. С. Жиляева и С. И. Танеева (1907-10), Окончил в 1916 г. с золотой медалью Московскую консерваторию по классам фортепиано (К. Игумнов) и композиции (С. Василенко). В композиции Александров продолжал традиции С. Рахманинова, А. Скрябина и Н. Метнера.
Его фортепианные сочинения глубоки и поэтичны, привлекают изысканностью вкуса, изяществом формы, непосредственностью высказывания, красотой мелодической интонации, а также безупречным чувством фортепианной фактуры, природы самого инструмента.
Душа моя,
Элизиум теней,
Теней безмолвных, светлых и прекрасных,
Ни помыслам годины буйной сей,
Ни радостям, ни горю не причастных, –
Душа моя, Элизиум теней,
Что общего меж жизнью и тобою!
Меж вами, призраки минувших, лучших дней,
И сей бесчувственной толпою?..
Ф.И.Тютчев
Анатолий Александров (1888–1982)
5 пьес (1979), op.110
I. Прелюдия (памяти Самуила Фейнберга)
II. Зыбкий образ (памяти Александра Скрябина)
III. Этюд (памяти Сергея Рахманинова)
IV. Сказка (памяти Николая Метнера)
V. Эпилог
Виктор Бунин (фортепиано)
С 1916 г. выступал как пианист с исполнением своих произведений. Во время гражданской войны служил в Красной Армии. В первые годы после Октябрьской революции пианист и лектор в рабочих клубах Москвы. С 1923 преподаватель, с 1926 профессор по классу композиции Московской консерватории.
Среди его учеников — Н.П. Аносов, В.В. Бунин, Г.Е. Егиазарян, А.Н. Мазаев, М.А. Меерович, К.В. Молчанов, Г.А. Мушель, И.Г. Неймарк, Ю.М. Слонов, Я.С. Солодухо, Е.Н. Тиличеева, Н.К. Чемберджи и др.
Как композитор работал во многих жанрах, но наиболее ярко проявил себя в вокальной и камерно-инструментальной музыке. В воспоминаниях о С.В. Рахманинове сам Анат. Александров писал, что Сергей Владимирович охарактеризовал его «настоящим вокальным композитором». Действительно, в этой области Анат. Александров — автор шести опер, а многие его романсы на слова А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, Ф.И. Тютчева, А.А. Ахматовой получили широкую известность, вошли в репертуар ведущих исполнителей. Однако в историю музыки Анат. Александров вошел в первую очередь как создатель музыки для фортепиано, особенно как автор 14 фортепианных сонат.
В начале творческого пути в его произведениях обнаруживалось влияние корифеев русской фортепианной музыки — Скрябина, Метнера, Рахманинова, но позднее у Анат. Александрова выработался собственный уникальный стиль.
В 1930–40-е гг. композитор создал много произведений патриотической направленности. Это были песни и вокальные циклы, посвященные событиям Гражданской и Великой Отечественной войн. Наиболее известны из них — «Мы славим Родину» (1943, сл. А. Лучина), «Песня защитников Ленинграда» (1943, сл. С. Фейнберга), вокальный цикл в память о закончившейся войне «За Родину» (1947, сл. М. Исаковского, М. Матусовского, Н. Тихонова).
Народный артист СССР (1971). Лауреат Сталинской премии (1951). Доктор искусствоведения (1941).
Значительное место в творческом наследии Александрова занимает его музыкально-критическая деятельность, охватывающая самые различные явления русского и советского музыкального искусства. Это талантливо написанные воспоминания и статьи о С. Танееве, Скрябине, Метнере, Рахманинове; художнике и композиторе В. Поленове; о сочинениях Шостаковича, Василенко, Н. Мясковского, Молчанова и др. Творчество Ан. Александрова стало своеобразным связующим звеном между русской классикой XIX в. и молодой советской музыкальной культурой. Оставаясь верным традициям горячо любимого им Чайковского, Александров был художником, находящимся в постоянном творческом поиске".
https://youtu.be/0V_hdGXOFgQ?si=ULuF1X1X-hMvDEry
Анатолий Александров (1888–1982)
Соната для фортепиано №10, op. 72
Исаак Михновский (фортепиано)
#Александров#Бунин#михновский