Анатолий Николаевич Александров (25.

05.1888 - 16.04.1982) - выдающийся русский композитор, пианист, педагог, критик и публицист. Выходец из музыкальной семьи - мать его была талантливой пианисткой, ученицей К. Клиндворта (фортепиано) и П. Чайковского (гармония). Занимался по теории музыки у Н. С. Жиляева и С. И. Танеева (1907-10), Окончил в 1916 г. с золотой медалью Московскую консерваторию по классам фортепиано (К. Игумнов) и композиции (С. Василенко). В композиции Александров продолжал традиции С. Рахманинова, А. Скрябина и Н. Метнера.
Его фортепианные сочинения глубоки и поэтичны, привлекают изысканностью вкуса, изяществом формы, непосредственностью высказывания, красотой мелодической интонации, а также безупречным чувством фортепианной фактуры, природы самого инструмента.
Душа моя,
Элизиум теней,
Теней безмолвных, светлых и прекрасных,
Ни помыслам годины буйной сей,
Ни радостям, ни горю не причастных, –
Душа моя, Элизиум теней,
Что общего меж жизнью и тобою!
Меж вами, призраки минувших, лучших дней,
И сей бесчувственной толпою?..
Ф.И.Тютчев
Анатолий Александров (1888–1982)
5 пьес (1979), op.110
I. Прелюдия (памяти Самуила Фейнберга)
II. Зыбкий образ (памяти Александра Скрябина)
III. Этюд (памяти Сергея Рахманинова)
IV. Сказка (памяти Николая Метнера)
V. Эпилог
Виктор Бунин (фортепиано)

Анатолий Николаевич Александров окончил в 1916 г. с золотой медалью Московскую консерваторию по классам фортепиано (К. Игумнов) и композиции (С. Василенко). Первоначально занимался у Н.С. Жиляева гармонией и у С.И. Танеева контрапунктом в 1907–10 гг., после чего поступил в Московскую консерваторию, которую окончил с малой золотой медалью по классу фортепиано К.Н. Игумнова и классу композиции С.Н. Василенко.

С 1916 г. выступал как пианист с исполнением своих произведений. Во время гражданской войны служил в Красной Армии. В первые годы после Октябрьской революции пианист и лектор в рабочих клубах Москвы. С 1923 преподаватель, с 1926 профессор по классу композиции Московской консерватории.

Среди его учеников — Н.П. Аносов, В.В. Бунин, Г.Е. Егиазарян, А.Н. Мазаев, М.А. Меерович, К.В. Молчанов, Г.А. Мушель, И.Г. Неймарк, Ю.М. Слонов, Я.С. Солодухо, Е.Н. Тиличеева, Н.К. Чемберджи и др.

Как композитор работал во многих жанрах, но наиболее ярко проявил себя в вокальной и камерно-инструментальной музыке. В воспоминаниях о С.В. Рахманинове сам Анат. Александров писал, что Сергей Владимирович охарактеризовал его «настоящим вокальным композитором». Действительно, в этой области Анат. Александров — автор шести опер, а многие его романсы на слова А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, Ф.И. Тютчева, А.А. Ахматовой получили широкую известность, вошли в репертуар ведущих исполнителей. Однако в историю музыки Анат. Александров вошел в первую очередь как создатель музыки для фортепиано, особенно как автор 14 фортепианных сонат.

В начале творческого пути в его произведениях обнаруживалось влияние корифеев русской фортепианной музыки — Скрябина, Метнера, Рахманинова, но позднее у Анат. Александрова выработался собственный уникальный стиль.

В 1930–40-е гг. композитор создал много произведений патриотической направленности. Это были песни и вокальные циклы, посвященные событиям Гражданской и Великой Отечественной войн. Наиболее известны из них — «Мы славим Родину» (1943, сл. А. Лучина), «Песня защитников Ленинграда» (1943, сл. С. Фейнберга), вокальный цикл в память о закончившейся войне «За Родину» (1947, сл. М. Исаковского, М. Матусовского, Н. Тихонова).
Народный артист СССР (1971). Лауреат Сталинской премии (1951). Доктор искусствоведения (1941).

Значительное место в творческом наследии Александрова занимает его музыкально-критическая деятельность, охватывающая самые различные явления русского и советского музыкального искусства. Это талантливо написанные воспоминания и статьи о С. Танееве, Скрябине, Метнере, Рахманинове; художнике и композиторе В. Поленове; о сочинениях Шостаковича, Василенко, Н. Мясковского, Молчанова и др. Творчество Ан. Александрова стало своеобразным связующим звеном между русской классикой XIX в. и молодой советской музыкальной культурой. Оставаясь верным традициям горячо любимого им Чайковского, Александров был художником, находящимся в постоянном творческом поиске".
https://youtu.be/0V_hdGXOFgQ?si=ULuF1X1X-hMvDEry
Анатолий Александров (1888–1982)
Соната для фортепиано №10, op. 72
Исаак Михновский (фортепиано)

Комментарии