Франческо Петрарка (1304 — 1374) — великий итальянский поэт и писатель-гуманист

Его сборник «Канцоньере», в котором автор прославлял чистоту, непорочность и неземную красоту своей возлюбленной Лауры, стал одной из ключевых книг в истории мировой литературы. Он оказал огромное влияние на развитие европейской поэзии и во многом ознаменовал собой культурный переход от Средневековья к Возрождению.

5 интересных фактов о Франческо Петрарке:

1. Доподлинно неизвестно, существовала ли возлюбленная Петрарки на самом деле. Поэт прославлял ее исключительно в сонетах и канцонах, тогда как ни в его письмах, ни в других документах упоминаний о ней не встречается. Даже его друзья сомневались в ее реальности. Однако наиболее вероятна версия, что творческой музой Петрарки была Лаура де Нов — мать одиннадцати детей, скончавшаяся от чумы (или туберкулеза) в возрасте 38 лет. Что примечательно, ее потомком был французский писатель Маркиз де Сад.

2. Авторское название знаменитого сборника «Канцоньере» — «Разрозненные стихи на обыденные темы». Петрарка задумал его как большую творческую «солянку». Именно поэтому в книге вперемешку с сонетами на жизнь и смерть мадонны Лауры встречаются произведения на политические, патриотические и религиозные темы.

3. Свою любовную лирику поэт презрительно называл «пустяком» и «безделкой» (как и большую часть других произведений, написанных им на флорентийском вольгаре — предке современного итальянского языка). Главными же в своем творчестве он считал латинские сочинения: практически забытую в наши дни поэму «Африка» и сатирическую книгу «Письма без адреса».

4. В 1336 году Петрарка вместе со своим братом поднялся на вершину горы Ванту (1912 м). Это было первое официально зарегистрированное восхождение человека на этот пик.

5. Поэт мечтал о возрождении Римской республики. Он даже поддержал авантюру «трибуна» Кола ди Риенцо, который пытался совершить в Риме переворот, уничтожить правящих магнатов и объединить раздробленные итальянские земли под властью Вечного города. Впрочем, попытка Риенцо с треском провалилась (его убили восставшие горожане), а Петрарка лишился покровительства рода Колонна — одного из самых богатых и влиятельных семейств средневековой Италии.

Для истории музыки огромное значение имели различные итальянские стихи Петрарки — мадригалы, секстины, канцоны, сонеты. Впервые их положили в основу своих светских сочинений (преимущественно мадригалов) уже композиторы XIV века (Ars nova). Особенно интенсивно стихи Петрарки озвучивали мадригалисты XVI — начала XVII веков, среди которых Адриан Вилларт, Киприан де Роре, Лука Маренцио, Клаудио Монтеверди. С окончанием эпохи Возрождения интерес музыкантов к Петрарке угас, но с новой силой разгорелся у романтиков XIX века (песни Ф. Шуберта, фортепианные «Сонеты Петрарки» Ф. Листа). Изредка к ним обращались композиторы и в XX веке (А. Шёнберг. 4-я часть Серенады, op. 24 на текст сонета Петрарки). Два сонета Петрарки в переводе Е. М. Солоновича (IX, XVII) включает в себя сольный альбом Хелависы «Леопард в городе», вышедший в 2009 году.
«Безжалостное ко многим творениям время оказалось бессильно перед оригинальностью замысла, свежестью искреннего чувства, изысканностью и красотой гармоничного языка пьес, явившихся откликом венгерского мастера на лирические откровения итальянского поэта эпохи Возрождения Франческо Петрарки».
Три «Сонета Петрарки» считаются высшим выражением любовной лирики Листа. Здесь композитор Лист достиг наивысшего синтеза вокального и инструментального начал.

Сонет Петрарки№ 47 (Des-dur)
Сонет Петрарки № 104 (E-dur)
Сонет Петрарки № 123 (As-dur).

Эти три сонета входят в фортепианный цикл "Годы странствий."История создания цикла связана с большим путешествием, которое Лист совершил вместе с Марией д'Агу по Швейцарии и Италии во 2-й половине 30-х годов. Свои впечатления от Швейцарии композитор воплотил в цикле «Альбом путешественника». Позднее многие пьесы «Альбома» были переработаны и составили первую тетрадь «Странствий»
Если пьесы Первого тома навеяны, главным образом, картинами природы, то содержание второго– связано с впечатлениями от итальянского искусства – поэзии, живописи, скульптуры (Данте, Петрарка, Микеланджело).
Сонет Петрарки №104.
Свою возлюбленную Петрарка называет Лаурой и сообщает о ней только то, что впервые увидел её в церкви Санта-Кьяра 6 апреля 1327 года и что ровно через 21 год она скончалась, после чего он воспевал её ещё 10 лет. Двухчастный сборник посвящённых ей сонетов и канцон («на жизнь» и «на смерть мадонны Лауры»),— центральное по значению сочинение Петрарки.
Промчались дни мои быстрее лани,
И если счастье улыбалось им,
Оно мгновенно превращалось в дым.
О сладостная боль воспоминаний!

О мир превратный! Знать бы мне заране,
Что слеп, кто верит чаяньям слепым!
Она лежит под сводом гробовым,
И между ней и прахом стерлись грани.

Но высшая краса вознесена
На небеса, и этой неземною
Красой, как прежде, жизнь моя полна,

И трепетная дума сединою
Мое чело венчает: где она?
Какой предстанет завтра предо мною?

Ф. Лист «Сонет Петрарки» (№104) из цикла «Годы странствий»
Исполняет: Александр Канторов
https://youtu.be/XVija2hoT9k?si=dNlLvgIm2iUxhfQr
Ф. Лист, Сонет Петрарки №104 – А. Канторов, бис (Париж, 16.05.24)
Сонет Петрарки№47.

О вашей красоте в стихах молчу
И, чувствуя глубокое смущенье,
Хочу исправить это упущенье
И к первой встрече памятью лечу.
Но вижу - бремя мне не по плечу,
Тут не поможет все мое уменье,
И знает, что бессильно, вдохновенье,
И я его напрасно горячу.
Не раз преисполнялся я отваги,
Но звуки из груди не вырывались.
Кто я такой, чтоб взмыть в такую высь?
Не раз перо я подносил к бумаге,
Но и рука, и разум мой сдавались
На первом слове. И опять сдались.
https://youtu.be/9d3worArxXI?si=NJtpMTB18hGlEcuO
Franz Liszt. Petrarch Sonnet no 47.
Сонет Петрарки №123.
Я лицезрел небесную печаль,
Грусть: ангела в единственном явленье.
То сон ли был? Но ангела мне жаль.
Иль облак чар? Но сладко умиленье.

Затмили слёзы двух светил хрусталь,
Светлейший солнца. Кротких уст моленье,
Что вал сковать могло б и сдвинуть даль, -
Изнемогло, истаяло в томленье.

Всё – добродетель, мудрость, нежность, боль –
В единую гармонию сомкнулось,
Какой земля не видела дотоль.

И ближе небо, внемля ей, нагнулось;
И воздух был разнежен ею столь,
Что ни листка в ветвях не шелохнулось.

Лист. Сонет Петрарки № 123. Исп. Дмитрий Щирин
https://youtu.be/1NUf6L2z_co?si=JNVWH0wY8jTB8uol
Liszt. Sonetto 123. Dmitrii Schirin (Shchirin). Лист.Сонет Петрарки № 123. Исп.Дмитрий Щирин
«Сонеты» появились на свет в счастливый и плодотворный период жизни Листа. Начиная с 1834 г. в течение пяти лет музыкант большую часть времени проводил в Швейцарии и Италии, лишь изредка возвращаясь в Париж. Лист получил множество сильных и ярких впечатлений, его эстетические горизонты расширились. Он окончательно сформировался как художник. Композитор знал итальянский язык, восхищался его музыкальностью. Он в подлиннике знакомился с поэзией Данте, Петрарки, Тассо, чьи творения получили музыкальное воплощение, органически слившееся с первоисточником.

Главенствующей творческой идеей Ф. Листа было обновление музыки, её внутреннюю связь с другими видами искусств. Одной из форм музыкального воплощения этой идеи стало создание больших циклов пьес под названием «Годы странствий», над которыми композитор работал сорок лет, окончательно завершив объёмный труд в конце жизненного пути.
http://svr-lit.ru/svr-lit/parandowski-petrarca/index.htm

Комментарии