Мифы Древней Греции...

Как сказал великий философ Алексей Федорович Лосев в своей книге „Диалектика мифа“, нет ничего, кроме мифа. Миф — это и есть действительность. Нам только кажется, что это сказочка, выдумка, ложь. На самом деле, это реальность. Реальность, которая позначительнее любой другой реальности.
И в музыкальном искусстве мифологические сюжеты Древней Греции занимают большое место. Композиторов разных стран и столетий вдохновляли не только боги и герои, среди которых было много творцов и покровителей искусства, но и то, как широко музыка представлена в звуковой картине мифов и какую огромную роль она играла в воспитании, образовании и общественной жизни того времени.
В мифах очень ярко описывается то, насколько сильно музыка влияла на тех, кто ее слушал. В древнегреческих мифах даже камни понимали музыку… Кроме того, мифы – это просто увлекательные произведения, которые интересно читать и от которых просто получаешь удовольствие. Кстати, такие понятия, как гармония, полифония, какофония, все наши тетрахорды, лидийские и миксолидийские лады, или такое понятие, как агогика – это всё они, греки! Да и само слово Музыка – тоже греческое! Слово «музыка» произошло от греческого musa – «муза».
Из девяти муз пять имели непосредственное отношение к музыке:
Эвтерпа (Евтерпа) считалась покровительницей всего музыкального искусства; изображалась, как правило, с авлосом в руке.
Авлос – наиболее распространенный в Древней Греции духовой музыкальный инструмент, состоящий из цилиндрической или слегка конической трубки с пятью отверстиями и насадки с двойным язычком. Авлос обладал острым и резким звуком и часто использовался в оргиастической музыке культа Диониса. Обыкновенно исполнитель играл одновременно на двух авлосах.
Мельпомена ведала пением и похоронной музыкой, считалась покровительницей сценического искусства трагедии. Изображалась украшенной виноградными листьями, в венке из плюща, с трагической театральной маской в одной руке и палицей или мечом - в другой руке.
Терпсихора ведала хоровым пением. Изображалась с лирой и плектром в руках.
Эрато ведала свадебными песнями.
Полигимния ведала песнопениями в честь богов и героев.
Покровителем искусств древние греки считали бога Аполлона. Именно с него (как с предводителя муз) начинаем наш рассказ. Аполлона недаром называли Мусагетом – покровителем муз!
Миф «Рождение Аполлона» (отрывок)
«… родился бог света Аполлон, и всюду разлились потоки яркого света. Как золотом, залили они скалы Делоса. Все кругом зацвело, засверкало: и прибрежные скалы, и гора Кинт, и долина, и море. Громко славили родившегося бога собравшиеся на Делос богини, поднося ему амврозию и нектар. Вся природа вокруг ликовала вместе с богинями.»
И.Ф.Стравинский
Адажио из балета "Аполлон Мусагет" (исп. Э.Гилельс, 1961)

Stravinsky - Apollon Musagète Adagio - Gilels
Аполлон (Феб - «блистающий») – златокудрый бог света, один из древнейших богов Греции. Сын Зевса и Латоны, брат-близнец Артемиды.
В его культе ясно сохранились следы тотемизма. Так, например, в Аркадии поклонялись Аполлону, изображенному в виде барана. Первоначально Аполлон был богом, охраняющим стада. Постепенно он все больше становился богом света. Позднее его стали считать покровителем переселенцев, покровителем основывающихся греческих колоний, а зачем покровителем искусства, поэзии и музыки: Аполлон - предводитель и покровитель муз (Мусагет). Кроме того, Аполлон стал богом, предсказывающим будущее, богом-врачевателем. Также он очищал людей, совершавших убийство, приносил естественную смерть мужчинам. Одновременно был богом - стреловержцем, насылающим смерть и болезни. Олицетворял Солнце.
Атрибуты Аполлона: серебряный лук и золотые стрелы, золотая кифара (Кифаред - "играющий на кифаре") или лира.

Кифара - один из самых распространенных струнных щипковых музыкальных инструментов Древней Греции. Похожая на лиру, но с большим числом струн, постепенно возросшим с 4 до 12, двумя стойками, соединявшимися перекладиной и резонатором. На кифаре играли стоя, касаясь струн пальцами или специальной палочкой - плектром. Считался инструментом Аполлона.

Лира - струнный музыкальный инструмент. Изобретена Гермесом, натянувшим бычьи жилы на черепаший панцирь, и подарена Аполлону. Позднее, золотая лира была подарена Аполлоном Орфею и стала атрибутом юного музыканта.

Маркантонио Раймонди. Аполлон на Парнасе. Гравюра с подготовительного рисунка Рафаэля. Между 1515 и 1518 гг.
Мифы Древней Греции...Как сказал великий философ Алексей Федорович Лосев в своей книге „Диалектика мифа“, нет ничего, кроме мифа. - 981052875563
Миф «Аполлон и музы»
«Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священного источника Гиппокрена, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хороводы с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины, - постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато - муза любовных песен, Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания - муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.

Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом - все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.»
Аполлон Мусагет. Абс. слух.
"...На залитой солнцем лужайке стоит молодой бог в короткой золотой тунике. В руках у него арфа, искусством игры на которой он уже овладел. Сопровождая аккордами своей арфы доносящиеся до него звуки скрипки, Аполлон начинает танцевать. Неуверенные, робкие позы постепенно сменяются все более и более смелыми танцевальными движениями. И в этом искусстве он делает первые шаги. Он кладет арфу на землю и, отдавшись во власть звучащей в его душе музыки, передает ее смысл в прекрасном танце".
Волшебное Па-де-де из балета Игоря Стравинского "Аполлон Мусагет". Хореография Джорджа Баланчина, в роли Аполлона Михаил Барышников.
https://youtu.be/QEX5HTWz2PM?si=kYIwxSM72FknTKhr
Mikhail Baryshnikov. A variation of Apollo from the ballet "Apollo Musaget". 1987.
На страстной любви Аполлона к музыке неплохо подзаработал хитроумный Гермес: за кифару, сделанную из черепашьего панциря, Гермес выторговал у Аполлона всех его коров, а за дудочку выпросил себе жезл Аполлона и дар предвидения. А тот, словно рассудка лишившись, всё отдал этому проныре Гермесу, а сам остался с дудкой и черепаховой кифарой.
И для всех музыкантов Аполлон – предводитель и родоначальник. И над Большим театром он в своей квадриге восседает!
Квадрига Аполлона, летящая над портиком Большого театра, считается символом этого московского театра.
Древние греки в своих мифах рассказывали про четырёх коней бога Солнца Гелиоса. Гелиосова квадрига позже стала упоминаться вкупе с солнечным богом Аполлоном.
Каждый из коней имеет свое символическое значение:
Первый конь – Эритрей, олицетворяет восход Солнца;
Второй – Эфоп, который означает - "пылающий, огненный";
Третий – Ламп, - "сияющий, сверкающий";
Четвёртый конь – Филогей, символизирует заход Солнца.
Мифы Древней Греции...Как сказал великий философ Алексей Федорович Лосев в своей книге „Диалектика мифа“, нет ничего, кроме мифа. - 981053020203

Как тут не вспомнить бессмертное сравнение Генриха Нейгауза о Ларго из си-минорной шопеновской сонаты:
"Марш для богов, Аполлон Мусагет, шествующий впереди муз"
Ларго из си-минорной шопеновской сонаты в исполнении Артура Рубинштейна
https://youtu.be/4cy3dmqrn3c?si=JVpnOSRnQpPLvub5
Arthur Rubinstein - Chopin Sonata No 3 in B Minor, Op 58 (III Largo)

Комментарии

Комментариев нет.