Трагедия "Медея", основанная на легенде о золотом руне, с участием Ясона и Медеи, была написана греческим писателем Еврипидом и впервые поставлена в Афинах в 431 году до нашей эры.

Медея была принцессой царства Колхида и женой Ясона, предводителя аргонавтов. Поскольку она была потомком бога Солнца Гелиоса, Медея была не просто смертной, она обладала магическими и пророческими способностями. Влюбившись в Ясона, она помогла ему получить Золотое руно от своего отца, царя Ээта, предав при этом свою собственную семью (она убила своего брата).
Медея жила в изгнании с Ясоном и детьми в Коринфе, пока Ясон не предал ее, женившись на принцессе Главке, дочери Креонта, царя Коринфа. Он бросил Медею, которая была опозорена этим поступком мужа. Неутолимое желание ему отомстить привело Медею к созданию коварного плана. Она хитро притворилась, что поддерживает брак Ясона, втираясь к нему в доверие, прежде чем убить царя Креонта и его дочь. Она также зарезала своих детей от Ясона и, согласно версии Сенеки, сбросила тела своих сыновей с крыши дворца, прежде чем бежать из Коринфа на колеснице, запряженной драконами.
В XVII и XVIII веках история Медеи пережила особое возрождение в литературе и драматическом искусстве, хотя еще в 1556 году балет Этьена Жоделля "Настоящие аргонавты" представил образ Медеи ко двору Екатерины Медичи. Французский драматург Пьер Корнель инсценировал миф в 1635 году по текстам Еврипида и Сенеки. За этим последовало множество музыкальных и оперных постановок. Среди художников Медея была популярным мифологическим сюжетом в семнадцатом и восемнадцатом веках, в течение которых ее обычно представляли как аллегорическую обольстительницу, хотя и в самых разных обличьях.
Образ Медеи в музыке:
Франческо Кавалли — опера «Ясон» (Giasone, 1649)
Марк-Антуан Шарпантье — музыкальная трагедия «Медея», 1693
Жан-Филипп Рамо — кантата «Медея»
Родольф, Жан-Жозеф — Ясон и Медея (балет), 1763 год, Штутгарт, первая постановка Ж.-Ж. Новерра, там же; эта постановка стала предвестником всего современного классического балета
Иржи Бенда — мелодрама «Медея», 1775
Луиджи Керубини — опера «Медея», 1797
Симон Майр — опера «Медея в Коринфе» (исп.1813)
И. Г. Науман, «Медея»
Саверио Меркаданте — опера «Медея» (1851)
Э. Кшенек — «Медея»
Д. Мийо — опера «Медея», 1939
Самуэл Барбер — Medea Ballet Suite Op. 23, Medea’s Meditation & Dance of Vengeance (1946)
Фридхельм Дёль — опера «Медея» (1987/1990)
Паскаль Дюсапен — опера «Медея-материал», либретто Хайнера Мюллера (1990)
Chamber Made — опера «Медея», 1993
мюзикл «Marie Christine» на сюжет Медеи, но в Новом Орлеане XIX в. и вуду
Микис Теодоракис — опера «Медея» (1988—1990)
Луиджи Керубини — опера «Медея», 1797
Историческое возрождение «Медеи» состоялось лишь в 1953 году, когда опера была поставлена на фестивале Флорентийский музыкальный май режиссером Маргаритой Вальман под управлением Гуи с участием Марии Каллас. После этого спектакля оперный мир обратил, наконец, внимание на «Медею». Однако надо признать, что лишь удивительное мастерство греческой дивы не только как певицы, но и как драматической актрисы, во многом позволило взглянуть на эту оперу другими глазами.
Принято считать, что так как Мария Каллас пела Медею в спектакле в Далласе, она не пела никогда; в тот вечер она была Медеей. Высшее артистическое достижение — представление, к которому уместно применить такое выражение, не преувеличивая его значимость.
В партии Медеи примечательно отсутствие опоры на средний регистр голоса, большая часть написана внизу и в верхнем регистре с огромными скачками — это и делает ее такой трудной для исполнения, но на голос Каллас партия ложилась прекрасно (ей вообще более чем кому бы то ни было еще удавались подобного рода вокальные задачи - стоит вспомнить хотя бы ее Абигайль). Медея была словно создана для Каллас, позволяла ей проявить демонические краски ее голоса — ненависти и леденящей кровь жестокости — в нижнем регистре, в пронзительных верхах обнажалось страдание мифологической героини во всей остроте. Музыка Керубини — вся буря, шторм, крушение; романтический накал, заключённый в оболочку классицизма, и все это находит выражение в исполнении Каллас, и в содержании, и в стилистике. Ее Медея, как и Норма — это комплекс различных ипостасей (Медея - страдающая мать; униженная и изгоняемая из Коринфа колхидская принцесса; преданная Ясоном возлюбленная; и самое главное - жрица, мифологическая героиня), сложный в многообразии проявляемых эмоций персонаж, а не только фурия из Колхиды. https://youtu.be/PLcExv82u9E?si=V4CY-EOjQ8I54Ux3 Dei tuoi figli la madre - жалостливая ария Медеи из одноимённой оперы Луиджи Керубини.

Maria Callas - Dei tuoi Figli (Medea) - 1955 Studio
«Медея» Луиджи Керубини была оценена не сразу. Как всегда быстро отреагировали в Берлине, где премьера прошла в 1800 году, и Вене (1802, на итальянском языке). В 1809 году «Медею» снова поставили в Вене, на этот раз в сокращенном варианте (было купировано около 500 тактов партитуры). Однако затем интерес к опере упал и последовал значительный перерыв.

Наконец, в 1854 немецкий композитор Ф.Лахнер написал речитативы к франкфуртской постановке оперы состоявшейся в 1855 года и имевшей большой успех. Эта немецкая редакция стала весьма популярной, особенно в Германии. Франкфуртский успех вдохнул вторую жизнь в сценическую судьбу «Медеи». В последующие годы именно Германии состоялось несколько значимых премьер оперы (1869, Лейпциг; 1871, Карлсруэ; 1872, Мюнхен и др.). В 1880 году редакция Лахнера была исполнена в Венской опере Хансом Рихтером.

Английской премьере «Медеи» пришлось ждать аж до 1865 года, когда она была представлена в лондонском Театре Ее величества с речитативами итальянского композитора и дирижера Луиджи Ардити, прославившегося своим знаменитым вокальным вальсом «Il bacio» (Поцелуй). Главную партию исполнила тогдашняя английская примадонна Тереза Титьенс. Опера была принята англичанами с энтузиазмом и в 1870 поставлена в Ковент-Гардене.

Невероятно, но 1-я постановка «Медеи» на родине композитора состоялась лишь в 30 декабря 1909 года в миланском Ла Скала (Дирижер – Витале, в партии Медеи – Маццолени). Для этой премьеры была использована речитативная редакция Лахнера, но в итальянском переводе К. Дзангарини. В дальнейшем именно эта смешанная версия возобладала в сценической практике. Но случилось это нескоро, почти полвека спустя.

Отметим наиболее важные спектакли той эпохи – в 1953 году «Медея была исполнена в Ла Скала вновь с Каллас (Бернстайн–Вальман), Каллас выступила в «Медее» также в Далласе в 1958 году. Эта постановка Алексиса Минотиса все с той же Каллас была возобновлена в Ковент-Гардене в 1959 (дирижер Решиньо) и в Ла Скала в 1961 (дирижер Шипперс). И во всех главным партнером греческой дивы был Викерс (Язон). В 1972 «Медею» исполнили в Венской опере (дирижер Штайн, режиссер – Эвердинг, в заглавной партии Ризанек).

Постановка в Далласе стала сценической премьерой «Медеи» в США. Однако тремя годами ранее (1955) в нью-йоркском Таун-Холле «Медея» впервые предстала перед американскими любителями оперы в концертном исполнении (дирижер А. Гамсон, в заглавной роли Фаррелл). Первая русская постановка оперы была осуществлена в 1982 в Самаре (тогда Куйбышев).

Заглавную партию в «Медее» пели также – Борк, Оливеро, Г. Джонс, Генчер, Кабалье, Дойтеком, Бамбри, Риччарелли, Верретт, Плоурайт, Барстоу. В последние годы Тамар, Шмытка, Теодоссиу, Михаэль, Антоначчи и многие др. Среди дирижеров, исполнявших оперу, Бернстайн, Серафин, Решиньо, Шипперс, Претр, Гарделли, Эрмлер, Пидо и др. В дни юбилея Керубини новые спектакли представят театры Кремоны, Клагенфурта. В ряде других театров возобновят старые.

Как уже отмечалось большинство постановок шло в итальянской версии Дзангарини с речитативами Лахнера. Возвращение к французской редакции с диалогами произошло лишь в 1984 году на фестивале в Бакстоне, где в заглавной роли выступила Розалинд Плоурайт. Этот спектакль не оставил большого следа в истории оперы. Значительно больший резонанс получили две французские «Медеи» 1986 года – в Гранд-Опера (дирижер Стайнберг) и во Флоренции (дирижер Бартолетти). Среди французских версий особо надо отметить спектакль 1995 на фестивале Мартина Франка под управлением Патрика Фурнийе (Яно Тамар в роли Медеи).

Луиджи Керубини —увертюра к опере «Медея»
Cherubini Ouverture from Opera '' Medee '' Medea Sir Neville Marriner Alta calidad y tamaño Baja calidad y tamaño
https://youtu.be/MDMHU6AVTIw?si=DRjRftfOHKsykqXa
Самуэл Барбер — Medea Ballet Suite Op. 23
Samuel Barber: Medea Ballet Suite, Op. 23 (Alsop, Royal Scottish National Orchestra)

Комментарии

  • 25 ноя 2024 16:52
    Одна из многочисленных древнегреческих героинь с трагической судьбой говорила о себе так : "Я пью воду полыни и питаюсь желчью..." (строки из древнегреческой трагедии).