240 лет со дня рождения пианиста-виртуоза и композитора Фердинанда Риса.
Верный друг, незаменимый помощник и биограф великого Людвига ван Бетховена. Но при жизни Фердинанд Рис удостоился общеевропейского признания как самодостаточный известный пианист-виртуоз и композитор. Он родился в Бонне, в очень известной музыкальной семье, его отец, придворный музыкант Франц Антон Рис, обучал Бетховена игре на скрипке, так что Фердинанд с детства знал Людвига. Игре на скрипке и фортепиано Фердинанд учился у отца, с пяти лет также осваивал виолончель, впоследствии брал уроки композиции. Когда ему было 16 лет, отец отправляет сына в Вену, где талантливого парня берёт по своё крыло и обучает игре на фортепиано ставший уже известным Бетховен. Под руководством Бетховена Рис совершенствуется как пианист, а композицией занимается у Альбрехтсбергера. Благодаря рекомендации Бетховена Рис получил место придворного музыканта у князя Лихновского, а потом при дворе Бадена. Дебют Риса как пианиста состоялся в Вене с Третьим Концертом Бетховена, к которому он написал собственную каденцию. Рис постепенно становится помощником, секретарём и другом великого композитора. Он решает множество вопросов, связанных с нарастающей глухотой Бетховена, переписывает ноты его произведений, создаёт интерпретации его фортепианных пьес. На всю жизнь Рис сохранил необыкновенное почтительное уважение и любовь к своему гениальному другу, несмотря на его несносный характер и ворчливость.
Фердинанд начинает активную концертную деятельность. В отличие от своего учителя Бетховена, которого глухота вытеснила с концертной площадки сравнительно рано, Рис оставался одним из самых знаменитых виртуозов Европы вплоть до 1830-х годов. Побывав с концертами в Париже, Гамбурге, Копенгагене, Санкт-Петербурге и Стокгольме, Рис оседает в Лондоне, где не только создаёт себе репутацию серьёзного композитора и пианиста, но и получает место дирижёра Филармонических концертов, проработав на этом посту 10 лет. После Лондона Рис живёт во Франкфурте, где занимается вольным сочинительством, а также руководит музыкальными фестивалями Нижнего Рейна. В первый год, когда он был директором фестиваля, под его руководством была исполнена 9-я симфония Бетховена, это была немецкая премьера этого произведения. В 1837 году, в сотрудничестве со старым другом Бетховена Францем Вегелером, Рис пишет знаменитейшую книгу "Биографические заметки о Людвиге ван Бетховене", которая до сих пор считается одной из самых точных и интересных биографий Бетховена. Фердинанд Рис умер во Франкфурте 13 января 1883 года.
Как композитор Рис оставил около трёхсот музыкальных произведений, включающих 8 симфоний, скрипичный концерт, восемь фортепианных концертов, три оперы, несколько ораторий и кантат, 26 струнных квартетов и множество других произведений разных жанров. Его стиль находится между классической и ранней романтической эпохами. Его манера отличается блеском оркестровки, балансом между виртуозностью и ясностью формы. Безусловно, влияние Бетховена на композитора нельзя отрицать, но его произведения имеют индивидуальный почерк. К сожалению, его музыка была забыта до 20 века. Сегодня его яркие, вдохновенные и стройные произведения возвращаются к зрителю.
Соната для фортепиано фа-диез минор «L`infortunee», op. 26
00:00 I. Adagio con espressione - Allegro molto agitato 07:48 II. Andante - attacca 10:31 III. Finale. Presto
Концерт для фортепиано с оркестром №9 соль минор (1832-33), op.177 Кристофер Хинтерхубер (фортепиано), Уве Гродд (дирижер), Новозеландский симфонический оркестр https://youtu.be/yMnGrDMymiw?si=jSlV9Od1ER01S_hj
Концерт для 2-х валторн с оркестром ми-бемоль мажор (1811), WoO 19 Михаэль Александр Вилленс (дирижер), Тойнис ван дер Зварт (валторна), Оркестр `Kölner Akademie` https://youtu.be/Ie1p2PyidA4?si=rQiIYtXo0AFtOYTO
Музыкальная классика
240 лет со дня рождения пианиста-виртуоза и композитора Фердинанда Риса.
Верный друг, незаменимый помощник и биограф великого Людвига ван Бетховена. Но при жизни Фердинанд Рис удостоился общеевропейского признания как самодостаточный известный пианист-виртуоз и композитор.Он родился в Бонне, в очень известной музыкальной семье, его отец, придворный музыкант Франц Антон Рис, обучал Бетховена игре на скрипке, так что Фердинанд с детства знал Людвига. Игре на скрипке и фортепиано Фердинанд учился у отца, с пяти лет также осваивал виолончель, впоследствии брал уроки композиции. Когда ему было 16 лет, отец отправляет сына в Вену, где талантливого парня берёт по своё крыло и обучает игре на фортепиано ставший уже известным Бетховен. Под руководством Бетховена Рис совершенствуется как пианист, а композицией занимается у Альбрехтсбергера.
Благодаря рекомендации Бетховена Рис получил место придворного музыканта у князя Лихновского, а потом при дворе Бадена. Дебют Риса как пианиста состоялся в Вене с Третьим Концертом Бетховена, к которому он написал собственную каденцию. Рис постепенно становится помощником, секретарём и другом великого композитора. Он решает множество вопросов, связанных с нарастающей глухотой Бетховена, переписывает ноты его произведений, создаёт интерпретации его фортепианных пьес. На всю жизнь Рис сохранил необыкновенное почтительное уважение и любовь к своему гениальному другу, несмотря на его несносный характер и ворчливость.
Фердинанд начинает активную концертную деятельность. В отличие от своего учителя Бетховена, которого глухота вытеснила с концертной площадки сравнительно рано, Рис оставался одним из самых знаменитых виртуозов Европы вплоть до 1830-х годов. Побывав с концертами в Париже, Гамбурге, Копенгагене, Санкт-Петербурге и Стокгольме, Рис оседает в Лондоне, где не только создаёт себе репутацию серьёзного композитора и пианиста, но и получает место дирижёра Филармонических концертов, проработав на этом посту 10 лет. После Лондона Рис живёт во Франкфурте, где занимается вольным сочинительством, а также руководит музыкальными фестивалями Нижнего Рейна. В первый год, когда он был директором фестиваля, под его руководством была исполнена 9-я симфония Бетховена, это была немецкая премьера этого произведения.
В 1837 году, в сотрудничестве со старым другом Бетховена Францем Вегелером, Рис пишет знаменитейшую книгу "Биографические заметки о Людвиге ван Бетховене", которая до сих пор считается одной из самых точных и интересных биографий Бетховена.
Фердинанд Рис умер во Франкфурте 13 января 1883 года.
Как композитор Рис оставил около трёхсот музыкальных произведений, включающих 8 симфоний, скрипичный концерт, восемь фортепианных концертов, три оперы, несколько ораторий и кантат, 26 струнных квартетов и множество других произведений разных жанров. Его стиль находится между классической и ранней романтической эпохами. Его манера отличается блеском оркестровки, балансом между виртуозностью и ясностью формы. Безусловно, влияние Бетховена на композитора нельзя отрицать, но его произведения имеют индивидуальный почерк. К сожалению, его музыка была забыта до 20 века. Сегодня его яркие, вдохновенные и стройные произведения возвращаются к зрителю.
Соната для фортепиано фа-диез минор «L`infortunee», op. 26
00:00 I. Adagio con espressione - Allegro molto agitato
07:48 II. Andante - attacca
10:31 III. Finale. Presto
Александра Оэлер (фортепиано)
https://youtu.be/MlzkECUO2Qw?si=_5U-gLunCn_vGNBL
Кристофер Хинтерхубер (фортепиано), Уве Гродд (дирижер), Новозеландский симфонический оркестр
https://youtu.be/yMnGrDMymiw?si=jSlV9Od1ER01S_hj
Михаэль Александр Вилленс (дирижер), Тойнис ван дер Зварт (валторна), Оркестр `Kölner Akademie`
https://youtu.be/Ie1p2PyidA4?si=rQiIYtXo0AFtOYTO