8 [20] февраля 1876, село Пески, Харьковская губерния, Российская Империя — 3 января 1945, Париж) — русский композитор, пианист и педагог. Родной брат русского композитора Якова Степового (псевдоним Якова Якименко). С 10 лет Федор Акименко учился у Анатолия Лядова и Милия Балакирева в Придворной певческой капелле в Петербурге, где сам преподавал после окончания Петербургской консерватории (1900, класс Римского-Корсакова). Педагогической работой он занимался и позднее: в 1903–1906 был директором музыкальной школы в Ницце, в 1919–1923 занимал пост профессора Петроградской консерватории, а с 1932-го вел класс фортепиано в Русской консерватории Парижа.
Среди учителей, наставников и коллег Фёдора Степановича в Петербурге/Петрограде были самые блистательные музыканты: Сергей Михайлович Ляпунов, Анатолий Константинович Лядов (профессор гармонии), уже упомянутый Римский-Корсаков (композиция), скрипач Пётр Артемьевич Краснокутский (Акименко и на скрипке учился играть!), органист Луи Фёдорович Гомилиус (органный класс тогда посещали многие, включая молодого Сергея Прокофьева).
Класс Римского-Корсакова в Петербургской консерватории отличался подчеркнутым интернационализмом. К Николаю Андреевичу ехали учиться молодые композиторы со всей Российской империи и даже из-за границы. На приводимой ниже фотографии мы видим лишь часть этого интернационального братства музыкантов: поляк Крыжановский, грек Калафати, украинец Акименко, русские - Золотарёв и Черепнин. А были еще и армянин Макар Екмалян, и латыш Язепс Витолс, еврей Михаил Гнесин, итальянец Отторино Респиги (Респиги занимался у Римского-Корсакова приватным образом) - и вообще много кто, всех сразу не упомнишь. Римскому-Корсакову посвящена "Лирическая поэма" Акименко для симфонического оркестра - сочинение очень приятное, но действительно очень корсаковское.
Римский-Корсаков с учениками. Федор Акименко стоит в центре. Стоят: В. П. Калафати, Ф. С. Акименко, В. А. Золотарёв; сидят: И. И. Крыжановский, Н. Н. Черепнин, Римский-Корсаков.
Помимо Римского-Корсакова, Акименко застал живым и достаточно активным патриарха "Могучей кучки" - Милия Алексеевича Балакирева (1837-1910), и пользовался его советами.
А ранее, в 1901-1902 годах, сам Акименко частным образом обучал гармонии юного Игоря Фёдоровича Стравинского.
Сочинения Акименко печатали ведущие музыкальные издатели: М. П. Беляев, П. П. Юргенсон, В. Бессель и другие.
Как пианист, Акименко в 1906 году брал частные уроки у Александра Николаевича Скрябина.
Так что недооценивать влияние на музыку Акименко творчества самых ярких композиторов и исполнителей, с которыми он общался в Петербурге, невозможно. По примеру Лядова, Акименко тяготел к жанру изящной миниатюры; гармонический его стиль кое-чем обязан Римскому-Корсакову, а кое-чем - Скрябину. Позднее сюда прибавились и французские влияния, прежде всего, Дебюсси и Равеля.
До эмиграции в 1923 году Акименко много сочинял, печатался в престижных издательствах Беляева и Юргенсона, возглавлял Харьковское отделение Русского музыкального общества, публиковался в «Русской музыкальной газете». Современники ценили его камерное творчество – фортепианные миниатюры, пьесы для различных инструментов, а также романсы, большинство из которых написано на стихи русских поэтов. Особенно близок композитору был Лермонтов. По стихотворению Лермонтова «Ангел» («По небу полуночи ангел летел и тихую песню он пел…»)
Акименко написал в 1918 году и симфоническую поэму-ноктюрн, исполненную в филармонии по рукописи под управлением автора. В этом же концерте прозвучала «Лирическая поэма» – одно из ранних сочинений композитора, написанное вскоре после окончания консерватории и посвященное Римскому-Корсакову, который в 1901-м продирижировал премьерой Поэмы в Русских симфонических концертах.
Выступление за пультом Филармонического оркестра в авторском отделении 21 марта 1923 года – единственное появление Федора Акименко в Большом зале.
Акименко обладал литературной одаренностью. Он публиковал статьи, афоризмы и очерки в Русской музыкальной газете - ведущем периодическом издании рубежа 19 и 20 веков, основанном историком музыки Николаем Финдейзеном. В частности, в РМГ за 22 ноября 1909 года были напечатаны "Афоризмы художника" Акименко, в которых "религия искусства" переплеталась с идеями русских космистов (прежде всего, Скрябина).
Акименко читал просветительские труды Фламмариона по астрономии, еще находясь в России - они издавались довольно большими тиражами и пользовались популярностью. Переводились и его беллетристические опыты, касавшиеся как соприкосновения астрономии с мистикой, так и чистой мистики. Они также произвели на Акименко сильное впечатление.
Оказавшись во Франции в 1903 году, Акименко лично познакомился с Фламмарионом и создал ряд произведений, посвященных ему и написанных по мотивам его беллетристики.
"Урания" В 1903 году Акименко был приглашен на должность регента хора русской православной церкви в Ницце и проработал там до 1906 года, после чего вернулся в Харьков.
В этот период был написан цикл фортепианных пьес "Урания. Муза неба. Фантастические эскизы" ор. 25, изданный в 1904 году в Москве с почтительным посвящением Фламмариону. Пьесы представляют собой музыкальные "иллюстрации" к роману, в которому Урания, муза звездного неба, увлекает за собой героя (альтер эго самого Фламмариона) и показывает ему другие миры.
Какому эпизоду какая пьеса соответствует, можно понять из эпиграфов к ним.
1. "Иди, иди, к звездам, ввысь, вдаль от Земли"
2. "В другом мире (сон артиста)".
3. "В бесконечном тумане виднеется мрачная, но грандиозная картина таинственной страны с расплывчатыми очертаниями... Воздух вибрирует от шепота, похожего на звук таинственного голоса..."
4. "Неожиданно картина меняется: солнце, излучающее тысячи огней и льющее разноцветные лучи, восходит над горизонтом и озаряет мир ошеломляющим сиянием. Воздух наполняется радостным пением неведомых птиц, и торжествующая природа понемногу умиротворяется под звуки гармоничных аккордов".
Ноты "Урании" можно скачать в известной Библиотеке Петруччи (ismlp). Пьесы не очень трудные, справиться с ними может даже продвинутый ученик музыкальной школы. Но сыграть хорошо, с тонким звукоизвлечением, со всеми нюансами и должным настроением может лишь опытный пианист, уже освоивший Шумана, Скрябина и, желательно, Мессиана.
Еще один фортепианный цикл, вдохновленный Фламмарионом - "Звездные сны" , создан в 1907 году. В 1930 году Акименко создал симфоническую поэму в двух частях - "Стелла", по одноименному "астрономическому" роману Фламмариона. Роман был известен и во французских изданиях, и в переводе на русский язык, изданном в России в 1895 году.
С 1936 г. Акименко все чаще и подолгу бывает в Ницце, а в 1937 г. совсем перебирается туда. Ведет тихую и размеренную жизнь одинокого русского интеллигента: посещает научные лекции, концерты, иногда выступает сам. Возможно,до 1939 г. музыкант получал материальную поддержку от Чехословацкого правительства (в письмах Акименко упоминает о намере нии выхлопотать стипендию, как у писателя Д.Н. Крачковского — знакомого ему по Праге и Ницце). Средства к существованию дают педагогическая работа и небольшие гонорары за всё реже издаваемые сочинения. Оккупация Ниццы в июне 1940 г. прервала многие деловые и дружеские контакты композитора с бывшими соотечественниками и вынудила Акименко задержаться на Лазурном берегу до освобождения Франции. Уединение музыканта в Ницце способствовало интенсивной творческой работе: в 1940-е гг. он написал циклы пьес для фортепиано «Маленькие пасторали», «Сентиментальные страницы», «Импровизации», «10 легких сочинений» («Dix pieces faciles»), «Нежное детство»; Трехголосную фугу си минор для органа, ряд хоровых и вокальных сочинений, доработал и подготовил к изданию ранее созданные опусы. Нужда, лишения и голод не миновали композитора, малоприспособленного к условиям военного времени. Он вернулся в Париж осенью 1944 г., но конца Второй мировой войны не увидел — в начале января 1945 г. Федор Акименко внезапно скончался. Судьба его музыкального архива оказалась достаточно счастливой. Еще были живы многие из его друзей и коллег, которые смогли позаботиться о музыкальных рукописях композитора.Коллекция музыкальных документов Ф.С. Акименко поступила в Национальную библиотеку Франции #Акименко#др1120февраля
Музыкальная классика
Фёдор Степанович Акиме́нко (Якименко;
8 [20] февраля 1876, село Пески, Харьковская губерния, Российская Империя — 3 января 1945, Париж) — русский композитор, пианист и педагог. Родной брат русского композитора Якова Степового (псевдоним Якова Якименко).
С 10 лет Федор Акименко учился у Анатолия Лядова и Милия Балакирева в Придворной певческой капелле в Петербурге, где сам преподавал после окончания Петербургской консерватории (1900, класс Римского-Корсакова). Педагогической работой он занимался и позднее: в 1903–1906 был директором музыкальной школы в Ницце, в 1919–1923 занимал пост профессора Петроградской консерватории, а с 1932-го вел класс фортепиано в Русской консерватории Парижа.
Класс Римского-Корсакова в Петербургской консерватории отличался подчеркнутым интернационализмом. К Николаю Андреевичу ехали учиться молодые композиторы со всей Российской империи и даже из-за границы. На приводимой ниже фотографии мы видим лишь часть этого интернационального братства музыкантов: поляк Крыжановский, грек Калафати, украинец Акименко, русские - Золотарёв и Черепнин. А были еще и армянин Макар Екмалян, и латыш Язепс Витолс, еврей Михаил Гнесин, итальянец Отторино Респиги (Респиги занимался у Римского-Корсакова приватным образом) - и вообще много кто, всех сразу не упомнишь.
Римскому-Корсакову посвящена "Лирическая поэма" Акименко для симфонического оркестра - сочинение очень приятное, но действительно очень корсаковское.
А ранее, в 1901-1902 годах, сам Акименко частным образом обучал гармонии юного Игоря Фёдоровича Стравинского.
Сочинения Акименко печатали ведущие музыкальные издатели: М. П. Беляев, П. П. Юргенсон, В. Бессель и другие.
Как пианист, Акименко в 1906 году брал частные уроки у Александра Николаевича Скрябина.
Так что недооценивать влияние на музыку Акименко творчества самых ярких композиторов и исполнителей, с которыми он общался в Петербурге, невозможно. По примеру Лядова, Акименко тяготел к жанру изящной миниатюры; гармонический его стиль кое-чем обязан Римскому-Корсакову, а кое-чем - Скрябину. Позднее сюда прибавились и французские влияния, прежде всего, Дебюсси и Равеля.
До эмиграции в 1923 году Акименко много сочинял, печатался в престижных издательствах Беляева и Юргенсона, возглавлял Харьковское отделение Русского музыкального общества, публиковался в «Русской музыкальной газете». Современники ценили его камерное творчество – фортепианные миниатюры, пьесы для различных инструментов, а также романсы, большинство из которых написано на стихи русских поэтов.
Особенно близок композитору был Лермонтов. По стихотворению Лермонтова «Ангел» («По небу полуночи ангел летел и тихую песню он пел…»)
Выступление за пультом Филармонического оркестра в авторском отделении 21 марта 1923 года – единственное появление Федора Акименко в Большом зале.
Акименко обладал литературной одаренностью. Он публиковал статьи, афоризмы и очерки в Русской музыкальной газете - ведущем периодическом издании рубежа 19 и 20 веков, основанном историком музыки Николаем Финдейзеном.
В частности, в РМГ за 22 ноября 1909 года были напечатаны "Афоризмы художника" Акименко, в которых "религия искусства" переплеталась с идеями русских космистов (прежде всего, Скрябина).
Акименко читал просветительские труды Фламмариона по астрономии, еще находясь в России - они издавались довольно большими тиражами и пользовались популярностью. Переводились и его беллетристические опыты, касавшиеся как соприкосновения астрономии с мистикой, так и чистой мистики. Они также произвели на Акименко сильное впечатление.
Оказавшись во Франции в 1903 году, Акименко лично познакомился с Фламмарионом и создал ряд произведений, посвященных ему и написанных по мотивам его беллетристики.
"Урания"
В 1903 году Акименко был приглашен на должность регента хора русской православной церкви в Ницце и проработал там до 1906 года, после чего вернулся в Харьков.
В этот период был написан цикл фортепианных пьес "Урания. Муза неба. Фантастические эскизы" ор. 25, изданный в 1904 году в Москве с почтительным посвящением Фламмариону.
Пьесы представляют собой музыкальные "иллюстрации" к роману, в которому Урания, муза звездного неба, увлекает за собой героя (альтер эго самого Фламмариона) и показывает ему другие миры.
Какому эпизоду какая пьеса соответствует, можно понять из эпиграфов к ним.
1. "Иди, иди, к звездам, ввысь, вдаль от Земли"
2. "В другом мире (сон артиста)".
3. "В бесконечном тумане виднеется мрачная, но грандиозная картина таинственной страны с расплывчатыми очертаниями... Воздух вибрирует от шепота, похожего на звук таинственного голоса..."
4. "Неожиданно картина меняется: солнце, излучающее тысячи огней и льющее разноцветные лучи, восходит над горизонтом и озаряет мир ошеломляющим сиянием. Воздух наполняется радостным пением неведомых птиц, и торжествующая природа понемногу умиротворяется под звуки гармоничных аккордов".
Ноты "Урании" можно скачать в известной Библиотеке Петруччи (ismlp). Пьесы не очень трудные, справиться с ними может даже продвинутый ученик музыкальной школы. Но сыграть хорошо, с тонким звукоизвлечением, со всеми нюансами и должным настроением может лишь опытный пианист, уже освоивший Шумана, Скрябина и, желательно, Мессиана.
Записи в сети имеются, слушайте и получайте удовольствие.
https://youtu.be/bUsoh3O7ZOU?si=5xkf2n7gQlx0FNle
С 1936 г. Акименко все чаще и подолгу бывает в Ницце, а в 1937 г. совсем
перебирается туда. Ведет тихую и размеренную жизнь одинокого русского интеллигента: посещает научные лекции, концерты, иногда выступает сам. Возможно,до 1939 г. музыкант получал материальную поддержку от Чехословацкого правительства (в письмах Акименко упоминает о намере нии выхлопотать стипендию, как у писателя Д.Н. Крачковского — знакомого ему по Праге и Ницце). Средства к существованию дают педагогическая работа и небольшие гонорары за всё реже издаваемые сочинения.
Оккупация Ниццы в июне 1940 г. прервала многие деловые и дружеские контакты композитора с бывшими соотечественниками и вынудила Акименко задержаться на Лазурном берегу до освобождения Франции. Уединение музыканта в Ницце способствовало интенсивной творческой работе: в 1940-е гг. он написал циклы пьес для фортепиано «Маленькие пасторали», «Сентиментальные страницы», «Импровизации»,
«10 легких сочинений» («Dix pieces faciles»), «Нежное детство»; Трехголосную фугу си минор для органа, ряд хоровых и вокальных сочинений, доработал и подготовил к изданию ранее созданные опусы. Нужда, лишения и голод не миновали композитора, малоприспособленного к условиям военного времени. Он вернулся
в Париж осенью 1944 г., но конца Второй мировой войны не увидел — в начале января 1945 г. Федор Акименко внезапно скончался. Судьба его музыкального архива оказалась достаточно счастливой. Еще были живы многие из его друзей и коллег, которые смогли позаботиться о музыкальных рукописях композитора.Коллекция музыкальных документов Ф.С. Акименко поступила в Национальную библиотеку Франции
#Акименко#др1120февраля