Великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха ценят во всем мире.
А вот о женщинах из его музыкальной семьи - сестрах, женах, дочерях и внучках - известно крайне мало. Анна Магдалена Вильке была в первой половине XVIII века известной сопранисткой. Однако она так и не вошла в историю как певица - выйдя в 20 лет замуж за Иоганна Себастьяна Баха, она осталась в памяти многих просто "второй женой" великого немецкого композитора. Лишь с 1970-х годов музыкальные исследования в Европе стали более интенсивно обращаться к творчеству женщин, которые сами сочиняли и исполняли музыку или пели. "Первыми, на кого обратили особое внимание, стали женщины, имена которых упоминались в связи с мужскими - как, например, Анна Магдалена Бах", - поясняет Керстин Визе, директор Музея Баха. https://youtu.be/9kRiyW7dPJM?si=MgtRzDxI8V_9N7kn
Анна Каролина Филиппина Бах, Мария Саломея Бах, Сесилия Бах и Катарина Доротея Бах - их имена почти неизвестны. Однако эти женщины не только были опорой для своих семей и мужей или отцов-композиторов. Они переписывали своим красивым почерком партитуры, вели деловые переговоры, а после смерти своих спутников продолжали публиковать и распространять их произведения. И, наконец, некоторые из них и сами сочиняли музыку, играли на различных инструментах или пели.
Например, Селилия, урожденная Грасси, была известной итальянской певицей-сопранисткой. Она выступала в Венеции, Болонье, Турине и Лондоне. В 1776 году вышла замуж за Иоганна Кристиана Баха, младшего сына Иоганна Себастьяна Баха, и покинула большую сцену. Иоганн Кристиан написал для нее несколько произведений, в числе которых кантаты "Amor vincitore" и "Cefalo e Procri". После смерти мужа уверенная в себе женщина добилась того, чтобы одна из опер была исполнена точь-в-точь так, как композитор указал в партитуре. Сохранилось лишь одно личное письмо, написанное пером Баха. В нем композитор рассказывает о своей музыкальной семье, с которой он мог бы давать собственные концерты. Подобные выступления практиковались на ежегодной большой семейной встрече Бахов. В этом письме к школьному другу Бах прямо говорит о своей жене Анне Магдалене и старшей дочери Катарине Доротее. Он пишет, что его супруга даже поет "чистым сопрано", и отмечает, что его старшая дочь "тоже весьма неплоха", что для того времени звучало как большая похвала.
«Утро в доме Баха», Розенталь, 1870.
Про сестер и внучку Баха мало кто слышал Из забавной песенки, которую Бах написал для одной из таких семейных посиделок, мы узнаем, что конюх тыкал вилкой и дразнил его сестру Марию Саломею. "Мы знаем о братьях Иоганна Себастьяна Баха, но вряд ли кто-то слышал про Марию Саломею, - говорит Керстин Визе. - Я просто хочу, чтобы как минимум стало известно, что у него были еще и сестры". Сам он был восьмым, младшим, ребенком в семье немецкого музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Марии Элизабет Леммерхирт.
Анна Каролина Филиппина Бах была внучкой Иоганна Себастьяна Баха. Она работала у своего отца Карла Филиппа Эмануэля Баха, который в XVIII веке, в эпоху классической музыки, был даже более известен, чем его отец Иоганн Себастьян. Анна Каролина Филиппина организовывала переписку и поддерживала контакты с издателями, музыкантами и переписчиками нот. После смерти отца она продолжила распространять его творчество.
Силуэт Анны Каролины Филиппины Бах - один из немногих портретов женщин из этой музыкальной семьи. Она была внучкой Иоганна Себастьяна Баха. Это один из немногих сохранившихся портретов женщин из семьи Баха.
Силуэт Анны Каролины Филиппины Бах, внучки Иоганна Себастьяна Баха
О значимости некоторых женщин, связанных с музыкой в XVIII веке, можно говорить на примере Анны Магдалены Бах. И хотя прямых доказательств нет, но исходя из записей в придворных книгах о выплаченных денежных вознаграждениях, можно предположить, что она была очень востребованной певицей. Иоганн Себастьян Бах и Анна Магдалена встретились при дворе Леопольда Ангальт-Кётенского в немецком Кётене, где Бах с 1717 года занимал должность капельмейстера. Анна Магдалена работала там певицей и, согласно платежным ведомостям, получала третье по величине жалование при дворе после Баха. Уже одно это говорит о том, насколько ценился ее голос. Анна Магдалена родилась 22 сентября 1701 года в Цайце, курфюршество Саксония, в музыкальной семье. Её отец Иоганн Каспар Вильке (ок. 1660—1733) был трубачом, сделавшим карьеру при дворах Цайца и Вайсенфельса. Её мать Маргарета Елизавета (в девичестве Либе) была дочерью органиста. О её начальном музыкальном образовании известно мало. Бах женился на 20-летней Анне Магдалене 3 декабря 1721 года, 17 месяцев спустя после смерти первой жены Марии Барбары. В этом браке родилось 13 детей, но 7 из них умерли в раннем детстве
В 1723 году Бах вступил в должность кантора в церкви Святого Фомы в Лейпциге и руководил знаменитым хором мальчиков при церкви. Вскоре он стал музыкальным руководителем всех церквей города, а затем и Музыкальной коллегии, специализировавшейся на исполнении светских концертов. С тех пор Анне Магдалене Бах больше не разрешалось выступать в городе публично.
После смерти Баха она добилась, чтобы был издан его знаменитый учебник "Искусство фуги". Кроме того, ее имя вошло в историю музыки благодаря "Нотной тетради Анны Магдалены Бах" с сочинениями Иоганна Себастьяна Баха, которая сегодня является учебным пособием, знакомым почти каждому изучающему фортепианную музыку
По мнению исследователей, к 24-летию Анны Магдалены И.С. Бах подарил ей тетрадь в кожаном переплете, на обложке которой золотом были выведены инициалы А М В и год — 1725. Тетрадь эта по мере заполнения (записи вносились в тетрадь вплоть до 1740 г.) превратилась в музыкальный альбом, которым пользовались все члены семейства, а не только Анна Магдалена, как многие предполагают. ⠀ Заметим, что это не первый «семейный» музыкальный альбом Баха: в 1720 г. появляется «Клавирная книжечка для Вильгельма Фридемана» — старшего сына композитора, а 1722 г. датируется первая тетрадь для Анны Магдалены, в которой Бахом были помимо прочего записаны танцевальные циклы («Французские сюиты»). ⠀ Распространено мнение, что нотная тетрадь Анны Магдалены Бах состоит из легких пьес, сочиненных Бахом для обучения своей второй жены игре на клавире. На самом деле это не совсем так. Содержание тетради 1725 г. очень неоднородно: в нее вошли не только разножанровые пьесы для клавира, но и вокальные сочинения, и все они весьма различны и по сложности исполнения.
Согласно идентификации по почерку записи в тетрадь вносил не только глава семейства, но и Анна Магдалена с детьми. Из 42 произведений, вошедших в тетрадь, непосредственно Баху принадлежат две Партиты, две Французских сюиты, знаменитая прелюдия до мажор, вошедшая впоследствии в I том «Хорошо темперированного клавира» и «Ария», которая стала темой в «Гольдберг-вариациях» композитора. ⠀
Григорий Соколов - Гольдберг-вариации, BWV 988: Вариация No. 1
Мария Юдина - Гольдберг вариации для клавесина, BWV 988, Отрывок 1
Обложка первого «Альбома Анны Магдалены Бах» 1722 года с посвятительной надписью Иоганна Себастьяна Баха.
Рядом с произведениями И.С. Баха в тетради можно встретить и сочинения второго сына композитора Карла Филиппа Эмануэля, а также произведения знаменитого французского клавесиниста Ф. Куперена, старших современников Баха органистов Г. Бема и Кр. Петцольда, и др. композиторов. К сожалению, многие пьесы, вошедшие в тетрадь, до сих пор издаются с пометкой «неизвестный композитор», исследователи не могут с точностью указать имена авторов всех пьес. ⠀ Особое место в тетради занимают простые пьесы танцевальных жанров, их появление в семейном альбоме объясняется весьма просто: эти пьесы должны были сопровождать уроки танцев, которые получали дети Баха.
Все эти сочинения, записанные практически три столетия назад в нотную тетрадь Анны Магдалены Бах, продолжают звучать сегодня, они являются первой ступенькой знакомства юных пианистов с полифонией и барочной клавирной музыкой.
Во время проживания в Лейпциге Анна Магдалена организовывала регулярные музыкальные вечера, на которых вся семья пела и играла для гостей. Дом Бахов надолго стал музыкальным центром Лейпцига. Помимо музыки, Анна Магдалена увлекалась садоводством.
После смерти мужа в 1750 году в семье начались конфликты между сыновьями и вскоре они разъехались. С Анной Магдаленой остались две младшие дочери (Иоганна Каролина и Регина Сузанна) и падчерица Катарина Доротея. Сыновья и пасынки продолжали поддерживать с оставленной семьёй формальные отношения, но не оказывали никакой материальной помощи. Это делало Анну Магдалену всё более зависимой от вспомоществований властей города, которые с годами становились всё более редкими.
Анна Магдалена Бах умерла 27 февраля 1760 года. Из-за полного отсутствия денег и поручителей, которые могли бы взять на себя издержки по похоронам, Анна была похоронена в безымянной могиле на кладбище для нищих при церкви Св. Иоанна в Лейпциге. Церковь и окружающие её здания, а также кладбище были разрушены при налёте союзной авиации в 1945 году.
Фильм о И. С. Бахе! Режиссер: Жан-Мари Штрауб / Jean-Marie Straub В ролях: Густав Леонхардт, Кристиан Ланг, Боб фан Асперен, Николаус Арнонкур
Музыкальная классика
Великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха ценят во всем мире.
А вот о женщинах из его музыкальной семьи - сестрах, женах, дочерях и внучках - известно крайне мало.
Анна Магдалена Вильке была в первой половине XVIII века известной сопранисткой. Однако она так и не вошла в историю как певица - выйдя в 20 лет замуж за Иоганна Себастьяна Баха, она осталась в памяти многих просто "второй женой" великого немецкого композитора.
Лишь с 1970-х годов музыкальные исследования в Европе стали более интенсивно обращаться к творчеству женщин, которые сами сочиняли и исполняли музыку или пели. "Первыми, на кого обратили особое внимание, стали женщины, имена которых упоминались в связи с мужскими - как, например, Анна Магдалена Бах", - поясняет Керстин Визе, директор Музея Баха. https://youtu.be/9kRiyW7dPJM?si=MgtRzDxI8V_9N7kn
Например, Селилия, урожденная Грасси, была известной итальянской певицей-сопранисткой. Она выступала в Венеции, Болонье, Турине и Лондоне. В 1776 году вышла замуж за Иоганна Кристиана Баха, младшего сына Иоганна Себастьяна Баха, и покинула большую сцену. Иоганн Кристиан написал для нее несколько произведений, в числе которых кантаты "Amor vincitore" и "Cefalo e Procri". После смерти мужа уверенная в себе женщина добилась того, чтобы одна из опер была исполнена точь-в-точь так, как композитор указал в партитуре.
Сохранилось лишь одно личное письмо, написанное пером Баха. В нем композитор рассказывает о своей музыкальной семье, с которой он мог бы давать собственные концерты. Подобные выступления практиковались на ежегодной большой семейной встрече Бахов. В этом письме к школьному другу Бах прямо говорит о своей жене Анне Магдалене и старшей дочери Катарине Доротее. Он пишет, что его супруга даже поет "чистым сопрано", и отмечает, что его старшая дочь "тоже весьма неплоха", что для того времени звучало как большая похвала.
Про сестер и внучку Баха мало кто слышал
Из забавной песенки, которую Бах написал для одной из таких семейных посиделок, мы узнаем, что конюх тыкал вилкой и дразнил его сестру Марию Саломею. "Мы знаем о братьях Иоганна Себастьяна Баха, но вряд ли кто-то слышал про Марию Саломею, - говорит Керстин Визе. - Я просто хочу, чтобы как минимум стало известно, что у него были еще и сестры". Сам он был восьмым, младшим, ребенком в семье немецкого музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Марии Элизабет Леммерхирт.
Анна Каролина Филиппина Бах была внучкой Иоганна Себастьяна Баха. Она работала у своего отца Карла Филиппа Эмануэля Баха, который в XVIII веке, в эпоху классической музыки, был даже более известен, чем его отец Иоганн Себастьян. Анна Каролина Филиппина организовывала переписку и поддерживала контакты с издателями, музыкантами и переписчиками нот. После смерти отца она продолжила распространять его творчество.
Силуэт Анны Каролины Филиппины Бах - один из немногих портретов женщин из этой музыкальной семьи. Она была внучкой Иоганна Себастьяна Баха. Это один из немногих сохранившихся портретов женщин из семьи Баха.
Анна Магдалена родилась 22 сентября 1701 года в Цайце, курфюршество Саксония, в музыкальной семье. Её отец Иоганн Каспар Вильке (ок. 1660—1733) был трубачом, сделавшим карьеру при дворах Цайца и Вайсенфельса. Её мать Маргарета Елизавета (в девичестве Либе) была дочерью органиста. О её начальном музыкальном образовании известно мало.
Бах женился на 20-летней Анне Магдалене 3 декабря 1721 года, 17 месяцев спустя после смерти первой жены Марии Барбары. В этом браке родилось 13 детей, но 7 из них умерли в раннем детстве
В 1723 году Бах вступил в должность кантора в церкви Святого Фомы в Лейпциге и руководил знаменитым хором мальчиков при церкви. Вскоре он стал музыкальным руководителем всех церквей города, а затем и Музыкальной коллегии, специализировавшейся на исполнении светских концертов. С тех пор Анне Магдалене Бах больше не разрешалось выступать в городе публично.
По мнению исследователей, к 24-летию Анны Магдалены И.С. Бах подарил ей тетрадь в кожаном переплете, на обложке которой золотом были выведены инициалы А М В и год — 1725. Тетрадь эта по мере заполнения (записи вносились в тетрадь вплоть до 1740 г.) превратилась в музыкальный альбом, которым пользовались все члены семейства, а не только Анна Магдалена, как многие предполагают.
⠀
Заметим, что это не первый «семейный» музыкальный альбом Баха: в 1720 г. появляется «Клавирная книжечка для Вильгельма Фридемана» — старшего сына композитора, а 1722 г. датируется первая тетрадь для Анны Магдалены, в которой Бахом были помимо прочего записаны танцевальные циклы («Французские сюиты»).
⠀
Распространено мнение, что нотная тетрадь Анны Магдалены Бах состоит из легких пьес, сочиненных Бахом для обучения своей второй жены игре на клавире. На самом деле это не совсем так. Содержание тетради 1725 г. очень неоднородно: в нее вошли не только разножанровые пьесы для клавира, но и вокальные сочинения, и все они весьма различны и по сложности исполнения.
Согласно идентификации по почерку записи в тетрадь вносил не только глава семейства, но и Анна Магдалена с детьми. Из 42 произведений, вошедших в тетрадь, непосредственно Баху принадлежат две Партиты, две Французских сюиты, знаменитая прелюдия до мажор, вошедшая впоследствии в I том «Хорошо темперированного клавира» и «Ария», которая стала темой в «Гольдберг-вариациях» композитора.
⠀
⠀
Особое место в тетради занимают простые пьесы танцевальных жанров, их появление в семейном альбоме объясняется весьма просто: эти пьесы должны были сопровождать уроки танцев, которые получали дети Баха.
Все эти сочинения, записанные практически три столетия назад в нотную тетрадь Анны Магдалены Бах, продолжают звучать сегодня, они являются первой ступенькой знакомства юных пианистов с полифонией и барочной клавирной музыкой.
Помимо музыки, Анна Магдалена увлекалась садоводством.
После смерти мужа в 1750 году в семье начались конфликты между сыновьями и вскоре они разъехались. С Анной Магдаленой остались две младшие дочери (Иоганна Каролина и Регина Сузанна) и падчерица Катарина Доротея. Сыновья и пасынки продолжали поддерживать с оставленной семьёй формальные отношения, но не оказывали никакой материальной помощи. Это делало Анну Магдалену всё более зависимой от вспомоществований властей города, которые с годами становились всё более редкими.
Анна Магдалена Бах умерла 27 февраля 1760 года. Из-за полного отсутствия денег и поручителей, которые могли бы взять на себя издержки по похоронам, Анна была похоронена в безымянной могиле на кладбище для нищих при церкви Св. Иоанна в Лейпциге. Церковь и окружающие её здания, а также кладбище были разрушены при налёте союзной авиации в 1945 году.
Фильм о И. С. Бахе!
Режиссер: Жан-Мари Штрауб / Jean-Marie Straub
В ролях: Густав Леонхардт, Кристиан Ланг, Боб фан Асперен, Николаус Арнонкур