31 мар
340 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха
"Монументальное чудо мировой музыки. Композитор, достигший таких высот в своём творчестве, что равных ему просто нет. Он - вершина. Он - Эверест. На пике его вдохновения - космос разговаривает с людьми. И, в то же время, эта музыка очень земная. Она о каждом, но, одновременно… обо всех. Так в капле воды можно разглядеть море. Музыкантское мышление великого мастера абсолютно. Но оно только средство для передачи живых мыслей, чувств, образов. Бах - творец, создавший собственную вселенную. Человечество благодарно приобщается к его творчеству, как к роднику - восполняя силы для жизни, для веры, для любви" - Александр Майкапар
Среди величайших композиторов всех времен и народов Иоганн Себастьян Бах, безусловно, первый. И даже не первый среди равных, а абсолютно первый. Именно с него начинается отсчет самого лучшего и значительного, что создано человечеством в области музыки едва ли не за целую тысячу лет, хотя после его смерти прошло уже более двух с половиной столетий. Он обобщил и завершил то, что веками создавали до него многие поколения музыкантов Австрии, Германии, Франции, Италии и других стран Европы, и открыл тем самым дорогу новому, современному этапу в развитии музыкального искусства, идущему от венского классицизма вплоть до наших дней.
Иоганн Себастьян Бах создал великие "Страсти" и знаменитую "Рождественскую ораторию". Будучи кантором хора Святого Фомы в Лейпциге (известного также как Томанерхор), он написал кантаты, ставшие шедеврами его творчества. В церкви Святого Фомы он проработал большую часть своей жизни — последние 27 лет, за что и получил прозвище «лейпцигский кантор». В этот период созданы самые значительные произведения композитора — большинство кантат, в том числе «Кофейная», Высокая месса, Хорошо темперированный клавир (2-й том), партиты, Гольдберг-вариации, Музыкальное приношение и другие. Сборник прелюдий и фуг "Хорошо темперированный клавир", а также серия фуг и кантат в сборнике "Искусство фуги" Баха оказали прочное влияние на мир музыки, не ослабевающее и по сегодняшний день.
Иоганн Себастьян Бах автор по неземному красивой музыки, это знают все. А вот о личности музыканта известно немного.
Иоганн Себастьян Бах не оставил потомкам практически никаких личных записей или высказываний. Лишь в одном сохранившемся письме своему другу Георгу Эрдману Бах написал о своей семье. О детстве Баха существуют по крайней мере некоторые свидетельства в некрологе, написанном сыном композитора Карлом Филиппом Эмануилом Бахом.
Тем не менее, даже ноты на пожелтевшей бумаге при ближайшем рассмотрении могут стать источником поразительных познаний о том, как работал великий композитор. Записи на полях одного из оригинальных нотных листов показывают, что Бах, работая над одним произведением, уже вынашивал идею следующего.
Музыка Баха есть в репертуаре самых известных мировых исполнителей, которые не перестают восторгаться его мастерством и совершенством.
- Иоганн Себастьян Бах - Хорал «Иисус радость моя»
Родился Иоганн Себастьян Бах 31 марта 1685 года в Германии, в городе Эйзенах. Он был самым младшим из восьми детей Иоганна Амброзиуса Баха, профессионально занимавшегося музыкой.
Пять поколений семейства Бахов были музыкантами. Впоследствии историками обнаружено почти пятьдесят родственников Баха, которые посвятили свою жизнь музыке. Самым известным стал Фейт Бах, приходившийся Иоганну прадедом. Несмотря на то, что он работал булочником, он не расставался с цитрой – щипковым музыкальным инструментом, представлявшим собой обычный ящик. Куда бы он ни шел, инструмент всегда был при нем.
Отец Иоганна виртуозно владел скрипкой, играл на ней в церкви, а также был организатором светских концертов. Именно он стал первым учителем для самого младшего из своих сыновей. Отец отвел его в церковный хор, и не мог нарадоваться, глядя на его успехи и на рвение к познанию музыки.
Пять поколений семейства Бахов были музыкантами. Впоследствии историками обнаружено почти пятьдесят родственников Баха, которые посвятили свою жизнь музыке. Самым известным стал Фейт Бах, приходившийся Иоганну прадедом. Несмотря на то, что он работал булочником, он не расставался с цитрой – щипковым музыкальным инструментом, представлявшим собой обычный ящик. Куда бы он ни шел, инструмент всегда был при нем.
Отец Иоганна виртуозно владел скрипкой, играл на ней в церкви, а также был организатором светских концертов. Именно он стал первым учителем для самого младшего из своих сыновей. Отец отвел его в церковный хор, и не мог нарадоваться, глядя на его успехи и на рвение к познанию музыки.
Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать, а через год не стало отца, и в десять лет Иоганн остался сиротой.
Вследствие этого он оказался на попечении самого старшего из братьев – Иоганна Кристофа, который служил в церкви органистом и учил музыке детей из городка Ордруф, расположенного по соседству. Стараниями Кристофа, Себастьян оказался в гимназии, где обучался латыни, богословию, истории.
С помощью старшего брата Бах осилил орган и клавир, однако его пытливый ум требовал большей нагрузки. У него была тетрадь, в которой были записаны лучшие произведения музыкантов того времени, и при свете луны он списывал ноты в свою тетрадку. Занятие было запрещенным, поэтому когда Кристоф застукал младшего брата, то отнял записи и строго запретил этим заниматься.
Вследствие этого он оказался на попечении самого старшего из братьев – Иоганна Кристофа, который служил в церкви органистом и учил музыке детей из городка Ордруф, расположенного по соседству. Стараниями Кристофа, Себастьян оказался в гимназии, где обучался латыни, богословию, истории.
С помощью старшего брата Бах осилил орган и клавир, однако его пытливый ум требовал большей нагрузки. У него была тетрадь, в которой были записаны лучшие произведения музыкантов того времени, и при свете луны он списывал ноты в свою тетрадку. Занятие было запрещенным, поэтому когда Кристоф застукал младшего брата, то отнял записи и строго запретил этим заниматься.
Трудовая биография Баха началась рано. В 16 лет он уже нашел себе работу в городе Люнебург, закончил обучение в вокальной гимназии, и хотел дальше учиться в университете. Однако из-за бедственного положения и необходимости самому обеспечивать свое существование, университетское образование получить не удалось.
Кроме несомненной талантливости, Себастьян был очень любознательным, и это свойство характера не позволяло засиживаться на одном месте. Молодой человек захотел отправиться в путешествие, в ходе которого он посетил Гамбург, Любек, Целль. Там он впервые услышал музыку Георга Бема и Рейнкена.
Кроме несомненной талантливости, Себастьян был очень любознательным, и это свойство характера не позволяло засиживаться на одном месте. Молодой человек захотел отправиться в путешествие, в ходе которого он посетил Гамбург, Любек, Целль. Там он впервые услышал музыку Георга Бема и Рейнкена.
После окончания гимназии в Люнебурге в 1703-м, Баха взяли в придворные музыканты. Он оказался в капелле герцога Иоганна Эрнста. На протяжении шести месяцев Себастьян был скрипачом, и в это время к нему пришла первая известность. Однако через полгода Баха уже не радовала его работа, ему абсолютно не хотелось развлекать господ. Ему хотелось дальнейшего творческого развития, ему нравилось заниматься чем-то новым и интересным. Поэтому когда его пригласили стать придворным органистом в храме Святого Бонифация в Арнштадте, то он согласился, даже не раздумывая.
https://youtu.be/7zvyIv7uwyE?si=gh3ONfHbyXs2sl9f
Работать ему нужно было всего три дня в неделю, но за это ему платили приличное жалование. Инструмент, принадлежавший церкви, был очень хорошо настроен, поэтому возможностей для творчества появилось намного больше. Именно это пребывание в Арнштадте положило начало музыкальному наследию Баха. За три года, которые он прожил в этом городе, он стал автором более тридцати произведений для органа, кантат, каприччио, сюит. Однако молодой композитор не сошелся с местными властями, поэтому вскоре уехал из города.
Церковное начальство и так не очень любило молодого композитора-новатора, но после того, как он надолго отлучился со своего рабочего места в Арнштадте, устроили ему настоящее судилище.
Дело в том, что он отпросился на месяц, чтобы побывать в городе Любек, где в то время жил и работал Дитрих Букстехуде, популярный исполнитель органной музыки. Себастьян слышал о нем с детских лет, и когда выпала возможность, хотел послушать его произведения. У него не было средств взять карету, поэтому он шел пешком до Любека. Бах был потрясен творчеством органиста, и буквально забыл о времени. Вместо того, чтобы вернуться через месяц, он отсутствовал на протяжении четырех.
Церковное начальство и так не очень любило молодого композитора-новатора, но после того, как он надолго отлучился со своего рабочего места в Арнштадте, устроили ему настоящее судилище.
Дело в том, что он отпросился на месяц, чтобы побывать в городе Любек, где в то время жил и работал Дитрих Букстехуде, популярный исполнитель органной музыки. Себастьян слышал о нем с детских лет, и когда выпала возможность, хотел послушать его произведения. У него не было средств взять карету, поэтому он шел пешком до Любека. Бах был потрясен творчеством органиста, и буквально забыл о времени. Вместо того, чтобы вернуться через месяц, он отсутствовал на протяжении четырех.
Церковь в Арнштадте, где Бах был органистом с 1703 по 1707 год. В 1935 году церковь была переименована в «Бахкирхе».
Вернувшись в Арнштадт, Бах получил серьезный нагоняй от церковного руководства, и обидевшись, ушел с «насиженного места». Он переезжает в Мюльхаузен, и устраивается органистом в собор Святого Власия.
Новое руководство по достоинству оценило его способности, он пользовался их расположением, и даже заработная плата здесь была больше, чем на предыдущем месте. Старый орган нуждался в реставрации, и Себастьян сумел придумать план, как сделать его более современным, причем за небольшие деньги. В это время он создает кантату «Господь – мой царь», которая была приурочена новому консулу, вступавшему на должность.
https://youtu.be/upSpTIFW30o?si=txkxZYKNfSxvMAwq
J.S. Bach - Concerto for Harpsichord in D major BWV 1054 - II. Adagio e piano sempre
Gustav Leonhardt
В этом городе Бах оставался на протяжении года, потом его душе снова захотелось перемен и он переезжает в Веймар. В 1708-м он стал придворным органистом и жил по соседству с дворцом герцога.
Годы проживания в Веймаре не прошли даром. Себастьян стал автором нескольких десятков произведений для оркестра и клавира, услышал музыку Корелли и Вивальди, начал работать с гармоническими схемами и динамичными ритмами. Он тесно общался с Иоганном Эрнстом, который дал ему работу, и кроме этого сам писал и исполнял музыку. Это общение самым благотворным образом сказалось на творчестве Иоганна Себастьяна. После возвращения из Италии в 1713-м, герцог поделился с Бахом нотами произведений итальянских музыкантов. Это было настоящим открытием для Баха, он увидел новые горизонты развития своего таланта.
Именно в Веймаре Бах написал хоральные органные прелюдии, вошедшие потом в сборник под названием «Органная книжечка». В это же время выходит и его органная «Токката и фуга ре-минор», «Пассакалья до-минор» и еще два десятка духовных кантат.
https://youtu.be/mu_C_g8VoPE?si=NrDojphGjHLUIymh
Годы проживания в Веймаре не прошли даром. Себастьян стал автором нескольких десятков произведений для оркестра и клавира, услышал музыку Корелли и Вивальди, начал работать с гармоническими схемами и динамичными ритмами. Он тесно общался с Иоганном Эрнстом, который дал ему работу, и кроме этого сам писал и исполнял музыку. Это общение самым благотворным образом сказалось на творчестве Иоганна Себастьяна. После возвращения из Италии в 1713-м, герцог поделился с Бахом нотами произведений итальянских музыкантов. Это было настоящим открытием для Баха, он увидел новые горизонты развития своего таланта.
Именно в Веймаре Бах написал хоральные органные прелюдии, вошедшие потом в сборник под названием «Органная книжечка». В это же время выходит и его органная «Токката и фуга ре-минор», «Пассакалья до-минор» и еще два десятка духовных кантат.
https://youtu.be/mu_C_g8VoPE?si=NrDojphGjHLUIymh
Прошло немного времени, и Себастьян приобрел широкую известность как органист и мастер клавесина. В 1717-м из Франции в Дрезден приехал известный музыкант Луи Маршан. Ему предложили состязаться в мастерстве игры на клавесине с Бахом, он вначале согласился, но в назначенный день тайком покинул город, потому что боялся проиграть талантливому Иоганну Себастьяну.
Иоганн Себастьян Бах-фа минор,хоральная прелюдия.
Иоганн Себастьян Бах-фа минор,хоральная прелюдия.
Иоганн Себастьян Бах-фа минор,хоральная прелюдия.BACH JOHANN SEBASTIAN-in f minor,choral prelude
Осенью 1717 года Бах снова засобирался в путь. Он не мог долго оставаться на одном месте, и герцогу ничего не оставалось делать, как отпустить его, но выразить ему крайнее недовольство. Бах поступил на службу капельмейстером к князю Ангальт-Кетенскому, знавшему толк в хорошей музыке. Однако князь был большим поклонником кальвинизма, и поэтому в обязанности Баха входило писать музыку для светских мероприятий.
За время своего пребывания на службе у князя, Иоганн Себастьян стал автором шести виолончельных сюит, Английской и Французской клавирных сюит, трех скрипичных сонат. Именно «кеттенскому» периоду принадлежит создание «Бранденбургских концертов» и цикла «Хорошо темперированный клавир», включавший в себя сорок восемь разных произведений. В это же время Бах пишет симфонии.
https://youtu.be/vMSwVf_69Hc?si=G4OScjwPgAxfUywz
За время своего пребывания на службе у князя, Иоганн Себастьян стал автором шести виолончельных сюит, Английской и Французской клавирных сюит, трех скрипичных сонат. Именно «кеттенскому» периоду принадлежит создание «Бранденбургских концертов» и цикла «Хорошо темперированный клавир», включавший в себя сорок восемь разных произведений. В это же время Бах пишет симфонии.
https://youtu.be/vMSwVf_69Hc?si=G4OScjwPgAxfUywz
В 1723-м композитор снова меняет место жительства и службы. На этот раз судьба привела его в Лейпциг, где он получил работу кантора в хоре Святого Фомы. Этим же годом датировано и одно из самых известных его произведений – «Страсти по Иоанну». Прошло немного времени и Баха назначают «Музыкальным директором» во всех городских церквях. Так называемый «лейпцигский период» длился на протяжении шести лет, и за это время выходят пять циклов кантат, два из которых не сохранились.
Сицилиана (Вторая часть из Сонаты для флейты и клавира ми-бемоль мажор, BWV 1031 И.С.Баха).
В качестве флейтового оригинала предлагаю послушать эту запись
Сицилиана (Вторая часть из Сонаты для флейты и клавира ми-бемоль мажор, BWV 1031 И.С.Баха).
В качестве флейтового оригинала предлагаю послушать эту запись
- Albrecht Mayer, Sinfonia Varsovia - J.S. Bach: Sonata No.2 In E Flat Major, BWV 1031 - 2. Siciliana
Переложение для фортепиано Вильгельма Кемпфа.
ПО РЕШЕНИЮ ГОРОДСКОГО СОВЕТА, В ПОДЧИНЕНИИ БАХА БЫЛО ВОСЕМЬ ХОРИСТОВ, ОДНАКО ЭТО КОЛИЧЕСТВО НЕ УСТРАИВАЛО КОМПОЗИТОРА. ТОГДА СЕБАСТЬЯН САМ НАНИМАЕТ ЕЩЕ ДВАДЦАТЬ ЧЕЛОВЕК И ИЗ-ЗА ЭТОГО СНОВА ССОРИТСЯ С ВЛАСТЯМИ.
В 20-е годы выходят в основном церковные кантаты Баха, которые исполняются в лейпцигских церквях. Чтобы как-то расширить свой репертуар, Себастьян пишет много светской музыки. В 1729 году Бах получает новое назначение. Теперь в его распоряжении Музыкальная коллегия, которой он руководит. Это был светский ансамбль, основателем которого стал близкий друг Себастьяна – Георг Филипп Телеман. В течение целого года, два раза в неделю, ансамбль выступает с концертами перед посетителями кофейни Циммермана, расположенной недалеко от рыночной площади.
https://youtu.be/HAPJwjzvdh8?si=ogVbAm-gCpi53FgN
Партита для клавира № 6 ми минор , BWV 830 1.Токката исп. Гленн Гульд
В 20-е годы выходят в основном церковные кантаты Баха, которые исполняются в лейпцигских церквях. Чтобы как-то расширить свой репертуар, Себастьян пишет много светской музыки. В 1729 году Бах получает новое назначение. Теперь в его распоряжении Музыкальная коллегия, которой он руководит. Это был светский ансамбль, основателем которого стал близкий друг Себастьяна – Георг Филипп Телеман. В течение целого года, два раза в неделю, ансамбль выступает с концертами перед посетителями кофейни Циммермана, расположенной недалеко от рыночной площади.
https://youtu.be/HAPJwjzvdh8?si=ogVbAm-gCpi53FgN
Партита для клавира № 6 ми минор , BWV 830 1.Токката исп. Гленн Гульд
Светские произведения, датируемые 1730-1750-м годами, Бах создал специально для того, чтобы исполнять в кофейне.
Среди них особо хочется отметить шутливую «Кофейную кантату», веселую «Крестьянскую кантату», пьесы для клавира и виолончельные концерты. Именно этим периодом датируется написание непревзойденной «Месса си минор», ставшей лучшей среди всех известных хоровых произведений.
Bach, J.S.: Mass in B Minor
XVI. Et incarnatus est
Rundfunkchor Leipzig, Staatskapelle Dresden, Peter Schreier
Среди них особо хочется отметить шутливую «Кофейную кантату», веселую «Крестьянскую кантату», пьесы для клавира и виолончельные концерты. Именно этим периодом датируется написание непревзойденной «Месса си минор», ставшей лучшей среди всех известных хоровых произведений.
Bach, J.S.: Mass in B Minor
XVI. Et incarnatus est
Rundfunkchor Leipzig, Staatskapelle Dresden, Peter Schreier
Вскоре Бах представил свои новые музыкальные изыскания – «Страсти по Матфею» и «Высокая месса си-минор». В награду за это он становится королевско-польским и саксонским придворным композитором.
И.С.Бах. Ария из оратории «Страсти по Матфею». "Виртуозы Москвы", солистка Елена Образцова
И.С.Бах. Ария из оратории «Страсти по Матфею». "Виртуозы Москвы", солистка Елена Образцова
И.С.Бах. Ария из оратории «Страсти по Матфею». "Виртуозы Москвы", солистка Елена Образцова (1982)
В 1747-м Бах получил приглашение от Фридриха II, короля Пруссии, и прибыл к нему с визитом. Король решил убедиться, действительно ли перед ним великий автор импровизаций, и предложил ему написать музыку к предложенной музыкальной теме. За короткий промежуток времени трехголосная фуга была готова, что несказанно удивило короля. Немного позже Иоганн добавил к ней несколько вариаций на ту же тему, придумал ей оригинальное название – «Музыкальное приношение», и отослал Фридриху II в качестве подарка.
- Григорий Фейгин, Игорь Жуков, Валентин Фейгин, Владимир Ягудин - Музыкальное приношение, BWV 1079: IV. Ricercar a 6
Потом он засел за написание большого цикла, названного «Искусством фуги», но дописать его уже не смог. После его смерти цикл был опубликован его сыновьями.
Печать Баха, состоящая из его инициалов JSB, наложенных на зеркальное изображение и увенчанных короной. А монограмма Баха устроена примерно так же, как голосоведение во многих его сочинениях. Отдельную статью можно, думаю, написать про символическое значение короны (7 нот/7 дней творения, 5 ран Христа, три навершия - троица и тд).
Последние десять лет жизни Баха прошли в некотором забвении его славы. В моду вошел классицизм, и, по мнению современников, музыка Иоганна Себастьяна была признана старомодной. Однако его последователи так не считали, они выросли на его произведениях, и он был для них непререкаемым авторитетом. Ему поклонялись Бетховен и Моцарт.
Harpsichord Concerto No. 5 in F Minor, BWV 1056: II. Largo
J.S. BACH, CONCERTO NO.5 IN F-MINOR FOR HARPSICHORD AND STRINGS (BWV 1056) - LARGO, MARIA JOÃO PIRES
Ведя скромный и умеренный образ жизни, Бах во все периоды своей жизни отличался хорошим здоровьем. Биографы следующим образом описывают его внешность: он был крепкого телосложения, широкоплеч, имел несколько полное, но выразительно-энергичное лицо, большой лоб и густые, смело очерченные брови, между которыми с годами легла “строгая и сумрачная морщина”. Но в очертаниях рта и с годами не исчезла печать тихого и спокойного добродушия. Все лицо освещалось живыми, хотя несколько близорукими глазами.
В этом портрете физиономист мог бы, пожалуй, отыскать соответствие черт физических со всеми основными особенностями духовной личности Баха, какой она является по дошедшим до нас биографическим известиям. Здоровый общий вид действительно отвечал основным свойствам здоровой нравственной личности композитора, большой лоб вмещал большой ум гения, а “строгая и даже сумрачная морщина” могла изобличать строгость основ его миросозерцания. Но охотнее всего мы усмотрели бы соответствие внешних и внутренних свойств его в тихом и добродушном отпечатке в очертаниях рта. Основной и важнейшей особенностью его бесспорно являлось постоянное и очень большое добродушие. Таков он был в своей семье, таков и со своими родными: вспомним, например, написанный им еще в молодости, по поводу отъезда брата Иоганна Якоба, умилительный “Capriccio sopra la lontananza del suo fratello dilettissimo”; наконец таким же он являлся в своих отношениях к посторонним людям, и после его смерти не один человек вспомнил о нем с благодарностью, – кто за доставленное место, кто за полезную рекомендацию, кто за даровые уроки и прочее. Он делал добро охотно и без всякой аффектации, кому и когда имел возможность.
В этом портрете физиономист мог бы, пожалуй, отыскать соответствие черт физических со всеми основными особенностями духовной личности Баха, какой она является по дошедшим до нас биографическим известиям. Здоровый общий вид действительно отвечал основным свойствам здоровой нравственной личности композитора, большой лоб вмещал большой ум гения, а “строгая и даже сумрачная морщина” могла изобличать строгость основ его миросозерцания. Но охотнее всего мы усмотрели бы соответствие внешних и внутренних свойств его в тихом и добродушном отпечатке в очертаниях рта. Основной и важнейшей особенностью его бесспорно являлось постоянное и очень большое добродушие. Таков он был в своей семье, таков и со своими родными: вспомним, например, написанный им еще в молодости, по поводу отъезда брата Иоганна Якоба, умилительный “Capriccio sopra la lontananza del suo fratello dilettissimo”; наконец таким же он являлся в своих отношениях к посторонним людям, и после его смерти не один человек вспомнил о нем с благодарностью, – кто за доставленное место, кто за полезную рекомендацию, кто за даровые уроки и прочее. Он делал добро охотно и без всякой аффектации, кому и когда имел возможность.
МУЗЫКА ИОГАННА СЕБАСТЬЯНА БАХА ВНОВЬ СТАЛА ПОПУЛЯРНОЙ ТОЛЬКО СПУСТЯ 100 ЛЕТ ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ.
В 1829-м в Берлине состоялся концерт, в котором прозвучали «Страсти по Матфею». Организатором концерта был композитор Мендельсон, он не ожидал такого резкого всплеска популярности почти забытого композитора. На представление пришло несколько тысяч зрителей, и окрыленный успехом Мендельсон выступил с такими же концертами в Кенигсберге, Дрездене, Франкфурте.
Одним из самых любимых и часто исполняемых произведений Баха стала «Музыкальная шутка», которую часто можно услышать на концертах классической музыки. Теперь она звучит в адаптации к современным инструментам, но по-прежнему остается такой же задорной и нежной, как в исполнении самого маэстро.
https://youtu.be/Tv40mcAM1ZA?si=7unLpJU0Zepv_Vwh
Самая монументальная и трудная баховская работа для скрипки, Чакона, вообще-то, является светским танцем. В то же время, по трагедийной силе, возвышенности и драматизму она не похожа ни на одну танцевальную пьесу своего века. Характер Чаконы граничит с миром духовной музыки Баха, причем с самыми глубокими и скорбными его страницами.
Первой женой Иоганна Себастьяна Баха стала его юная кузина Мария Барбара, родом из Арнштадта. Он повел ее под венец в 1707 году. Мария родила мужу семерых детишек, но выжили только четверо.
Сыновья Карл Филипп Эммануил, Вильгельм Фридеман и Иоганн Христиан продолжили отцовское дело и тоже прославились как композиторы и музыканты.
Сыновья Карл Филипп Эммануил, Вильгельм Фридеман и Иоганн Христиан продолжили отцовское дело и тоже прославились как композиторы и музыканты.
В 1720 году Бах сопровождал князя Ангальт-Кетенского за границу, и в это время умерла его супруга. Четверо детей остались без материнской опеки.
Перемены в личной жизни композитора случились через год.
Иоганн Себастьян тяжело пережил утрату жены, но спустя чуть меньше года вновь влюбился. Ему представили певицу Анну Магдалену Вильке, которая служила при дворе герцога. Девушке было тогда 20 лет, а именитому музыканту - 36. Несмотря на большую разницу в возрасте, Анна Магдалена прекрасно справлялась со своими обязанностями: она вела хозяйство, стала заботливой мачехой для уже подросших детей, и, самое главное, искренне интересовалась успехами мужа. Бах увидел в девушке недюжинный талант и стал давать ей уроки пения и музицирования. Анна увлеченно осваивала новую для себя сферу, разучивала гаммы, занималась пением с детьми. Семейство Бахов постепенно пополнялось, всего Анна Магдалена подарила мужу 13 детей. Огромная семья часто собиралась вместе вечерами, устраивая импровизированные концерты. Из двадцати детей Иоганна Себастьяна Баха, рождённых в двух браках, в живых осталось десять: шестеро мальчиков (трое из них носили имя Иоганн) и четыре девочки.
Перемены в личной жизни композитора случились через год.
Иоганн Себастьян тяжело пережил утрату жены, но спустя чуть меньше года вновь влюбился. Ему представили певицу Анну Магдалену Вильке, которая служила при дворе герцога. Девушке было тогда 20 лет, а именитому музыканту - 36. Несмотря на большую разницу в возрасте, Анна Магдалена прекрасно справлялась со своими обязанностями: она вела хозяйство, стала заботливой мачехой для уже подросших детей, и, самое главное, искренне интересовалась успехами мужа. Бах увидел в девушке недюжинный талант и стал давать ей уроки пения и музицирования. Анна увлеченно осваивала новую для себя сферу, разучивала гаммы, занималась пением с детьми. Семейство Бахов постепенно пополнялось, всего Анна Магдалена подарила мужу 13 детей. Огромная семья часто собиралась вместе вечерами, устраивая импровизированные концерты. Из двадцати детей Иоганна Себастьяна Баха, рождённых в двух браках, в живых осталось десять: шестеро мальчиков (трое из них носили имя Иоганн) и четыре девочки.
В 1723 году, заботясь о будущем детей, Бах перевез семью в Лейпциг. Здесь его сыновья смогли получить хорошее образование и начать музыкальную карьеру. Анна Магдалена продолжала заботиться о муже, помимо домашних дел, она находила время на то, чтобы переписывать ноты, создавать копии хоровых партий. Анна Магдалена несомненно обладала музыкальным даром, об этом в исследованиях творческого наследия Баха говорит австралийский ученый Martin Jarvis. По его мнению, жена композитора даже написала за него несколько произведений (в частности, сомнения вызывают ария из «Вариаций Гольдберга» и первая прелюдия к циклу произведений «Хорошо темперированный клавир»). К таким выводам он пришел на основании почерковедческой экспертизы.
Будучи в преклонном возрасте, Бах наслаждался общением с родными, которые были для него настоящей поддержкой и отрадой. Для своих близких он писал музыку, устраивал различные концерты, в которых принимала участие его жена. Анна очень красиво пела своим сопрано, подросшие сыновья аккомпанировали матери.
Так, по мнению художника Тоби Эдварда Розенталя, могла выглядеть жизнь в доме Бахов. Картина написана в 1870 году
Будучи в преклонном возрасте, Бах наслаждался общением с родными, которые были для него настоящей поддержкой и отрадой. Для своих близких он писал музыку, устраивал различные концерты, в которых принимала участие его жена. Анна очень красиво пела своим сопрано, подросшие сыновья аккомпанировали матери.
Так, по мнению художника Тоби Эдварда Розенталя, могла выглядеть жизнь в доме Бахов. Картина написана в 1870 году
Жена и младшая дочь Баха после его смерти были вынуждены влачить жалкое существование. Анна пережила мужа на десять лет, ее последним приютом был бедняцкий дом презрения. Позже она заболела и закончила свои дни в местной богадельне в 59 лет. Её сыновья и пасынки, которых она вырастила (всего она родила 13 детей), в это время занимали престижные и денежные посты, но никто не прислал ей даже талера. Этот факт совершенно не поддаётся объяснению. На долю младшей дочери Регины выпало полуголодное существование. На помощь ей пришел только композитор Бетховен.
За пять лет до смерти Бах практически ослеп. Он уже не мог сам записывать музыку, поэтому этим занимался его зять.
- Michal Mašek - Goldberg-Variationen, BWV 988: Aria
Одна из дочерей – Элизабет Юлиана Фридерика вышла замуж за одного из учеников Баха. Этот факт примечателен тем, что именно она продлила род Бахов до наших дней. Потомки Иоганна Себастьяна Баха по её линии живут сейчас где-то в Америке.
Три её сестры остались старыми девами. Все они бедствовали. Известно, что Бетховен в свое время участвовал в благотворительных концертах в пользу совсем обнищавшей последней оставшейся в живых дочери Баха. Её звали Регина Сусанна.
AIR ON THE G STRING (Suite in D Major, BWV 1068) Arranged and Performed by Jonathan Scott
JS BACH - AIR ON THE G STRING - WHITWORTH HALL ORGAN - THE UNIVERSITY OF MANCHESTER - JONATHAN SCOTT
В 1750-м в Лейпциге появился Джон Тейлор, офтальмолог из Англии. Он не отличался безупречной репутацией, но композитор решил использовать этот шанс, в надежде что к нему вернется зрение.
В конце марта 1750 года Тейлор провёл Баху первую операцию. После неё на глазное яблоко была наложена давящая повязка. Под повязку хирург положил печёное яблоко, считая, что оно поможет заживлению. Также он прописал капли из крови голубей и мелко растёртого сахара. В первые дни Баху стало легче, но уже через неделю потребовалась следующая операция, и после неё композитор ослеп. Врач рекомендовал большие дозы ртути, но они не помогли, появились сильные боли в области глазных яблок.
Ещё несколько месяцев Баха пытались лечить уже другие врачи от «горящей лихорадки» – воспаления, но ни ртутные капли, ни кровопускание, ни слабительное эффекта не дали. Современные медики считают, что такое «лечение» сильно ослабило организм композитора, он стал восприимчив к инфекциям, что и послужило причиной смерти.
Иоганн Себастьян Бах умер вечером 28 июля 1750 года. Утром того дня с постели он продиктовал своему зятю и ученику Иоганну Христофу Альтниколю (1720-1759), тоже органисту и композитору, гармонизацию хорала, текст которого был написан Паулем Эбером (1511-1569) около 1560 года
Это было песнопение, предназначенное для протестантской литургии во время Великого поста. Умирающий Бах, человек глубоко религиозный, использовал для него название другого хорала, Пред Тобой я предстою, сделав его своим духовным завещанием.
Песнопение «Пред Тобою предстою» – это гимн упования на Бога; о покаянии в нём лишь косвенно намекается. В семи составляющих его рифмованных четверостишиях описывается положение человека, который в величайших страданиях уже не знает, где «искать помощи и совета». Тогда перед ним открывается один-единственный путь: «Просить Бога о спасении от всякого страха и страдания». Здесь возникает тема покаяния, потому что мы должны «вознести к Нему свои сердца и взоры с истинным покаянием и скорбью, прося прощения за наши грехи». Божья милость несомненна: если мы, оставленные всеми, обратимся к Нему, то Он не воззрит на наши грехи, но «по милости Своей будет с нами во всякой скорби и избавит нас от зла». Уверенность в Божественной близости к человеку стала основным элементом в мысли многих протестантских богословов.
https://youtu.be/yDXtAH7XxqU?si=-FBF24sB390Xq8Nh
В конце марта 1750 года Тейлор провёл Баху первую операцию. После неё на глазное яблоко была наложена давящая повязка. Под повязку хирург положил печёное яблоко, считая, что оно поможет заживлению. Также он прописал капли из крови голубей и мелко растёртого сахара. В первые дни Баху стало легче, но уже через неделю потребовалась следующая операция, и после неё композитор ослеп. Врач рекомендовал большие дозы ртути, но они не помогли, появились сильные боли в области глазных яблок.
Ещё несколько месяцев Баха пытались лечить уже другие врачи от «горящей лихорадки» – воспаления, но ни ртутные капли, ни кровопускание, ни слабительное эффекта не дали. Современные медики считают, что такое «лечение» сильно ослабило организм композитора, он стал восприимчив к инфекциям, что и послужило причиной смерти.
Иоганн Себастьян Бах умер вечером 28 июля 1750 года. Утром того дня с постели он продиктовал своему зятю и ученику Иоганну Христофу Альтниколю (1720-1759), тоже органисту и композитору, гармонизацию хорала, текст которого был написан Паулем Эбером (1511-1569) около 1560 года
Это было песнопение, предназначенное для протестантской литургии во время Великого поста. Умирающий Бах, человек глубоко религиозный, использовал для него название другого хорала, Пред Тобой я предстою, сделав его своим духовным завещанием.
Песнопение «Пред Тобою предстою» – это гимн упования на Бога; о покаянии в нём лишь косвенно намекается. В семи составляющих его рифмованных четверостишиях описывается положение человека, который в величайших страданиях уже не знает, где «искать помощи и совета». Тогда перед ним открывается один-единственный путь: «Просить Бога о спасении от всякого страха и страдания». Здесь возникает тема покаяния, потому что мы должны «вознести к Нему свои сердца и взоры с истинным покаянием и скорбью, прося прощения за наши грехи». Божья милость несомненна: если мы, оставленные всеми, обратимся к Нему, то Он не воззрит на наши грехи, но «по милости Своей будет с нами во всякой скорби и избавит нас от зла». Уверенность в Божественной близости к человеку стала основным элементом в мысли многих протестантских богословов.
https://youtu.be/yDXtAH7XxqU?si=-FBF24sB390Xq8Nh
Местом упокоения великого композитора стало церковное кладбище в Лейпциге. С годами его могила затерялась, и найти ее удалось только в 1894 году. После этого прах Баха поместили в каменный саркофаг при церкви Святого Иоанна, которой он отдал двадцать семь лет своей жизни. В годы войны храм разрушился под немецкими бомбами, однако прах композитора не пострадал. Его нашли, и в 1949-м снова перезахоронили. На этот раз местом его погребения стал алтарь церкви Святого Фомы.
В родном городе Иоганна Себастьяна – Эйзенахе, в 1907 году появился музей его памяти. В 1985-м такой же музей открыли и в Лейпциге.
Лишь через сто лет, в XIX веке, музыка Баха была заново открыта. Интерес к ней рос год от года, начались поиски его произведений, многие из которых к тому времени безнадежно пропали. Вскоре в Германии возникло «Баховское общество», которое осуществило первое издание произведений забытого мастера. Музыкантов всего мира поразила гениальность музыки Баха, но еще более то, что это сокровище столько лет никому не было известно. Так Бах вернулся к людям, чтобы никогда уже больше не расставаться с теми, кто любит и понимает музыку.
В наши дни музыка Баха исполняется очень часто. Имя Баха мы произносим рядом с именами самых великих и самых популярных композиторов прошлого.
«Не Ручей! — Море должно было быть ему имя...» — сказал о Бахе Бетховен. И добавить к этому нечего, точнее уже и не скажешь.
В наши дни музыка Баха исполняется очень часто. Имя Баха мы произносим рядом с именами самых великих и самых популярных композиторов прошлого.
«Не Ручей! — Море должно было быть ему имя...» — сказал о Бахе Бетховен. И добавить к этому нечего, точнее уже и не скажешь.
Или ,,автор ограничил доступ", или ,,связь с сервером потеряна" ☹️
https://play.google.com/store/apps/details?id=com.free.tiptop.vpn.proxy