«Утомленное солнце нежно с морем прощалось...» Самое популярное танго 30-х годов прошлого века. Родилось это танго в Польше — естественно, со словами на польском языке... Его автор — уроженец Варшавы Ежи Петерсбурский, некогда знаменитый, а ныне незаслуженно забытый композитор, пианист и дирижер, которого в польских энциклопедиях называют «настоящей легендой “легкой” музыки».
20 апреля 1895 г. в семье Якоба (Иакова)и Паулины Петерсбургских родился сын которого нарекли именем Ежи (Юрий, Георгий). По линии матери происходил из известной еврейской клезмерской семьи Мелодиста, среди членов которой были композиторы Альфред Мелодиста ( автор шлягеров Fiakier и Ja chcę tak naprawdę, отец матери Петерсбурского Паулины), Генрик Голд (1899—1977) и Артур Голд ( 1897—1943) — двоюродные братья Петерсбурского.
Он происходил из семьи музыкантов - мать и сестра были пианистами, брат Иосиф скрипачом, второй брат - Станислав - пианистом. Первые уроки игры на фортепиано, получил Ежи у матери Паулины. После окончания школы учился в Консерватории в Варшаве в классе фортепиано у Александра Михаловского. С четырех лет Ежи обучился игре на инструменте и по воспоминаниям современников, овладел превосходно. Впоследствии, выступая за границей Ежи стал известен как Ежи (Георгий, Юрий) Петерсбурский, а также под псевдонимом Уоренс.
03:19
Mieczysław Fogg - Ostatnia niedziela, 1936
Закончил Варшавскую консерваторию в 1916 году, обучение у профессора Артура Шнабла в Вене, где Ежи совершенствовался как дирижер. Будущий музыкант готовился посвятить себя серьезной музыке, но великий Имре Кальман изменил его творческие планы. Король оперетты убедил юного композитора заняться сочинением популярных песен. Кальман оказался прав: большинство изящных, элегантных танго, написанных Ежи Петерсбургского стали «evergreen» — «вечнозелеными». Думаю, многие согласятся, большинство его музыкальных произведений не потерялись в мире популярной музыки XX столетия. До нынешних дней не покидают эстрадные подмостки самых престижных концертных залов танго «О, донна Клара», «Уж никогда», «Маленькое счастье», «Ты сам мне говорил», «Ты и эта гитара»... https://youtu.be/OPju6wiGSRA?si=tQeoYSED2m2EMJkw
В Германии танго "О, донна Клара" было особенно популярно. И не случайно именно эту мелодию использовал не только Михаил Ильич Ромм в фильме "Обыкновенный фашизм, но и Сергей Бондарчук в фильме "Судьба человека".
С русским текстом танго "О, донна Клара" исполнял оркестр Оскара Строка
03:01
О, донна Клара Е. Петерсбурский О.Строк Oh, Donna Clara in Russian
Танго — повальное увлечение всего мира в период между двумя мировыми войнами. И хотя именно оно принесло Петерсбурскому мировую славу, надо отметить, что еще были инструментальные танцевальные пьесы, вальсы , фокстроты, оперетты, музыка к кино (комедии «Что мой муж делает по ночам?», «Робер и Бертран»). Особая страница - работа с Александром Вертинским...
В 30-е годы музыкальная жизнь Польши была бурной. Кабаре и варьете, театры миниатюр и оперетты, музыкальные салоны и концертные залы не пустовали. И одним из ведущих композиторов того времени был Ежи Петерсбурский. Его песни пели «звезды» — Пола Негри, Эдит Пиаф, Ал Джолсон, Генри Варни. В Польше «О, донна Клара» признана лучшим отечественным шлягером XX века.
Весной 1936 года появилось самое знаменитое танго Ежи Петерсбурского. Поэт Зенон Фридвальд предложил композитору текст песни под названием «To ostatnia niedziela» («Последнее воскресенье») — о расставании влюбленных. Молодой человек просит любимую встретиться с ним в воскресенье в последний раз. Петерсбурскому понравились грустные, лирические стихи. Написав к этому тексту танго, Ежи отдал его известному певцу Мечиславу Фоггу. Успех первого исполнения превзошел все ожидания. Мелодия нового танго Петерсбурского в исполнении Фогга зазвучала по всей Польше, а затем вышла за ее пределы.
В 1937 году танго Ежи Петерсбурского долетело и до Советского Союза и завоевало огромную популярность — уже с русским, совершенно новым текстом поэта Иосифа Альвека. В аранжировке замечательного музыканта Александра Цфасмана, танго было записано на пластинку под названием «Расставание». Автор музыки, по странным обстоятельствам, был «позабыт», песня оказалась ничейной.
Апрелевский и Ногинский заводы Главпласттреста с трудом удовлетворяли высокий спрос на пластинку с танго. «Расставание» звучало везде на семейных и выпускных вечерах, дворовых концертах, танцплощадках. Многие эстрадные исполнители, того времени, включали в свой репертуар популярную мелодию, но с различными вариантами слов. В Ленинграде популярностью пользовался текст Асты Галлы под названием «Песня о юге» (в исполнении Клавдии Шульженко), а квартет Александра Рязанова пел на ту же мелодию «Листья падают с клена».
Но лучше чем Павел Михайлов и оркестр Александра Цфасмана спеть это танго никто не смог. Так она и осталась в нашей памяти как «Утомленное солнце».
В 1939 году, после раздела Польши (по пресловутому пакту Молотова- Риббентропа), Ежи Петерсбургский, оказался в Советском Союзе. До войны он руководил Белорусским республиканским джаз-оркестром.
В 1940 году прозвучала еще одна популярная песня Петерсбурского — «Синий платочек». Первый, довоенный, москвичи услышали в театре «Эрмитаж» на гастролях оркестра Петерсбурского. Яков Галицкий- автор первого текста песни. Песню записали на пластинки Изабелла Юрьева, Екатерина Юровская, Лидия Русланова (сохранилась только запись). В 1942 году на Волховском фронте появился «военный» вариант текста. Лейтенант Михаил Максимов передал Шульженко, гастролировавшей с фронтовой бригадой, листок со стихами о «синеньком скромном платочке». Она спела его в тот же день, практически без репетиции... Так появилась первая военная лирическая песня, которая распространилась со скоростью ветра. Ее немудреный текст бойцы записывали под диктовку Шульженко, приезжавшей с концертами на передовую, узнавали от однополчан и посылали в своих письмах с фронта в тыл.
В советскую фронтовую песню «Огонек» превратился еще одно талантливое детище Ежи Петерсбурского — «Польское танго». Много споров вокруг фокстрота «Май, цветущий май». По одним оценкам автором этой популярнейшей мелодии был Ежи Петерсбургский, по другим Артур Полонский. Так завершился «советский этап» творческой жизни композитора.
Ежи Петерсбурский - Май Цветущий Май
Ежи Петербургский - Последнее воскресенье
Ежи Петербургский - Двадцать второго июня (1941)
После заключения польско-советского соглашения Сикорского-Майского в 1941 году Петерсбурский присоединился к Польской армии генерала Владислава Андерса, которая отправилась воевать в Северной Африке. Таким образом, Петерсбурский в 1942-1943 годах оказался в Каире, где работал на польском радио.
После войны он много путешествовал, побывал в Палестине, потом обосновался в Бразилии, где сначала работал в фортепианном дуэте с другом из довоенной Польши Альфредом Шуцем.
В 1948-68 годах Ежи Петерсбурский жил в Аргентине и работал на «Радио эль Мондо» в Буэнос-Айресе и руководил оркестром Национального театра. . Песня «Все дороги ведут в Буэнос-Айрес», написанная в 1952 году до сих пор звучит в радиопозывных страны. Им был поставлен мюзикл «Blue Sky Milonga». После смерти жены, Марии Минковски, во время землетрясения в 1967 году, Петербургский переехал в Венесуэлу, а в 1968 году вернулся в Польшу. В Варшаве он снова женился — на оперной певице Сильвии Клеждич. В 1969 году у них родился сын — Ежи Петерсбурский-младший (сегодня это известный польский актер, музыкант, композитор, телеведущий).
И «Милонга», и «Последнее воскресенье» звучат во многих польских и зарубежных фильмах. Танго «О, донна Клара» использовали для своих лент «Судьба человека» и «Обыкновенный фашизм» Сергей Бондарчук и Михаил Ромм. А «Утомленное солнце» теперь прочно ассоциируется с картиной Никиты Михалкова.
Tango - Tango Orchester Alfred Hause - O Donna Clara
В самой Польше отношение к этому композитору в разные времена было неоднозначным. В период расцвета «Солидарности» была запущена «английская» версия происхождения «Синего платочка». Кое-кому очень не хотелось, чтобы автором песни-символа Советской Армии был поляк (да еще написавший песню на советской территории). Дело доходило до того, что «Последнее воскресенье» в Польше в 1980-х и 1990-х выпускали на дисках без указания автора музыки.
Ежи Петерсбургский умер 7 октября 1979 года в любимой им Варшаве. Но и после его смерти Польша не забыла своего кумира. Был выпущен комплект из шести компакт-дисков «Gala Piosenki Polskiej», в котором записано несколько наиболее популярных танго Петербургского (в этом комплекте - большое количество некогда популярных в СССР польских, да и не только польских, песен). #Петерсбургский
Музыкальная классика
130 лет со дня рождения Ежи Петерсбурского
«Утомленное солнце нежно с морем прощалось...» Самое популярное танго 30-х годов прошлого века. Родилось это танго в Польше — естественно, со словами на польском языке...Его автор — уроженец Варшавы Ежи Петерсбурский, некогда знаменитый, а ныне незаслуженно забытый композитор, пианист и дирижер, которого в польских энциклопедиях называют «настоящей легендой “легкой” музыки».
20 апреля 1895 г. в семье Якоба (Иакова)и Паулины Петерсбургских родился сын которого нарекли именем Ежи (Юрий, Георгий).
По линии матери происходил из известной еврейской клезмерской семьи Мелодиста, среди членов которой были композиторы Альфред Мелодиста ( автор шлягеров Fiakier и Ja chcę tak naprawdę, отец матери Петерсбурского Паулины), Генрик Голд (1899—1977) и Артур Голд ( 1897—1943) — двоюродные братья Петерсбурского.
Он происходил из семьи музыкантов - мать и сестра были пианистами, брат Иосиф скрипачом, второй брат - Станислав - пианистом. Первые уроки игры на фортепиано, получил Ежи у матери Паулины. После окончания школы учился в Консерватории в Варшаве в классе фортепиано у Александра Михаловского. С четырех лет Ежи обучился игре на инструменте и по воспоминаниям современников, овладел превосходно. Впоследствии, выступая за границей Ежи стал известен как Ежи (Георгий, Юрий) Петерсбурский, а также под псевдонимом Уоренс.
https://youtu.be/OPju6wiGSRA?si=tQeoYSED2m2EMJkw
С русским текстом танго "О, донна Клара" исполнял оркестр Оскара Строка
В 30-е годы музыкальная жизнь Польши была бурной. Кабаре и варьете, театры миниатюр и оперетты, музыкальные салоны и концертные залы не пустовали. И одним из ведущих композиторов того времени был Ежи Петерсбурский. Его песни пели «звезды» — Пола Негри, Эдит Пиаф, Ал Джолсон, Генри Варни. В Польше «О, донна Клара» признана лучшим отечественным шлягером XX века.
Весной 1936 года появилось самое знаменитое танго Ежи Петерсбурского. Поэт Зенон Фридвальд предложил композитору текст песни под названием «To ostatnia niedziela» («Последнее воскресенье») — о расставании влюбленных. Молодой человек просит любимую встретиться с ним в воскресенье в последний раз. Петерсбурскому понравились грустные, лирические стихи. Написав к этому тексту танго, Ежи отдал его известному певцу Мечиславу Фоггу. Успех первого исполнения превзошел все ожидания. Мелодия нового танго Петерсбурского в исполнении Фогга зазвучала по всей Польше, а затем вышла за ее пределы.
В 1937 году танго Ежи Петерсбурского долетело и до Советского Союза и завоевало огромную популярность — уже с русским, совершенно новым текстом поэта Иосифа Альвека. В аранжировке замечательного музыканта Александра Цфасмана, танго было записано на пластинку под названием «Расставание». Автор музыки, по странным обстоятельствам, был «позабыт», песня оказалась ничейной.
Апрелевский и Ногинский заводы Главпласттреста с трудом удовлетворяли высокий спрос на пластинку с танго. «Расставание» звучало везде на семейных и выпускных вечерах, дворовых концертах, танцплощадках. Многие эстрадные исполнители, того времени, включали в свой репертуар популярную мелодию, но с различными вариантами слов. В Ленинграде популярностью пользовался текст Асты Галлы под названием «Песня о юге» (в исполнении Клавдии Шульженко), а квартет Александра Рязанова пел на ту же мелодию «Листья падают с клена».
Но лучше чем Павел Михайлов и оркестр Александра Цфасмана спеть это танго никто не смог. Так она и осталась в нашей памяти как «Утомленное солнце».
В 1939 году, после раздела Польши (по пресловутому пакту Молотова- Риббентропа), Ежи Петерсбургский, оказался в Советском Союзе. До войны он руководил Белорусским республиканским джаз-оркестром.
В 1940 году прозвучала еще одна популярная песня Петерсбурского — «Синий платочек». Первый, довоенный, москвичи услышали в театре «Эрмитаж» на гастролях оркестра Петерсбурского. Яков Галицкий- автор первого текста песни. Песню записали на пластинки Изабелла Юрьева, Екатерина Юровская, Лидия Русланова (сохранилась только запись). В 1942 году на Волховском фронте появился «военный» вариант текста. Лейтенант Михаил Максимов передал Шульженко, гастролировавшей с фронтовой бригадой, листок со стихами о «синеньком скромном платочке». Она спела его в тот же день, практически без репетиции... Так появилась первая военная лирическая песня, которая распространилась со скоростью ветра. Ее немудреный текст бойцы записывали под диктовку Шульженко, приезжавшей с концертами на передовую, узнавали от однополчан и посылали в своих письмах с фронта в тыл.
Так завершился «советский этап» творческой жизни композитора.
После войны он много путешествовал, побывал в Палестине, потом обосновался в Бразилии, где сначала работал в фортепианном дуэте с другом из довоенной Польши Альфредом Шуцем.
В 1948-68 годах Ежи Петерсбурский жил в Аргентине и работал на «Радио эль Мондо» в Буэнос-Айресе и руководил оркестром Национального театра. . Песня «Все дороги ведут в Буэнос-Айрес», написанная в 1952 году до сих пор звучит в радиопозывных страны. Им был поставлен мюзикл «Blue Sky Milonga».
После смерти жены, Марии Минковски, во время землетрясения в 1967 году, Петербургский переехал в Венесуэлу, а в 1968 году вернулся в Польшу. В Варшаве он снова женился — на оперной певице Сильвии Клеждич.
В 1969 году у них родился сын — Ежи Петерсбурский-младший (сегодня это известный польский актер, музыкант, композитор, телеведущий).
И «Милонга», и «Последнее воскресенье» звучат во многих польских и зарубежных фильмах. Танго «О, донна Клара» использовали для своих лент «Судьба человека» и «Обыкновенный фашизм» Сергей Бондарчук и Михаил Ромм. А «Утомленное солнце» теперь прочно ассоциируется с картиной Никиты Михалкова.
В самой Польше отношение к этому композитору в разные времена было неоднозначным. В период расцвета «Солидарности» была запущена «английская» версия происхождения «Синего платочка». Кое-кому очень не хотелось, чтобы автором песни-символа Советской Армии был поляк (да еще написавший песню на советской территории). Дело доходило до того, что «Последнее воскресенье» в Польше в 1980-х и 1990-х выпускали на дисках без указания автора музыки.
Ежи Петерсбургский умер 7 октября 1979 года в любимой им Варшаве. Но и после его смерти Польша не забыла своего кумира. Был выпущен комплект из шести компакт-дисков «Gala Piosenki Polskiej», в котором записано несколько наиболее популярных танго Петербургского (в этом комплекте - большое количество некогда популярных в СССР польских, да и не только польских, песен).
#Петерсбургский