Музыка и изобразительное искусство тесно связаны между собой.
Они схожи по своим выразительным средствам, призванным создавать определенное настроение у зрителя или слушателя, вызывать определенные эмоции: мелодия легко может «нарисовать» в мыслях слушателя картины с самыми разнообразными сюжетами, так же как и хорошая живопись превращается в музыку. Изобразительное искусство — это цвет и линия, которые перерастают в форму, силуэт, образ, угадываемый человеком. Музыка — это мелодическая линия, которая точно так же создает образы, пользуясь схожими приемами. У них у обоих есть ритм, который оказывает огромное влияние на общее восприятие произведения; мажорная или минорная тональность определяет настроение мелодии точно так же, как и цветовые взаимоотношения решают этот вопрос у полотна. Марк Райс в своей статье о взаимодействии музыки и живописи в европейском искусстве также отмечает важность понятия верха и низа: «Верх, как правило, символизировался со светлыми, чистыми образами, низ — с неблагородством и злом. В музыке это был верхний звук мелодии, в живописи — верхняя часть картины. И там, и там эти символы должны быть выделены» Музыкальное пространство живет и находится в постоянном движении: иногда оно звучит единым неделимым уверенным голосом, а иногда разливается в красочных сочетаниях звуков, интервалов, аккордов; оно поражает изменениями тембра, сменами тональностей — точно так же, как полотно, изобилующее красками, колоритом. Кроме того, они имеют довольно долгую историю взаимоотношений. Эти два вида искусства развивались параллельно, тесно соприкасаясь друг с другом и имея глубоко внутри одну и ту же основу — многообразие жизненного опыта человека. Рассматривая период Средневековья, можно сказать, что церковь занимала особое положение в структуре общества и определяла основную направленность его духовных устремлений, что не могло не повлиять на искусство. Объединяющим началом была Римско-католическая церковь: она была главным заказчиком художественных произведений, ее же литургическая музыка, а в частности григорианский хорал, составляет значительную часть Старинной музыки. Конечно, существовали и светские направления, которые открыли путь к дальнейшим вехам развития искусства, как, например, музыке в эпоху Возрождения. Творцы создавали музыкальные произведения, вдохновляясь увиденными картинами, или, напротив, музыка превращалась в прекрасные холсты под кистью мастера. Часто источниками вдохновения что для картин, что для музыки служили одни и те же события или явления, что в итоге порождало дополняющие друг друга произведения искусства. Кроме того, изображение самих музыкантов на полотнах с упоминанием конкретных произведений, которые ложатся в основу эмоциональной составляющей картины, тоже не редкость. Частым явлением в изобразительном искусстве, которое отсылает зрителя к музыке, является запечатление людей, которые играют на музыкальных инструментах. При этом удивляет то, с какой скурпулезностью и точностью мастеры выписывали нотные знаки на своих картинах, которые являются по сути не такой уж и значимой деталью на полотне. Давняя традиция такого подробного воспроизведения нот существовала в Нидерландах. При этом удивляет то, с какой скурпулезностью и точностью мастера порой выписывали нотные знаки на своих картинах, которые являются по сути не такой уж и значимой деталью на полотне. Давняя традиция такого подробного воспроизведения нот существовала в Нидерландах, и начинается с картины «Коленопреклоненный сэр Эдуар Бонкил перед ангелом, играющим на органе» Гуно ван дер Гуса.
Гуго ван дер Гус, «Коленопреклоненный сэра Эдуард Бонкил перед ангелом, играющим на органе»
Гуго ван дер Гус — нидерландский живописец, один из ключевых мастеров Северного Возрождения. На пюпитере органа, запечателенного на картине, стоит «O Lux Beata Trinitas» в григорианской нотации, гимн Святой Троице.
Jens Wollenschläger - O Lux Beata Trinitas (Choralpartita): Secundus versus
Гуго ван дер Гус, «Коленопреклоненный сэра Эдуард Бонкил перед ангелом, играющим на органе», фрагмент
Картина так же является частью диптиха со Святой Троицей.
Музыкальная классика
Музыка и изобразительное искусство тесно связаны между собой.
Они схожи по своим выразительным средствам, призванным создавать определенное настроение у зрителя или слушателя, вызывать определенные эмоции: мелодия легко может «нарисовать» в мыслях слушателя картины с самыми разнообразными сюжетами, так же как и хорошая живопись превращается в музыку.
Изобразительное искусство — это цвет и линия, которые перерастают в форму, силуэт, образ, угадываемый человеком. Музыка — это мелодическая линия, которая точно так же создает образы, пользуясь схожими приемами. У них у обоих есть ритм, который оказывает огромное влияние на общее восприятие произведения; мажорная или минорная тональность определяет настроение мелодии точно так же, как и цветовые взаимоотношения решают этот вопрос у полотна.
Марк Райс в своей статье о взаимодействии музыки и живописи в европейском искусстве также отмечает важность понятия верха и низа:
«Верх, как правило, символизировался со светлыми, чистыми образами, низ — с неблагородством и злом. В музыке это был верхний звук мелодии, в живописи — верхняя часть картины. И там, и там эти символы должны быть выделены»
Музыкальное пространство живет и находится в постоянном движении: иногда оно звучит единым неделимым уверенным голосом, а иногда разливается в красочных сочетаниях звуков, интервалов, аккордов; оно поражает изменениями тембра, сменами тональностей — точно так же, как полотно, изобилующее красками, колоритом.
Кроме того, они имеют довольно долгую историю взаимоотношений. Эти два вида искусства развивались параллельно, тесно соприкасаясь друг с другом и имея глубоко внутри одну и ту же основу — многообразие жизненного опыта человека. Рассматривая период Средневековья, можно сказать, что церковь занимала особое положение в структуре общества и определяла основную направленность его духовных устремлений, что не могло не повлиять на искусство. Объединяющим началом была Римско-католическая церковь: она была главным заказчиком художественных произведений, ее же литургическая музыка, а в частности григорианский хорал, составляет значительную часть Старинной музыки.
Конечно, существовали и светские направления, которые открыли путь к дальнейшим вехам развития искусства, как, например, музыке в эпоху Возрождения.
Творцы создавали музыкальные произведения, вдохновляясь увиденными картинами, или, напротив, музыка превращалась в прекрасные холсты под кистью мастера. Часто источниками вдохновения что для картин, что для музыки служили одни и те же события или явления, что в итоге порождало дополняющие друг друга произведения искусства. Кроме того, изображение самих музыкантов на полотнах с упоминанием конкретных произведений, которые ложатся в основу эмоциональной составляющей картины, тоже не редкость.
Частым явлением в изобразительном искусстве, которое отсылает зрителя к музыке, является запечатление людей, которые играют на музыкальных инструментах. При этом удивляет то, с какой скурпулезностью и точностью мастеры выписывали нотные знаки на своих картинах, которые являются по сути не такой уж и значимой деталью на полотне.
Давняя традиция такого подробного воспроизведения нот существовала в Нидерландах. При этом удивляет то, с какой скурпулезностью и точностью мастера порой выписывали нотные знаки на своих картинах, которые являются по сути не такой уж и значимой деталью на полотне. Давняя традиция такого подробного воспроизведения нот существовала в Нидерландах, и начинается с картины «Коленопреклоненный сэр Эдуар Бонкил перед ангелом, играющим на органе» Гуно ван дер Гуса.