Комментарии
- Пт 21:38Музыкальная классика...О фавн, твой сон, как слез играющий родник, Из хладных синих... | Интересный контент в группе Музыкальная классика...О фавн, твой сон, как слез играющий родник, Из хладных синих глаз стыдящейся возник. Но погляди, как летний ветерок вздыхая, Несходн...OK.RU
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Музыкальная классика
Пан и Сиринкс в музыке
Где ветви, словно облако резное,Сквозь золото резьбы, среди купав,
Где, цепенея в тишине и зное,
Спит поцелуй на гибких стеблях трав,
Просунул рожки фавн, кося глазами,
Как старое вино, шафранно-ал,
И, рот набив багряными цветами,
Он выпрямился и захохотал.
Потом он, будто белка, мигом скрылся,
Звенящим хохотом тревожа лес,
А поцелуй, что в тишине таился,
Спугнул снегирь и тотчас сам исчез.
Артюр Рембо
Задолго до нашей эры Пан появляется в литературном творчестве древних греков: ему посвящён XIX гимн Гомера и один из орфических гимнов. Как действующее лицо он появляется в комедии Менандра «Брюзга». Поэтичное упоминание звучания флейты Пана встречается в «Альцесте» Эврипида.
История Пана и нимфы, превращённой в тростник, рассказывается в I книге «Метаморфоз» древнеримского поэта Овидия. А в середине XX века Бенджамин Бриттен создал свои «Шесть метаморфоз по Овидию» для гобоя-соло, первая из них посвящена Пану и Сиринкс.
Этим же персонажам посвящена симфоническая поэма Карла Нильсена (1865-1931) «Пан и Сиринкс» с многочисленными сольными эпизодами духовых инструментов, включая флейту.
Конечно же, ни один из современных духовых инструментов так не приближается по звучанию к древней сиринге, как флейта. Так что античному божеству мы обязаны не только созданием его музыкального атрибута, но и появлением посвящённых ему и нимфе Сиринкс прекрасных произведений для современной флейты.
Пожалуй, самое очаровательное и наиболее известное произведение из созданных для флейты-соло – миниатюра Клода Дебюсси (1862-1918) «Сиринкс» (первоначальное название – «Флейта Пана»), маленький шедевр импрессионизма и неотъемлемая часть репертуара любого профессионального флейтиста. Произведение написано в 1913 году как фрагмент сценической музыки к пьесе Габриэля Мурея «Психея» и посвящено французскому флейтисту Луи Флёри, который и стал первым его исполнителем. Произведение опубликовано в 1927 г.
3 минуты одноголосного звучания флейты требуют большого мастерства – тембровой, динамической и агогической гибкости. Начальный мотив проходит 8 раз, подвергаясь орнаментально-вариативному развитию. Музыка словно дрожит на грани мажора, минора, хроматики, пентатоники и античных ладов, мерцает, завораживает. Мы словно наяву видим солнечные блики и пробежавший в листве ветерок, вспорхнувшую из-под ног птицу и слышим хруст ветки под ногой… А потом всё замирает…
Peter-Lukas Graf: Flute
Prélude à l’après-midi d’un faune) с фантастическим соло флейты.
«Шесть античных эпиграфов» были созданы тем же автором в двух вариантах: для фортепиано-соло и для фортепиано в 4 руки (1915).
Образы Пана, Сиринги и история флейты Пана с древних времён вдохновляли многих художников, скульпторов, поэтов, композиторов на создание прекрасных произведений. Невозможно перечислить их все, упомянем хотя бы лишь некоторые из них.
Античный сюжет и его персонажи многократно использовались многими художниками при создании живописных полотен.
Итак, Клод Дебюсси – Франсуа Нарбони, Syrinx en resonance для 3-х флейт.