Ф.

Лист (1811-1886)
2 Легенды для фортепиано, S.175 исп.Вильгельм Кемпф
№ 1 «Святой Франсиск Ассизский: проповедь птицам»
№ 2 «Святой Франциск из Паолы, идущий по волнам»
Весной 1865 года Лист принял духовный сан: «по собственной воле, повинуясь чистым, простым и абсолютно честным побуждениям». И в этот период композитор уделяет особое внимание религиозным темам в творчестве и жанрам духовной музыки. Так, 29 августа 1865 года в Концертном зале Будапешта в исполнении автора впервые прозвучали две «Легенды» для фортепиано Листа: «Святой Франциск Ассизский, проповедующий птицам» и «Св. Франциск из Паолы, идущий по волнам».
Легенду № 1 «Святой Франциск Ассизский, проповедующий птицам» Лист посвятил своей дочери Козиме. В этой пьесе композитор цитирует тему из собственного хорового произведения «Гимн солнцу святого Франциска Ассизского», созданного несколькими годами ранее. А в качестве текстовой основы хора им взяты строки из 16-й главы анонимного сборника «Фиоретти» (в одном из первых русских переводов - «Цветочки свыше Франциска Ассизского»), составленного из различных повествований о св. Франциске Ассизском ( 1182-1226) и его учениках. Из «Жизнеописание святого Франциска Ассизского» Анаклето Яковелли: «В одно свежее весеннее утро они (св. Франциск и его спутник) увидали множество птиц, которые весело щебетали на цветущих ветвях. Таинственная сила приблизила к ним Франциска, и тотчас птицы взлетели кругом него и уселись ему на плечи, на голову, на руки. Изумленному спутнику Франциска показалось, что перед ним не явь, а сон, что Адам неслыханным чудом вдруг вернулся в состояние невинно¬сти и беседует со зверями и птицами. А Франциск велел своим певчим друзьям умолкнуть, после чего начал проповедь. Под конец он осенил их крестным знамением и отпустил летать и петь…».

Kempff plays Liszt - Deux légendes, S. 175; No. 1; La prédication aux oiseaux
Ф.Лист (1811-1886)
2 Легенды для фортепиано, S.175 № 2 «Святой Франциск из Паолы, идущий по волнам» исп.В. Кемпф Основой второй легенде послужила история Святого Франциска из Паолы (Лист считал его своим святым защитником). Плотовщик Мессинского пролива не желал перевозить святого, так как у того не было денег для оплаты. «Если ты святой,- сказал плотовщик, - то иди пешком по пене!». На это Святой Франциск развернул свой плащ, благословил его именем Христа, бросил на волны, приподнял один конец на манер паруса и благополучно переправился на другой берег.
Kempff plays Liszt - Deux légendes, S. 175; No. 2; St. François de Paule marchant sur les flots
Ф.Лист (1811-1886) - 849097424939
Фреска на входной стене верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи. 1297 - 1300 гг. Джотто ди Бондоне (1266-1337гг.) -эпизод жизни великого католического святого, Франциска Ассизского (1181 - 1226 гг.), являющегося образцом смирения, многократно отраженнный в искусстве - причем, как в живописи, так и в музыке.
#ладик #лист #кемпф#проповедьПтицам

Комментарии

  • 25 ноя 2016 21:08
    Вильгельм Кемпф (нем. Wilhelm Kempff, 25 ноября 1895, Йютербог — 23 июля 1991, Позитано) — всемирно известный немецкий пианист и композитор. Один из величайших пианистов 20 века.

    Родился в окрестностях Берлина в семье директора королевской музыки, органиста церкви св. Николая. Его дедушка также был органистом, а брат Георг стал директором духовной музыки в Эрлангенском Университете.

    Всю жизнь концертировал в различных частях мира. Так, с 1936 по 1979 годы он 10 раз посетил Японию, за что небольшой японский остров назвали Кэмпу-Сан в его честь. Свой последний концерт он дал в Париже в 1981 году.


    Имел пятерых детей. Умер в Позитано, Италия в возрасте 95 лет.

    Вильгельм Кемпф прилежно записывался в течение шестидесяти лет. До сих пор не потеряли свое значение его пластинки, где звучит музыка Бетховена, Шумана, Брамса, Шуберта, Моцарта, Баха, Листа, Шопена. Вильгельм Кемпф впервые осуществил полную запись сонат Франца Шуберта, и тем самым способствовал их популярности. Сонаты Бетховена он последний раз переписал в 1964—1965 годах в связи с внедрением техники стерео. Подобное же произошло и с его записями концертов Бетховена: ради стерео-эффекта он перезаписал их с Фердинандом Ляйтнером.

    Камерная музыка представлена в репертуаре Кемпфа совместно с Иегуди Менухиным, Пьером Форрье, Вольфгангом Шнайдерханом, Паулем Груммером и др. Для своих коллег Кемпф был образцом чувства ритма.

    Рассказывают, что когда Кемпф был в Финляндии, композитор Ян Сибелиус попросил его сыграть Hammerklavier из 29-ой сонаты Бетховена. Когда же Кемпф закончил, Сибелиус обратился к нему со словами: «Нет, Вы играли это не как пианист, Вы играли… как человек».