«Тоска» - опера Джакомо Пуччини, одна из самых репертуарных в театрах мира.
Зловещая история, захватывающая драма, зачаровывает публику как никакая другая опера. Рассказ о власти, притеснениях, испытаниях, предательстве и любви. Либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы по одноимённой драме Викторьена Сарду (1887). Началом работы над оперой «Тоска» следует считать 1896 год.
В период написания оперы композитор предпринял путешествие в Рим, чтобы изучить древний замок Сант-Анджело (Узником этого замка становится художник Марио Каварадосси); лично послушать тональность колоколов Замка Святого Ангела; проверил точное звучание колокола собора Святого Петра и внес два существенных изменения в текст либретто. Заботясь о динамичном развитии сюжета, он удалил арию, которую должен был исполнять Каварадосси под пыткой, заменив ее квартетом. Осенью 1899 года работа над оперой была завершена. Местом премьеры был выбран Рим.
Существует легенда, согласно которой, во время обсуждения либретто создатели оперы никак не могли прийти к единому мнению относительно финальной катастрофы. Иллика хотел самоубийство Тоски заменить сценой ее сумасшествия. А Сарду настаивал на том, чтобы главная героиня бросилась с парапета Замка Святого Ангела: ведь неприлично задерживать зрителя сценой сумасшествия в момент, когда он уже понимает, что спектакль вот-вот закончится. Тогда, согласно легенде, Пуччини открыл на последней странице свою копию либретто и показал сделанную им пометку: «Это ария пальто» - то есть та часть произведения, которую услышат немногие, поскольку большинство уже поспешит в гардероб. Развеселившись, Сарду признал: «Вы, маэстро, человек театра». Маэстро хорошо разбирался в предпочтениях публики и, за что его часто критиковали, не считал для себя зазорным им следовать.Пуччини всегда был в первую очередь именно человеком театра. Но это отнюдь не значит, что он не ценил хороший голос.
Однажды, планировавшийся на постановку оперы тенор не смог исполнить обязательства по контракту и спеть партию Каварадосси. Тогда Рикорди послал за одним молодым тенором, у которого – издатель не проявил здесь оригинальности суждений – был «золотой голос». Этим никому тогда не известным певцом был Энрико Карузо. После того, как Пуччини саккомпанимировал ему в арии «Recondita armonía» («Свой лик меняет вечно»), композитор повернулся на своем стуле у рояля и спросил: «Кто послал вас мне? Бог?».
Фильм-опера Тоска/Tosca 1956 год.Субтитры видны только при просмотре в Ютубе https://youtu.be/6vwM7djPbps В ролях: Франко Корелли,Мария Канилья(голос).
Политический заключённый Чезаре Анджелотти, бежавший из тюрьмы, входит в церковь, в капеллу своей сестры маркизы Аттаванти. Затем появляется художник Марио Каварадосси и снимает покрывало с картины, над которой он работает. Ризничий узнаёт в образе Марии Магдалины черты недавно молившейся в церкви незнакомки. Он возмущён этим сходством. Каварадосси сравнивает картину с миниатюрой, изображающей его возлюбленную, Флорию Тоску, и размышляет об искусстве и красоте («Recondita armonia»; «Свой лик меняет вечно»).
Действие второе: «Дворец Фарнезе»
Скарпиа посылает записку Тоске, чтобы она явилась, если любит Марио: он схвачен в домике. Начальник полиции допрашивает художника. Когда входит Тоска, Каварадосси успевает предупредить её, чтобы она не выдавала Анджелотти. Каварадосси уводят в соседнюю комнату на пытку. Его крики заставляют Тоску назвать место, где скрывается беглец. Марио проклинает её. В этот момент приходит весть о победе Наполеона. Каварадосси с вызовом обращается к Скарпиа, прославляет свободу, республику («Vittoria! Vittoria! L’alba vindice appar»; «Победа, победа! Гимн свободы, звучи!»). Его уводят.Скарпиа предлагает Тоске отдаться ему, в таком случае Марио будет спасён («Gia. Mi dicon venal»; «Да, я деньги люблю»). Если же нет, его немедленно расcтреляют. Тоска в смятении («Vissi d’arte, vissi d’amore»; «Только пела, только любила»). Наконец она соглашается, но требует сейчас же освободить Каварадосси. Скарпиа обещает, что его расстрел будет произведён холостыми патронами, в присутствии Тоски он вручает приказ Сполетте. Тоска требует также пропуск для себя и Марио. Пока Скарпиа пишет, она замечает на столе кинжал и решает убить барона, как только он к ней приблизится. Удар кинжалом сваливает его с ног. Когда барон умирает, Тоска берёт у него из рук пропуск, кладёт ему на грудь распятие и удаляется.
Мария Каллас ария Тоски «Vissi d’arte, vissi d’amore»
Светает. Раздаётся звон утренних колоколов. Слышится песня пастуха. Группа солдат ведёт Каварадосси на площадку тюремной башни, где через час он должен быть расстрелян. Художник просит передать письмо Тоске и, начавписать, погружается в воспоминания о прошлом («E lucevan le stelle»; «В небе звёзды горели»). Неожиданно появляется Тоска: она показывает Каварадосси пропуск и рассказывает об убийстве Скарпиа. Марио целует ей руки («O dolci mani mansuete e pure»; «О эти руки, ласковые руки»). Оба мечтают о близком счастье (дуэт «Amaro sol per te m’era il morto»; «Со мною ты — и солнца мне не надо»). Наступает время казни. Марио падает под выстрелами. Тоска, подбежав, хочет помочь ему встать: кровь открывает ей страшную правду. Слышатся голоса: убийство Скарпиа раскрыто, и полицейские идут арестовать Тоску. Но она поднимается на парапет и бросается вниз.
Марио Ланца ария Каварадосси «E lucevan le stelle» https://youtu.be/50afi2Q4a5Y
#ладик #пуччини #опера #тоска #корелли #доминго #каллас
#ланца
Ох, уж эти итальянцы!!!!! Пуччини... Какое чудо , что снят этот замечательный фильм с Франко Корелли... Корелли великолепен-несравненный Каварадосси! Да ещё и красив)))