Композитор Гавриил Попов (12 сентября 1904, Новочеркасск — 17 февраля 1972, Репино) - яркий представитель русского авангарда, активный деятель Ассоциации современных музыкантов, он активно пропагандировал современную музыку и хорошо был известен не только в России, но и за рубежом.

Его сочинения (септет) исполнялись в Европе, Германии и Франции. Щедро одарённый композитор и пианист, Г. Н. Попов оставил 117 опусов.
Среди них – незаконченная опера «Александр Невский», шесть сим-
фоний (VII незаконченная), инструментальные концерты, камерные
сочинения, хоры и множество музыки к кинофильмам и театральным
пьесам. За творческую одержимость, живую инициативность, музыкальный талант его очень ценили и любили с ним сотрудничать виднейшие режиссёры того времени: А. Довженко, А. Роом,
Вс. Вишневский, И. Хейфиц, Э. Шуб, Ф. Эрмлер. Среди лучших его
работ музыка в фильмам: «Бежин луг» С. Эйзенштейна, легендар-
ный «Чапаев» братьев Васильевых, «Испания» Вс. Вишневского и
Э. Шуб. Совместная работа и большая дружба связывала Г. Попова
с В. Мейерхольдом.
Гавриил Попов Симфония №1 ор. 7, 1935г. Лондонский симфонический оркестр Леон Ботштейн (дирижер)

Gavriil Popov: Symphony No. 1, Op. 7 (Botstein, London Symphony Orchestra)
Особый этап творчества Попова — многолетняя (1927–1934 г. г.) работа над грандиозной по объему (45 минут исполнения) и новаторской по содержанию Первой симфонией, которую композитор готовил к Всесоюзному конкурсу в честь 15-летия революции. Симфония создавалась в период “Великого перелома”, в большом количестве появлялись статьи, в которых преобладала вульгарная социология, фальшивая и дилетантская политизация искусства и науки. Несмотря на изменившуюся ситуацию, Попов смело экспериментирует, используя обостренную экспрессивность музыкального языка, отвергая натуралистическую описательность, активно применяя гротесковые приемы.Полностью оркестровать симфонию к конкурсу Попов не успел, к 1932 году он представил только фортепьянно-клавирный вариант, который сам блестяще и исполнил в Москве, в Большом театре. В конкурсе принимали участие лучшие советские композиторы, а в жюри — ведущие музыканты: Гнесин, Гольденвейзер, Голованов, Мясковский. Гавриилу Попову была единодушно присуждена высшая премия (правда, вторая, так как первая не была присуждена никому). Отмечались основные достоинства произведения: яркая талантливость, высокий профессионализм, богатство и глубина проработки музыкальных тем, содержательное новаторство. В газетах в духе того времени подчеркивалось: “Высоко оценил мастерство композитора Нарком обороны тов. К. Е. Ворошилов, объявив Г. Н. Попову благодарность в приказе и наградив ценным подарком”. Попов продолжал активно работать над оркестровкой и терпеливо ждал нового успеха. К марту 1935 года он доработал 1-ю симфонию, расставил музыкальные акценты, но отказался убрать или смягчить специфические новаторские фрагменты симфонии, на которые указывали его более робкие коллеги, намекая на обострившуюся в стране ситуацию. А в это время высшими критериями в искусстве объявлялись “простота” и “доступность”. Первое исполнение симфонии в Большом зале филармонии оркестром под управлением знаменитого Фрица Штидри состоялось 22 марта 1935 года. Попова и его произведение ждал полный провал. Страшен был не столько провал, сколько последовавший за ним на следующее же утро грозный приказ властей о запрещении симфонии к дальнейшему исполнению. Для страстной, эмоциональной натуры Попова это был убийственный удар, который он с трудом перенес. Помогли друзья, в том числе Сергей Прокофьев, написавший Попову ободряющее письмо, в котором, в частности, говорилось: “Вы знаете, что я рекомендовал симфонию для исполнения, а это одно уже говорит о том, что ваша симфония очень меня интересует и, по моему мнению, должна также заинтересовать Париж”.Последствия провала 1-й симфонии были бы просто трагическими, если бы не грандиозный успех вышедшего незадолго до этого фильма “Чапаев”, соавтором которого был Г. Попов
#ладик #ГавриилПопов #ботштейн
#Др1120Сентября