7 января 1898 года в Частной опере Солодовникова в Москве состоялась премьера оперы Римского-Корсакова «Садко» и стала самым ярким событием театрального сезона Москвы.

Воплощать в музыке легенду о Садко Римский-Корсаков начал ещё в 1867 году, когда написал симфоническую поэму под одноимённым названием. Темы из этого сочинения впоследствии вошли в оперу. В начале лета 1894 года Римский-Корсаков получил письмо от известного историка музыки Н.Ф.Финдейзена, в котором тот убеждал композитора приняться за оперу на сюжет «Садко». При этом он предлагал даже свой собственный план либретто. Это письмо послужило новым толчком для фантазии композитора. Он стал размышлять об опере. Своими мыслями Римский-Корсаков поделился с выдающимся знатоком русской культуры В.В. Стасовым. Тот написал ему большое письмо, в котором обращал его внимание на многочисленные варианты былины, призывал его как можно шире и ярче представить в опере картины реальной жизни и быта древнего Новгорода.

7 января 1898 года в Частной опере Солодовникова в Москве состоялась премьера оперы Римского-Корсакова «Садко»  и стала самым ярким событием театрального сезона Москвы. - 878319201835
И.Репин."Садко", 1876 г

Активная работа над созданием либретто оперы началась летом 1894 года. В разработке плана принимали участие и другие друзья композитора — Василий Ястребцев и Николай Штруп.

«В течение лета план оперы-былины «Садко» у меня, как помнится, сложился окончательно», — пишет Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни».

Далее началось сотрудничество по либретто «Садко» с Владимиром Бельским, филологом и специалистом по русской старине. Он ввел в либретто образ Любавы, чтобы усилить сюжетную линию и драматургию, внес ряд исправлений в тексты готовых номеров (например, песен трех иноземных гостей).

Работа над оперой была тщательной и шла в лучших традициях кучкистов: каждое слово, каждая нота обсуждалась с коллегами.Осенью 1896 года опера была завершёна.
7 января 1898 года в Частной опере Солодовникова в Москве состоялась премьера оперы Римского-Корсакова «Садко»  и стала самым ярким событием театрального сезона Москвы. - 878319201579
К.Коровин.Эскиз декорации  к опере Н.А. Римского-Корсакова "Садко"»

«Опера «Садко» предстала в виде семи картин эпического содержания. Реальное и фантастическое, драматическое (поскольку таковое намечается былиной) и бытовое находятся между собой в полной гармонии».
Николай Римский-Корсаков
7 января 1898 года в Частной опере Солодовникова в Москве состоялась премьера оперы Римского-Корсакова «Садко»  и стала самым ярким событием театрального сезона Москвы. - 878319201323
К.Коровин «Пристань в Новгороде. Эскиз декорации  к опере Н.А. Римского-Корсакова "Садко"»

Осенью 1896 года опера «Садко» была предложена Мариинскому театру. В прослушивании принимали участие директор Императорских театров Иван Всеволожский, главный капельмейстер Эдуард Направник, учитель сцены Осип Палечек и начальник постановочной части Платон Домерщиков.
7 января 1898 года в Частной опере Солодовникова в Москве состоялась премьера оперы Римского-Корсакова «Садко»  и стала самым ярким событием театрального сезона Москвы. - 878320194603
Мариинский театр.

«Играл Феликс Блуменфельд; я подпевал и объяснял, что мог. — Вспоминает Римский-Корсаков. — Надо сознаться, что Феликс был как-то не в ударе, играл неохотно и несколько неряшливо; я волновался и скоро охрип. По-видимому, слушатели ничего не поняли и опера никому не понравилась. Направник был хмур и кисел. Произведение было сыграно не всё «за поздним временем». Опера моя, очевидно, провалилась в глазах Всеволожского, и, познакомившись с нею, он взял совершенно другой тон в объяснениях со мною».
7 января 1898 года в Частной опере Солодовникова в Москве состоялась премьера оперы Римского-Корсакова «Садко»  и стала самым ярким событием театрального сезона Москвы. - 878319843627
К.Коровин.Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова "Садко"»

Дирекция театра отказала Римскому-Корсакову, пояснив, что произведение получилось слишком сложное для исполнения. Композитор был опечален, но надежда увидеть свое детище на сцене не покидала его, ведь окончательное решение принимал император.
24 января 1897 года Николай II поинтересовался музыкальными особенностями новой оперы. После высказывания Всеволожского о некотором сходстве «Садко» с музыкой «Млады» и «Ночи перед Рождеством», император вычеркнул «Садко» из репертуара со словами: «В таком случае нечего ставить «Садко». Пусть вместо этой оперы дирекция подыщет что-нибудь повеселее».
7 января 1898 года в Частной опере Солодовникова в Москве состоялась премьера оперы Римского-Корсакова «Садко»  и стала самым ярким событием театрального сезона Москвы. - 878320194859
театр Солодовникова    в Москве.                                                                                               
Мысль поставить оперу силами частной оперной труппы Саввы Мамонтова (в помещении театра Солодовникова) подсказал ученик и друг композитора — музыкальный критик Семен Кругликов. Композитор дал согласие, Мамонтов С.И. с энтузиазмом взялся за организацию постановки этой оперы и уже 26 декабря 1897 года состоялась премьера. Сам композитор критически отнёсся к этой постановке и в «Летописи моей музыкальной жизни» отмечал множественные недочёты исполнительской и постановочной стороны спектакля. Тем не менее, произведение было принято публикой и критикой с большим успехом.
7 января 1898 года в Частной опере Солодовникова в Москве состоялась премьера оперы Римского-Корсакова «Садко»  и стала самым ярким событием театрального сезона Москвы. - 878320501035
«Я был возмущен, но меня вызывали, подносили венки, артисты и Савва Иванович всячески чествовали меня, и я попался как «кур во щи», — вспоминал Николай Римский-Корсаков премьеру своей оперы «Садко».                
«Декорации оказались недурны, хотя между V и VI картинами делался перерыв музыки для перемены; некоторые артисты были хороши, но в общем опера была разучена позорно. Дирижировал итальянец Эспозито. В оркестре, помимо фальшивых нот, не хватало некоторых инструментов; хористы в картине пели по нотам, держа их в руках вместо обеденного меню; в V картине хор вовсе не пел, а играл один оркестр. Все объяснялось спешностью постановки. Но у публики опера имела громадный успех. <…> Из артистов выделялись Секар-Рожанский — Садко и Забела (жена художника Врубеля) — Морская царевна».
Николай Римский-Корсаков
7 января 1898 года в Частной опере Солодовникова в Москве состоялась премьера оперы Римского-Корсакова «Садко»  и стала самым ярким событием театрального сезона Москвы. - 878320825387
Надежда Забела-Врубель в роли Волховы в опере"Садко", Римский-Корсаков,
7 января 1898 года в Частной опере Солодовникова в Москве состоялась премьера оперы Римского-Корсакова «Садко»  и стала самым ярким событием театрального сезона Москвы. - 878320640555
Партию Варяжского гостя исполнял Федор Шаляпин.   https://youtu.be/FeL66zw4cIY Песня варяжского гостя (бас) - суровая, воинственная и мужественная: «О скалы грозные дробятся с рёвом волны». Тембр низкого мужского голоса и густая звучность духовых, преимущественно медных инструментов, хорошо гармонирует со всем обликом Варяга - отважного воина и морехода.
Shalyapin.Song of the Varangian Guest/Песня Варяжского Гостя
«Пути гения неисповедимы! Идите слушать «Садко» — эти слова Лароша отметил в своих записях Василий Ястребцев. «По нашему мнению, русская музыкальная литература со времен Глинки еще не имела такого высокого образца художественного воплощения народного русского стиля», — писал Кашкин.                                                                                                    Впервые в творческой жизни Римского-Корсакова сошлись мнения «врагов» и «друзей»: Стасова и Лароша, Кругликова и Кашкина, Кюи и Иванова.                 
«Что за опера „Садко!“ — писал через несколько лет после премьеры Ю. Д. Энгель. — Каждый раз, когда слушаешь ее, заново подпадаешь под обаяние чего-то свежего, мощного, яркого, красивого. <...> Римский-Корсаков нашел здесь сам себя, впрочем, не в первый и не в последний раз. И не удивительно. Светлый, легендарный, красочный „Садко“, — как должен был этот сюжет вдохновить композитора, характернейшими чертами творчества которого являются культ мажора, радости, солнца; способность проникаться духом русской былинно-сказочной поэзии до претворения ее в живой музыкальный эпос; поразительный дар звуковой живописи».
7 января 1898 года в Частной опере Солодовникова в Москве состоялась премьера оперы Римского-Корсакова «Садко»  и стала самым ярким событием театрального сезона Москвы. - 878321026859
Антон Секар-Рожанский в роли Садко. 1898 год.                                                        
Вскоре после премьеры «Садко», 20 января 1898 года, в театре случился пожар. Спектакли Русской частной оперы Саввы Мамонтова были перенесены из помещения театра Солодовникова в театр на Большой Никитской, позднее в зал Консерватории. В Петербурге опера также имела успех. Она прозвучала на сцене Народного дома, в Мариинском театре и Театре музыкальной драмы.  
Премьера «Садко», состоявшаяся в Московской частной русской опере Мамонтова, имела большое значение для истории русского оперного искусства. В условиях сдержанного отношения Императорских театров к новаторским сочинениям Римского-Корсакова для него имел важное значение громадный успех спектакля в Москве. Во многом этому способствовали декорации К. Коровина.

Пристань в Новгороде. Эскиз декорации К. Коровина к опере "Садко"
7 января 1898 года в Частной опере Солодовникова в Москве состоялась премьера оперы Римского-Корсакова «Садко»  и стала самым ярким событием театрального сезона Москвы. - 878320500779
Содержание оперы главным образом заимствовано из различных вариантов былины «Садко богатый гость», в соединении со сказками из сборника Афанасьева «Народные русские сказки». Время действия, обычно относимое в былине к XI—XII векам, перенесёно в опере в полусказочную-полуисторическую эпоху только что водворившегося в Новгороде христианства, когда ещё сильны были старые языческие верования.

По словам самого композитора,

« Многие речи, а также описанье декораций и сценических подробностей, упомянутые в партитуре, заимствованы из различных былин, песен, заговоров, причитаний. Былина о Волхве Всеславиче и песня о Соловье Будимировиче взяты прямо из народного эпоса, лишь с надлежащими сокращениями и изменениями. Поэтому в либретто зачастую сохранён былинный стих с его характерными особенностями
                                                     
Вступление представляет собой музыкальную картину моря и имеет подзаголовок «Окиан-море синее». Если основная часть вступления рисует вполне реальный морской пейзаж, то в маленькой и очень поэтичной коде возникает лёгкий оттенок сказочности. Эти причудливые гармонии как бы намекают на чудеса таинственного и прекрасного Подводного царства, таящегося в глубинах океана.

Песня Индийского гостя (тенор) - мягкая, лирически томная: «Не счесть алмазов в каменных пещерах». Размеренная волнообразная фигурация виолончелей, приглушённая звучность засурдиненных струнных и деревянных ассоциируются с картиной спокойного южного моря и поддерживают мечтательное настроение этой восточной песни.
LEMESHEV Indian Guest ЛЕМЕШЕВ
Веденецкий гость (баритон), рассказывающий в двух песнях (обе составляют один вокальный номер) о чудесах города Веденца (т. е. Венеции). Содержание первой песни - народная легенда о таинственном покровительстве Венеции со стороны самого моря. Знамением этой чудесной связи служит появление церкви, поднимающейся раз в году из глубины моря: «Город каменный, городам всем мать, славный Веденец». Вторая песня «Город прекрасный» выдержана композитором в духе баркаролы. Она рисует город Веденец с неумолчным плеском волн, тёплым и ласковым южным ветерком, с любовными песнями. https://youtu.be/7BGP9X1dBJ4
Pavel Lisitsian- Song of the Venetian Guest from Sadko
Вторая песня «Город прекрасный» выдержана композитором в духе баркаролы. Она рисует город Веденец с неумолчным плеском волн, тёплым и ласковым южным ветерком, с любовными песнями.
Pavel Lisitsian - Песня Веденецкого гостя «Садко» П. Лисициан
https://youtu.be/Q_Dv0KE-toA   Колыбельная песня Волховы. Прощание Волховы с Садко, спящим на берегу Ильмень-озера,- одна из лучших в опере и наиболее ценимая самим автором. В центре этой сцены находится образ Волховы, развитие которого достигает здесь завершающей стадии. 
Реальные девические черты образа Волховы явственнее всего выступают в её колыбельной песне, но музыка даёт ощутить и сказочность этого существа. Вслушиваясь в нежную, плавно льющуюся мелодию песни, можно обнаружить в ней очертания темы лебедей из второй картины. Но она здесь ритмически изменена и преобразована в чисто песенную мелодию, завершающуюся мягкими баюкающими мелодическими оборотами.
Прощальные фразы Волховы «Баю-бай» превращаются в вокализы и как бы растворяются в волшебной гармонии. Морская царевна рассеивается алым утренним туманом по лугу и превращается в реку.
Галина Ковалёва Колыбельная Волховы - Садко
Н. Римский-Корсаков. "САДКО". Опера-былина в семи картинах. Спектакль ГАБТ СССР, 1980 г. Режиссёр: Борис Покровский.

В ролях/In roles:
Садко/Sadko - Владимир Атлантов/Vladimir Atlantov
Любава/Lubava - Ирина Архипова/Irina Arhipova
Волхова/Volhova - Тамара Милашкина/Tamara Milashkina
Морской Царь - Б. Морозов
Варяжский гость - А. Огнивцев
Индийский гость - Л. Кузнецов
Веденецкий гость - А. Ворошило
Нежата - Н. Григорьева

Хор, балет и оркестр ГАБТ СССР/Choir and orchestra of Bolshoi
Дирижёр/Conductor - Юрий Симонов/Yuri Simonov
#ладик #РимскийКорсаков #опера#атлантов
БОЛЬШОЙ ТЕАТР - САДКО - 1980 / Rimsky-Korsakov - SADKO - Bolshoi HQ