Тагильская роспись

Тагильская роспись - 896576330038
Тагильская роспись - 896576329782
Тагильская роспись - 896576329526
Тагильская роспись - 896576329270
Тагильская роспись - 896576329014
Тагильская роспись - 896576328758

Ремесло, ставшее основой русской подносной росписи.


Для широкой общественности до сих пор остаётся неизвестным тот факт, что русская подносная роспись зародилась именно на Урале, именно в Нижнем Тагиле. Большинство людей убеждены, что роспись по жестяным подносам — это традиция исключительно села Жостово, забывая при этом про Тагильскую.

Тагильская роспись рождена потомками иконописцев — старообрядцев. Поэтому в ней использовались приемы декора иконописи: серебро, металлические пески, золото.

Как самостоятельное ремесло она сложилась, благодаря Н.Н. Демидову, который утвердил при своих заводах специальную школу. В то время в Россию пришла мода на расписанные шкатулки и другие изделия. Называлась такая роспись тогда — горнозаводская.

Поначалу, в центре подноса, писались картины с богатым сюжетом. Это были сцены мифологической, исторической или галантной тематики. По краям поднос расписывался изящным золотым или серебряным орнаментом.

К росписи допускались только мужчины. На обучение принимались мальчики с 12 лет. Но это поначалу. Постепенно, заводы стали испытывать нехватку рабочей силы, и росписи обучили женщин.

О подносе

Самая ранняя архивная информация о железных подносах с художественной отделкой относится к 1746 году, который и считается датой основания промысла. Качество и пластичность тагильского железа в обработке высоко ценились, уральские мастера искали различные области применения этих качеств тагильского железа.

Поскольку ещё не было листопрокатного производства, металл обрабатывался методом ковки — одним из самых сложных и трудоемких способов металлообработки.

Минимальная толщина, удивительно ровная поверхность, возможность декоративной обработки бортов подносов, а также столиков и сундуков, — всё это требовало высокого качества металла и виртуозного мастерства металлургов, кузнецов и лакировщиков.

Формы подносов использовались разные, в том числе шести/восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечных бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам методом выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самые сложные и причудливые формы.

Роспись

Главная особенность Тагильской росписи — это особая техника рисования «двойным мазком». Именно такая техника легла, в дальнейшем, в основу известной сейчас Жостовской рописи.

Но в самом начале писали по другому. Применялась техника цыровки по разным землям (цветному фону). Цыровка (цырь) — изысканный древний прием, применявшийся в орнаментации икон.

Секрет «цыри» в том, что поверх золота густо заливали красочный фон. Краски твердели. После этого тонкой иглой осторожно соскребали красочный слой до золота, создавая золотые узоры по цвету.

Узоры эти получались особо изысканными. А лак, известный под названием «тагильского», превосходил все используемые другими мастерами лаки своей удивительной прочностью и прозрачностью, придавая краскам «особую цветовую яркость и едва уловимые переливы тончайших оттенков».

Особо это коснулось подносов-картин, которые отличались особой «чистотой работы».

Краски и лак

Исстари, краски применялись на натуральной основе. Различные минералы растирались в порошок и смешивались с маслом. Добавлялась смола. Потом всё это особым образом настаивалось.

Про лак на тагильских изделиях нужно сказать особо. Изобретение рецепта этого лака и создание мастерской по росписи подносов принадлежит Худоярову А.С.

Секрет лака Худояровых заключался в точной дозировке компонентов: копало, льняного или конопляного масла, терпентины местных хвойных пород, растворяемых скипидаром.

На востоке применялся холодный способ лакирования. Тагильчане изобрели, горячий способ при температуре t* в 300 градусов быстрого высыхания в лак добавляли окислы марганца и свинца. Лак получался бесцветным, прозрачным, что оживляло краски.
Тагильская роспись - 896576353334
Тагильская роспись - 896576353078
Тагильская роспись - 896576352822
Тагильская роспись - 896576352566
Тагильская роспись - 896576352310
Тагильская роспись - 896576352054
Тагильская роспись - 896576351798
Тагильская роспись - 896576351542
Тагильская роспись - 896576351286
Тагильская роспись - 896576351030
Тагильская роспись - 896576350774
Тагильская роспись - 896576350518

Комментарии

  • 8 июн 2020 19:15
    Владею такой красотой: пятью подносами с автографами авторов.Любуюсь много лет! Рябинка прелестная!
  • 8 июн 2020 19:36
    Супер!
  • 8 июн 2020 20:10
    Поздравляю!!!
  • 8 июн 2020 20:19
    Какие красивые работы. Форма  подносов необычная, изогнутая, края ажурные,как будто обязаны крючком. Особенно хорош поднос в осенних тонах. Браво, браво.
  • 8 июн 2020 20:35
    Да не оскудеет земля Русская талантами! Спасибо мастерам за Красоту!
  • 8 июн 2020 20:51
    Красота,  у меня есть один такой,  ему уже лет 30.
  • Комментарий удалён.
  • 9 июн 2020 06:25
    Вот Тагильский изящный поднос,
    С букетом из лилий,пионов и роз.
    В нём бликами летнее солнце играет,
    Каймой кружевной,золотистой сверкает.
    Чтоб нужной формы поднос получился,
    Сначала жестянщик над формой трудился
    И долго шпаклёвкой его грунтовал,
    И лаком поверхность не раз заливал.
    Чтоб роспись художник нанёс на металле,
    Фон разным бывает : зелёным и синим,чёрным и алым,
    И краски нежнейшие сада и луга.
    Вот кисть живописца пустилась по кругу.
    Вальсирует ловко и быстро кружится,
    Мазками упругими краска ложится.
    И вот разлетелись по чёрному лаку
    Пионы,рябины,розы и маки.
    Художник в работе не знает повторов,
    У мастера много красивых узоров.