Тагильская роспись
Ремесло, ставшее основой русской подносной росписи.
Для широкой общественности до сих пор остаётся неизвестным тот факт, что русская подносная роспись зародилась именно на Урале, именно в Нижнем Тагиле. Большинство людей убеждены, что роспись по жестяным подносам — это традиция исключительно села Жостово, забывая при этом про Тагильскую.
Тагильская роспись рождена потомками иконописцев — старообрядцев. Поэтому в ней использовались приемы декора иконописи: серебро, металлические пески, золото.
Как самостоятельное ремесло она сложилась, благодаря Н.Н. Демидову, который утвердил при своих заводах специальную школу. В то время в Россию пришла мода на расписанные шкатулки и другие изделия. Называлась такая роспись тогда — горнозаводская.
Поначалу, в центре подноса, писались картины с богатым сюжетом. Это были сцены мифологической, исторической или галантной тематики. По краям поднос расписывался изящным золотым или серебряным орнаментом.
К росписи допускались только мужчины. На обучение принимались мальчики с 12 лет. Но это поначалу. Постепенно, заводы стали испытывать нехватку рабочей силы, и росписи обучили женщин.
О подносе
Самая ранняя архивная информация о железных подносах с художественной отделкой относится к 1746 году, который и считается датой основания промысла. Качество и пластичность тагильского железа в обработке высоко ценились, уральские мастера искали различные области применения этих качеств тагильского железа.
Поскольку ещё не было листопрокатного производства, металл обрабатывался методом ковки — одним из самых сложных и трудоемких способов металлообработки.
Минимальная толщина, удивительно ровная поверхность, возможность декоративной обработки бортов подносов, а также столиков и сундуков, — всё это требовало высокого качества металла и виртуозного мастерства металлургов, кузнецов и лакировщиков.
Формы подносов использовались разные, в том числе шести/восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечных бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам методом выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самые сложные и причудливые формы.
Роспись
Главная особенность Тагильской росписи — это особая техника рисования «двойным мазком». Именно такая техника легла, в дальнейшем, в основу известной сейчас Жостовской рописи.
Но в самом начале писали по другому. Применялась техника цыровки по разным землям (цветному фону). Цыровка (цырь) — изысканный древний прием, применявшийся в орнаментации икон.
Секрет «цыри» в том, что поверх золота густо заливали красочный фон. Краски твердели. После этого тонкой иглой осторожно соскребали красочный слой до золота, создавая золотые узоры по цвету.
Узоры эти получались особо изысканными. А лак, известный под названием «тагильского», превосходил все используемые другими мастерами лаки своей удивительной прочностью и прозрачностью, придавая краскам «особую цветовую яркость и едва уловимые переливы тончайших оттенков».
Особо это коснулось подносов-картин, которые отличались особой «чистотой работы».
Краски и лак
Исстари, краски применялись на натуральной основе. Различные минералы растирались в порошок и смешивались с маслом. Добавлялась смола. Потом всё это особым образом настаивалось.
Про лак на тагильских изделиях нужно сказать особо. Изобретение рецепта этого лака и создание мастерской по росписи подносов принадлежит Худоярову А.С.
Секрет лака Худояровых заключался в точной дозировке компонентов: копало, льняного или конопляного масла, терпентины местных хвойных пород, растворяемых скипидаром.
На востоке применялся холодный способ лакирования. Тагильчане изобрели, горячий способ при температуре t* в 300 градусов быстрого высыхания в лак добавляли окислы марганца и свинца. Лак получался бесцветным, прозрачным, что оживляло краски.
С букетом из лилий,пионов и роз.
В нём бликами летнее солнце играет,
Каймой кружевной,золотистой сверкает.
Чтоб нужной формы поднос получился,
Сначала жестянщик над формой трудился
И долго шпаклёвкой его грунтовал,
И лаком поверхность не раз заливал.
Чтоб роспись художник нанёс на металле,
Фон разным бывает : зелёным и синим,чёрным и алым,
И краски нежнейшие сада и луга.
Вот кисть живописца пустилась по кругу.
Вальсирует ловко и быстро кружится,
Мазками упругими краска ложится.
И вот разлетелись по чёрному лаку
Пионы,рябины,розы и маки.
Художник в работе не знает повторов,
У мастера много красивых узоров.