«"Казнить нельзя помиловать": здесь не нужна запятая. Вам лгали всё детство». Объясняю, так ли это
«Помогите! Хулиганы детского убеждения лишают!» — примерно с таким смыслом был адресованный мне вопрос. Помните знаменитую фразу из повести Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков»? Двоечник Витя Перестукин плевать хотел на школьные предметы и в гневном порыве разбросал учебники, а те решили ему отомстить. Волею обиженных книг Витя вместе с котом Кузей оказались в удивительной стране, где всё живёт в соответствии с убеждениями двоечника.
Если в задачке по математике получилось полтора землекопа, то по этой стране шагают ноги второго, так и норовящие пнуть несчастного кота. Если объявил корову плотоядным животным, то рискуй быть съеденным необычным хищником. Также здесь страдают от жары белый медведь и мальчик-чукча, а обезьянка и негритёнок мучаются от холода. С географией Витя тоже не дружит. Но главное бедствие поджидает школьника в замке царя этой страны — Глагола повелительного наклонения.
Увидев пробелы в грамматике русского языка, царь дал гостю возможность самому определить свою судьбу. И поставить запятую в предложении «Казнить нельзя помиловать». Эта фраза — отличный пример, когда нужно объяснить важность изучения правил. Всего один знак препинания может в корне изменить смысл предложения и жизнь мальчика, если он ошибётся с его постановкой.
Вариант «Казнить, нельзя помиловать» предвещает плохой исход и делает упор на слово «казнить», отрицая помилование. А вариант «Казнить нельзя, помиловать» запрещает применять к школьнику высшую меру наказания. Я так подробно ввожу в курс дела, чтобы вы вспомнили эту повесть или мультфильм. Вдруг тоже давно не читали или не смотрели.
В общем, из-за чего сыр-бор, рассказываю. Пишет мне подписчица и просит объяснить, правда ли нам врали всё детство, что в предложении где-то должна стоять запятая. Или там действительно запятые вообще не нужны? Вопрос возник, когда она увидела эту картинку:
Мне этот вопрос понравился. Да, отчасти это правда, но не всё так однозначно.
Почему здесь должно быть двоеточие
Я бы выделила два основных случая, когда в предложении появляется двоеточие. Первый — перечисление однородных членов, например: «Всё в нашей стране прекрасно: и моря, и реки, и поля, и леса». Второй — раскрытие смысла. Оформление прямой речи сейчас затрагивать не буду, это точно к нашему предложению не относится.
Далее укажу выдержку из «Правил русской орфографии и пунктуации».
Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединенных с первым посредством cоюзов и заключающих в себе:
а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чем говорится в первом предложении, например: «Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана».
б) основание, причина того, о чем говорится в первом предложении, например: «Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки».
Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединенными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как «видеть», «смотреть», «слышать», «знать», «чувствовать» и т. п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например:
«И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки».
«Казнить: нельзя помиловать» «Казнить нельзя: помиловать»
Это предложение может выглядеть так, ведь вторая часть объясняет первую, указывает на причину выбора. Поэтому двоеточие здесь уместно.
Почему здесь должно быть тире
Причин для остановки тире в предложениях великое множество, поэтому я даже не возьмусь их перечислять. Из тех же «Правил русской орфографии и пунктуации» я выбрала кусочек, наиболее полно отражающий нашу ситуацию.
Тире ставится между предложениями, не соединенными посредством союзов, если второе предложение заключает в себе результат или вывод из того, о чем говорится в первом, например:
«Солнце взошло – начинается день». «Казнить нельзя — помиловать» «Казнить — нельзя помиловать»
В таком виде вторая часть предложения указывает на следствие, причину помилования. Здесь смело можно поставить тире.
Оба знака — двоеточие и тире — хорошо вписываются в известную фразу и подчёркивают причинно-следственные отношения частей предложения. Если написать так, ошибки точно не будет.
А как же запятые?
Если вы с замирающим сердцем искали ответ, правда ли нас обманывали всё детство, можете выдохнуть. Запятые в этом предложении тоже имеют право на жизнь. Также сюда органично впишутся и скобки, и точки, разделяющие одно предложение на два, и даже восклицательные или вопросительные знаки, если вам захочется поиграть с эмоциями.
Если выбрать запятые, то на выходе получим сухое изложение последовательности действий. Для приговора о наказании самое то. Поэтому никто никому всё детство не лгал. А переполошила всех вариативность постановки знаков препинания, которая встречается в русском языке почти на каждом шагу. Такой уж он у нас непредсказуемый и удивительный. источник
Славяне
«"Казнить нельзя помиловать": здесь не нужна запятая. Вам лгали всё детство». Объясняю, так ли это
«Помогите! Хулиганы детского убеждения лишают!» — примерно с таким смыслом был адресованный мне вопрос. Помните знаменитую фразу из повести Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков»? Двоечник Витя Перестукин плевать хотел на школьные предметы и в гневном порыве разбросал учебники, а те решили ему отомстить. Волею обиженных книг Витя вместе с котом Кузей оказались в удивительной стране, где всё живёт в соответствии с убеждениями двоечника.
Увидев пробелы в грамматике русского языка, царь дал гостю возможность самому определить свою судьбу. И поставить запятую в предложении «Казнить нельзя помиловать». Эта фраза — отличный пример, когда нужно объяснить важность изучения правил. Всего один знак препинания может в корне изменить смысл предложения и жизнь мальчика, если он ошибётся с его постановкой.
В общем, из-за чего сыр-бор, рассказываю. Пишет мне подписчица и просит объяснить, правда ли нам врали всё детство, что в предложении где-то должна стоять запятая. Или там действительно запятые вообще не нужны? Вопрос возник, когда она увидела эту картинку:
Почему здесь должно быть двоеточие
Я бы выделила два основных случая, когда в предложении появляется двоеточие.Первый — перечисление однородных членов, например: «Всё в нашей стране прекрасно: и моря, и реки, и поля, и леса».
Второй — раскрытие смысла. Оформление прямой речи сейчас затрагивать не буду, это точно к нашему предложению не относится.
Далее укажу выдержку из «Правил русской орфографии и пунктуации».
Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединенных с первым посредством cоюзов и заключающих в себе:
а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чем говорится в первом предложении, например:
«Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана».
б) основание, причина того, о чем говорится в первом предложении, например:
«Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки».
Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединенными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как «видеть», «смотреть», «слышать», «знать», «чувствовать» и т. п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например:
«И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки».
«Казнить нельзя: помиловать»
Это предложение может выглядеть так, ведь вторая часть объясняет первую, указывает на причину выбора. Поэтому двоеточие здесь уместно.
Почему здесь должно быть тире
Тире ставится между предложениями, не соединенными посредством союзов, если второе предложение заключает в себе результат или вывод из того, о чем говорится в первом, например:
«Солнце взошло – начинается день».
«Казнить нельзя — помиловать»
«Казнить — нельзя помиловать»
В таком виде вторая часть предложения указывает на следствие, причину помилования. Здесь смело можно поставить тире.
Оба знака — двоеточие и тире — хорошо вписываются в известную фразу и подчёркивают причинно-следственные отношения частей предложения. Если написать так, ошибки точно не будет.
А как же запятые?
Если выбрать запятые, то на выходе получим сухое изложение последовательности действий. Для приговора о наказании самое то. Поэтому никто никому всё детство не лгал. А переполошила всех вариативность постановки знаков препинания, которая встречается в русском языке почти на каждом шагу. Такой уж он у нас непредсказуемый и удивительный.
источник