«Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены» Станислав Е.

Лец философ.
Санкт-Петербург, или как его зачастую называют «Северная Венеция», представляет собой город, построенный на островах. Центральная часть его переплетена сетью каналов и рек, через которые перекинуто множество красивых, уникальных в своем роде, мостов. Недаром Петербург славится на весь мир своими разводными мостами. Но и неразводные мосты, к слову сказать, тоже заслуживают внимания, поскольку также являются великолепными творениями мостостроительного и архитектурного искусства. Своими именами и историей они составляют неотъемлемую часть города и являются его полноправными жителями. В общей сложности, в северной столице нашей Родины, включая пригороды, насчитывается около 800 мостов различных конфигураций и типов.
Подобное обилие и разнообразие мостов и мостиков совсем не удивительно для Петербурга, расположенного на островах. Однако первоначально в истории города наблюдалось полное отрицание мостостроительной практики. Основатель Санкт-Петербурга, Пётр I, требовал от горожан преодолевать водную стихию на лодках или в особых случаях на паромах, желая тем самым приучить петербуржцев к воде. Интересно, что в 18 веке по рекам и каналам города курсировали самые настоящие венецианские гондолы.
Возведение мостов разрешалось лишь за редким исключением, и только на дорогах и улицах, необходимых для транспортировки важных грузов. Подобным исключением стал первый, построенный в 1703 году, Петровский (с 1887 г. - Иоанновский) мост, соединивший Берёзовый (Городской) остров с Заячьим, где развернулось строительство Петропавловской крепости. Построен он был из дерева. Затем, так же в деревянном исполнении, в Петербурге появился Аничков мост, перекинутый через Безымянный Ерик (позже река Фонтанка).
Нужно отметить, что и по сей день, в черте Санкт-Петербурга существует несколько деревянных мостов, перекинутых через Охту, Монастырку, Фонтанку, и даже 300-метровый 24-пролетный мост через Малую Невку - Большой Петровский. Деревянные мосты из клееных конструкций, сооружались и в наше время, так в 1980-х годах были возведены "Красный судостроитель" и Лаврский 2-й, выполненный в виде арки на устоях старинного моста постройки еще 1830-х годов. Этот мост стал настолько изысканным с художественной точки зрения, что попал под охрану государства как памятник инженерного искусства и архитектуры.
В дальнейшей практике строительства мостов стал применяться камень, выстроенные из которого мосты, стали поистине гордостью Санкт-Петербурга. К слову сказать, самые первые каменные мосты, такие как Эрмитажный, Прачечный, Верхне-Лебяжий, Каменный мост через канал Грибоедова, и по сей день украшают город.
С приходом 1786 года, когда Екатерининский парк Царского Села украсили небольшие пешеходные мостики, началась эпоха металлических мостовых сооружений. Первые эти мостики были выполнены по проекту Дж. Кваренги. На территории самого города железные мосты появились чуть позже, в 1793-94 годах, в резиденции князя Потемкина-Таврического, в нынешнем Таврическом саду. Эти интереснейшие парковые конструкции сохранились до наших дней практически в первозданном своем виде. Однако дальнейшего развития, при решении градостроительных задач, подобные сооружения почему-то не получили. Возможно, не случилось этого потому, что освоенный и высокоразвитый в России процесс чугунного литья, перехватил пальму первенства. Так, чугунное литье стало активно применяться при сооружении мостов сборной конструкции. Именно из этого материала в 1806 году по проекту архитектора и инженера В.И. Гесте был возведен Зеленый (Полицейский или Народный) мост, соединивший берега реки Мойки, и так гармонично вписавшийся в общую панораму Невского проспекта.
За довольно короткий промежуток времени, с 1806 по 1840 годы, в Санкт-Петербурге было выстроено сразу двенадцать чугунных мостов, перекинутых через малые водотоки города. Кульминацией чугунного мостостроительного искусства стало возведение первого постоянного моста через Неву - Благовещенского (Николаевского, ныне моста Лейтенанта Шмидта). Выстроен он был по проекту инженера С.В. Кербедза и архитектора А.П. Брюллова в 1850 году.
Новый этап в истории петербургского мостостроения начался с появлением небольшого пешеходного мостика с 15-метровым пролетом в Екатерингофском парке, в 1823 году. При его строительстве, автор сооружения, инженер П.П. Базен, применил использование железных цепей в качестве основной несущей конструкции. Такая система, впоследствии использующаяся при строительстве других петербургских мотов, получила название «висячей».
Строительство транспортного висячего Пантелеймоновского моста через Фонтанку, по проекту инженера В. Третера, началось так же в 1823 году. Проезжая часть этого 43-метрового сооружения была деревянной и подвешивалась к пяти кованым цепям с помощью железных подвесок. Таким образом, в конструкции были использованы свойства железа, способные воспринимать растягивающие усилия. Чугунные пилоны моста работали, напротив, на сжатие. В целом выстроенный мост получился ажурным, богато декорированным, с весьма живописным силуэтом. Еще более замечательный облик, приданный скульптурами и металлодекором, получил другой висячий мост – Египетский. Выстроен он был в 1826 году по проекту В. Третера и В.А. Христиановича. В период с 1825 по 1826 годы Санкт-Петербург приобрел еще три очаровательных висячих моста: Львиный и Банковский через Екатерининский канал и Почтамтский через Мойку.
Первый мост «за Большою Невой на Фонтанной реке» был построен по указу Петра I силами инженерного батальона Михаила Аничкова и назван его фамилией. Аничковым назвали и деревянный мост, построенный в 1716 году, каменный, с башенками, сменивший предшественника в 1785 году, и современный, с изображением морских коньков и русалок. Аничковым называли и деревянный мост, построенный за 300 лет назад, и каменный, с башенками, сменивший предшественника в 1785 году, и современный, с изображением морских коньков и русалок. Чугунные перила, выполненные по рисунку немецкого архитектора Карла Шинкеля, перекликались с орнаментом перил Дворцового моста в Берлине. Знаменитые статуи «Укрощение коня» Петра Клодта украсили мост в 1841 году: две скульптурные группы были выполнены из бронзы, а две — из окрашенного гипса, так как две из четырех бронзовых статуй прямо после отливки Николай I отправил в Берлин в подарок прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Еще одна пара «укротителей» до места назначения тоже не добралась: по императорскому указу их отправили в Неаполь. Полный бронзовый комплект скульптур Аничков мост получил лишь в 1851 году.
«Крылатый лев сидит с крылатым львом», — писал ленинградский поэт и литературовед Дмитрий Бобышев в ХХ веке про мост, построенный столетием ранее. По легенде, крылатые львы — грозные существа, защищающие золото, и символично, что расположились эти мифические животные у здания Ассигнационного банка, нынешнего Государственного экономического университета Петербурга. Скульптуры крылатых львов — работа Павла Соколова. Статуи были отлиты на Александровском чугунолитейном заводе, крылья — отчеканены из меди и покрыты сусальным золотом. Позже крылатые львы появились на эмблеме фабрики имени Крупской. Банковский мост — самый узкий мост Северной столицы, шириной всего 1 метр 80 сантиметров — один из любимых у туристов. Они верят: если оставить у лапы льва монетку, можно улучшить свое финансовое положение.
Один из старейших мостов Петербурга был построен через Зимнюю канавку в 60-х годах XVIII века на месте первого деревянного подъемного моста. В разные годы он именовался Зимнедворцовым и Верхнебережным. При соединении зданий Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра переходом-галереей над водой мост гармонично дополнила арка.
Романтический вид этого моста и трагическая история пушкинской «Пиковой дамы» вдохновили Петра Ильича Чайковского на создание одноименной оперы. В третьем действии Лиза со словами «Погиб он, погиб, а вместе с ним и я!» — бросается в воду канала с Эрмитажного моста, и, может, поэтому мост получил еще одно, неофициальное, название «мостик Лизы».
Троицкий мост строили к 200-летию Петербурга — работы по его возведению длились почти 20 лет.
В 1882 году был объявлен международный конкурс проектов постоянной переправы вместо самого протяженного в Петербурге наплавного моста длиною более 500 метров. Первую премию получил Александр Гюстав Эйфель, создатель знаменитой парижской башни. Но Эйфелев мост построен не был, так как его соотечественники из фирмы «Батиньоль» предложили проект, в разы сокращавший расход металла. Окончательную версию чертежей компания дорабатывала вместе с Петербургской Академией художеств в лице архитекторов Леонтия Бенуа, Александра Померанцева и Роберта Гёдике. Первый торжественный развод Троицкого моста провел Николай II, лично нажав на кнопку механизма.
В разные годы мост именовали Кировским и мостом Равенства. По легенде, именно под ним пролетел знаменитый ас Валерий Чкалов. Доподлинно неизвестно, был ли такой эпизод в жизни героического летчика, но вот пилот Евгений Борисенко пролетел-таки под этим мостом на гидросамолете в 1940 году на съемках фильма «Валерий Чкалов».
Попрощаться с вами мои дорогие читатели хочу в духе Поцелуева моста. Название этого моста окутано множеством легенд и мифов. Изначально мост именовался Цветным, так как каждый год при покраске использовались разные цвета. Позже на левом берегу Мойки, на углу нынешней улицы Глинки появилось питейное заведение «Поцелуй». Владельцем заведения был купец 3-ей гильдии Никифор Васильевич Поцелуев. Именно эти факты и дали название мосту.
Мне удалось представить истории наиболее примечательных мостов Петербурга. Нет ничего более романтичного и чарующего, чем любовь, увековеченная в камне.
Невозможно рассказать обо всех этих величественных красавцах этого прекрасного города.
Засим, как говорится, откланиваюсь и целую вас всех.
Из Санкт-Петербурга с любовью!!!

«Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены» Станислав Е. - 913138774577

Комментарии

Комментариев нет.