Котов Павел Григорьевич – заместитель главнокомандующего Военно-Морским Флотом СССР по кораблестроению и вооружению – начальник кораблестроения и вооружения Военно-Морского Флота СССР, адмирал-инженер.
Родился 21 декабря 1910 года (3 января 1911 года) в деревне Матвейково (ныне не существует; территория Новодугинского сельского поселения Новодугинского района Смоленской области) Сычёвского уезда Смоленской губернии в семье потомственных корабелов. Его дед строил эскадренный броненосец «Гангут», а отец трудился на строительстве линейных кораблей для Балтийского флота, работал в бригаде сборщиков легендарного бронепалубного крейсера 1-го ранга «Аврора». Он был воспитан в трудовой рабочей семье, где ценился не только труд как средство пропитания, но и как среда, где воспитываются черты рабочей интеллигенции с её высоким стремлением к образованию. С июля 1922 года по декабрь 1929 года занимался земледелием в хозяйстве матери в деревне Матвейково. Потомственный судостроитель в третьем поколении, он по семейной традиции в 1930 году отправился в город Ленинград (ныне – Санкт-Петербург) на Судостроительный завод имени Андре Марти (ныне – ОАО «Адмиралтейские верфи»), на котором трудились его отец и братья. Но первые месяцы 1930 года он работал подручным слесаря: с февраля по апрель – на 1-м механическом хлебозаводе, а с апреля по май – на картографической фабрике «Глобус». С мая 1930 года по сентябрь 1932 года – помощник сборщика корпусного цеха, а с декабря 1932 года по февраль 1933 года – разметчик корпусного цеха Судостроительного завода имени Андре Марти. В 1930 году он поступил учиться в вечернюю школу, преобразованную вскоре в рабочий факультет при Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ныне – Петербургский государственный университет путей сообщения). После обучения сборке корабельных корпусов трудился на строительстве ДПЛ типа «Щука» для Тихоокеанского флота. Комплексная бригада сборщиков во главе с П.Г.Котовым за короткий срок подготовила к отправке в город Владивосток несколько лодок для их достройки на «Дальзаводе» имени К.Е.Ворошилова (ныне – ОАО «ЦС «Дальзавод»). Окончив в 1933 году без отрыва от производства рабочий факультет при Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, он готовился к поступлению в Ленинградский кораблестроительный институт (ныне – Санкт-Петербургский государственный морской технический университет). Однако в том году был объявлен широкий набор в высшие военно-морские училища, и по путёвкам районных комитетов ВКП (б) и ВЛКСМ его направили в училище для сдачи экзаменов. Хорошо выдержав их, он попросил отправить его в Военно-морское инженерное училище имени Ф.Э.Дзержинского (ныне – Военный институт (военно-морской политехнический) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова») на кораблестроительный сектор. Учился он отлично и дипломную работу по разработке эскизного проекта лёгкого крейсера с выполнением необходимых расчётных, проектных и чертёжных работ защитил также с высшей оценкой. В тот же день комиссар училища вызвал к себе курсанта П.Г.Котова, настоятельно рекомендовал ему отказаться от этого назначения и дать согласие на выпуск сразу в звании батальонного комиссара с назначением на один из кораблей Балтийского или Черноморского флотов. Однако ему удалось убедить комиссара, что его место на судостроительном заводе. В июне 1938 года он стал помощником военного представителя контрольно-приёмного аппарата (КПА) Управления кораблестроения (УК) по приёмке корабельной брони на Мариупольском металлургическом комбинате имени Ильича (Донецкая область Украинской ССР). Однако в сентябре 1938 года он вернулся в Ленинград и стал помощником военного представителя КПА уполномоченного УК на Балтийском заводе (ныне – ОАО «Балтийский завод»), где строились лёгкие крейсеры. С первых дней Великой Отечественной войны П.Г.Котов, будучи одним из представителей Главного управления кораблестроения (ГУК) в Ленинграде, принимал энергичные меры к подготовке надводных и подводных сил Балтийского флота к отражению наступления врага на море. Его имя навечно вошло в историю Ленинградской битвы как творца «броневого пояса» на сухопутном фронте. В июле 1941 года, зная о том, что на заводах и складах есть несколько десятков тысяч тонн неиспользованной корабельной и танковой брони, он обратился в Чрезвычайную комиссию по вопросам обороны города с предложением создать вокруг Ленинграда кольцо из мощных броневых сооружений. Под его руководством и непосредственном участии с июля 1941 года по январь 1943 года из 18400 тонн брони были изготовлены более 8000 броневых оборонительных сооружений 40 типов, в том числе 363 артиллерийских дота (под орудия калибром от 45 до 152 мм), 1184 дота – для пулемётчиков, 588 – для расчётов противотанковых ружей, 2300 – для снайперов, кроме того, было использовано 2300 лобовых броневых плит с амбразурами и заслонками для дзотов. Это был настоящий броневой рубеж, преградивший фашистским полчищам путь к Ленинграду. За это ещё в конце 1941 года инженер-капитан 3-го ранга П.Г.Котов был представлен к высшей награде СССР – ордену Ленина. Наградной лист подписал инженер-контр-адмирал А.А.Жуков 28 декабря 1941 года. Однако П.Г.Котов тогда был награждён всего лишь орденом Красной Звезды. Это была его первая государственная награда. С мая 1946 года – заместитель начальника, а с марта 1950 года – начальник Управления надводных кораблей. С мая 1952 года инженер-контр-адмирал П.Г.Котов – заместитель начальника ГУК ВМС СССР. Работая в ГУК, являющимся генеральным заказчиком проектирования и строительства кораблей, он постоянно находился в гуще этих событий. Обладая настойчивым характером и стремясь постоянно к освоению всего нового в кораблестроении, он пользовался авторитетом как специалист и уверенно продвигался по служебной лестнице. В эти годы успешно реализовывались планы строительства кораблей: на четырёх заводах строились лёгкие крейсеры проекта 68-бис, на пяти – эскадренные миноносцы проекта 30-бис, на четырёх – средние ДПЛ проекта 613. В конце 1952 года П.Г.Котов был вызван в ЦК КПСС, где ему сообщили, что по представлению Н.Г.Кузнецова и с одобрения Н.А.Булганина его кандидатура рассматривается для назначения заместителем секретаря Постоянной комиссии по вопросам обороны. С февраля 1955 года по март 1957 года он был помощником Н.А.Булганина, ставшего председателем СМ СССР. Непростым для П.Г.Котова был период 1954-1955 годов, когда руководство страны рассматривало «Программу военного кораблестроения на период 1956-1965 годов» (ПВК-56). В 1958 году он в качестве заместителя председателя правительственной комиссии участвовал в испытаниях первой опытной АПЛ проекта 627 «К-3», построенной в Северодвинске на заводе № 402 (ныне – ОАО «ПО «Северное машиностроительное предприятие»). Программа создания первой АПЛ была возведена в ранг национальной задачи и постоянно контролировалась правительством и политическим руководством страны. Подготовка и обучение состава электромеханической боевой части экипажа, обслуживающего АЭУ, проходили на натурном макете в Обнинске (Калужская область) под непосредственным руководством А.П.Александрова. В создании первенца отечественного атомного флота приняли участие более 130 предприятий и организаций всей страны. С учётом опыта разработки проекта первой АПЛ СМ СССР принял постановление о создании серийных АПЛ с торпедным вооружением по проекту 627А. В проекте серийные АПЛ сохранили основные технические решения, оборудование, главную энергетическую установку и вооружение, принятое на опытной АПЛ проекта 627. Всего в Северодвинске по проекту 627 была построена одна АПЛ, а по проекту 627А – двенадцать АПЛ (в 1959-1964 годах). В августе 1958 года инженер-вице-адмирал П.Г.Котов был назначен заместителем начальника кораблестроения и вооружения ВМФ СССР. Это было время, когда Запад переносил основную мощь стратегических ракетно-ядерных сил с континента на просторы Мирового океана. В борьбе за первенство в создании атомных субмарин наша страна не уступала Западу. И это было достигнуто благодаря самоотверженному труду таких людей, как П.Г.Котов. Месяцами он работал в конструкторском бюро, научно-исследовательских институтах, на верфях Северодвинска и Комсомольска-на-Амуре, неделями находился под водой, испытывал АПЛ на прочность, живучесть и манёвренность. Вторая половина 1960 года для П.Г.Котова снова явилась серьёзным экзаменом. Судостроительный завод № 199 имени Ленинского комсомола (ныне – ОАО «Амурский судостроительный завод») в Комсомольске-на-Амуре строил первую для завода и головную в серии АПЛ проекта 659 «К-45» с крылатыми ракетами П-5 для поражения административных, промышленных, военных объектов и ВМБ, расположенных как на побережье, так и в глубине территории противника. Строительство лодки шло трудно, много было технических и организационных вопросов. Под угрозой был установленный СМ СССР срок сдачи АПЛ в состав флота в 1960 году. По просьбе руководителей Хабаровского края в Комсомольск-на-Амуре были командированы конструкторы и от флота П.Г.Котов. В середине сентября все недоработки были устранены, и АЭУ была подготовлена к пробному пуску, проведённому под руководством А.П.Александрова. Также П.Г.Котов активно участвовал в разработке проекта и строительстве, руководстве со стороны органов военного кораблестроения испытаниями опытной АПЛ проекта 645 «К-27», построенной в Северодвинске на заводе № 402. Она стала первой АПЛ, на которой была использована двухреакторная паропроизводящая установка с жидкометаллическими теплоносителями из сплава свинец-висмут. И предназначалась для нанесения торпедных ударов по боевым кораблям и транспортам противника. В течение 15 лет службы в высших партийных, военных и правительственных органах власти П.Г.Котов имел возможность общаться и взаимодействовать с выдающимися учёными, конструкторами, руководителями предприятий, видными партийными и государственными деятелями и приобрести бесценный опыт взаимодействия с людьми, государственного подхода при решении крупных вопросов с промышленностью. В августе 1965 года он был назначен заместителем главнокомандующего ВМФ СССР по кораблестроению и вооружению – начальником кораблестроения и вооружения ВМФ СССР. По должности стал членом Военного совета ВМФ СССР. Занимая высшую инженерную должность во флоте в течение более чем 20 лет, он настойчиво осуществлял техническую политику и реализацию требований флота к проектам новых кораблей, выполнению плана строительства мощного океанского ракетно-ядерного флота страны. Так в деятельности П.Г.Котова наступил период, когда его вклад в развитие флота стал наиболее существенным и приобрёл государственное значение. Этот период характеризовался развёртыванием строительства кораблей в невиданных ранее в истории страны масштабах. Аналитический ум С.Г.Горшкова эффективно дополнялся исключительной организаторской силой П.Г.Котова. Это проявлялось сначала при формировании программы военного судостроения, а затем в её практической реализации. Если в формировании идеологии программы военного кораблестроения решающая роль принадлежала С.Г.Горшкову, то жизненную силу практически всем мероприятиям по её выполнению придавали исключительные организаторские способности, энергия и энтузиазм П.Г.Котова. При этом свои взаимоотношения с организациями промышленности, от которых в конечном счёте зависело выполнение программы, он строил на принципе равной заинтересованности учёных, конструкторов и производственников в оснащении флота кораблями, соответствующими современному научно-техническому уровню. Строительство флота стало делом жизни П.Г.Котова, которому он отдавал всего себя. В те годы на вооружение ВМФ СССР начали поступать корабли нового поколения – атомные ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, которые по своим основным тактико-техническим элементам не уступали подобным кораблям иностранных военных флотов. Одновременно создавались тральщики, катера на подводных крыльях и воздушной подушке, экранопланы и вспомогательные суда обеспечения. Корабли и суда этих типов и сейчас составляют основу ВМФ России. П.Г.Котов – один из руководителей проектирования, строительства и испытаний атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Есть его доля труда и в том, что в 1971 году была достигнута рекордная за всю историю скорость подводного движения – 44,7 узла (АПЛ проекта 661 «К-162»), а в 1984 году – рекордная глубина погружения – 1027 м (АПЛ проекта 685 «К-278»), что осуществлялись походы к Северному полюсу, кругосветные плавания под водой. Немало он сделал и для того, чтобы ракеты, выпущенные из-под воды, пролетев тысячи километров, поражали цель со снайперской точностью. Получили дальнейшее развитие надводные силы общего назначения. Были созданы оперативные силы плавучего тыла, способные обеспечить свободу действий кораблей отечественного флота в любых районах Мирового океана. Всего в этот период было построено около 180 АПЛ с баллистическими и крылатыми ракетами и торпедно-реакторным вооружением, 100 крупных надводных кораблей, включая авианесущие и атомные ракетные крейсеры, 500 малых боевых надводных кораблей, 160 тральщиков и 300 вспомогательных кораблей и судов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1980 года за большие заслуги в деле создания, освоения и развития вооружения и военной техники и в связи с семидесятилетием со дня рождения Павлу Григорьевичу Котову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». П.Г.Котов обладал высокой и результативной работоспособностью. Все его помыслы и действия были направлены на решение вопросов кораблестроения. Процесс создания корабля, начиная с поиска его облика, проектирования и завершая государственными испытаниями, являлся для него чем-то святым. Он жил этим; не было ни одного случая, чтобы он в служебное время вёл разговоры на отвлечённые темы. Спуск каждого корабля на воду он сравнивал с рождением ребёнка, на спуске крупного корабля или выводе из дока головной атомной подводной лодки старался лично присутствовать. Он всегда стремился быть в курсе хода испытаний кораблей, пусков ракет. Каждую неудачу на испытаниях он воспринимал близко к сердцу и требовал тщательного расследования причин неудачи и принятия мер. Он имел большой авторитет в ВМФ, среди судостроителей и представителей других отраслей промышленности, к нему относились с большим уважением и доверием главнокомандующий ВМФ СССР С.Г.Горшков, руководители оборонно-промышленного комплекса страны. В марте 1986 года адмирал П.Г.Котов вышел в отставку. Он стал главным специалистом Научно-технического комитета ВМФ СССР, а позже – Морского научного комитета ВМФ России. Жил в городе Москве. Скончался 12 января 2007 года на 97-м году жизни. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. Награждён советскими 2 орденами Ленина (6.04.1970, 31.12.1980), орденом Октябрьской Революции (19.02.1986), 3 орденами Красного Знамени (31.03.1946, 3.11.1953, 31.10.1967), орденами Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (28.04.1963), 3 орденами Красной Звезды (31.03.1942, 10.04.1945, 20.06.1949), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975), российским орденом Почёта (31.12.2000), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (3.11.1944), именным кортиком от главнокомандующего ВМФ СССР (2.01.1971), а также иностранными наградами, в том числе орденом «9 сентября 1944 года» 1-й степени с мечами (14.09.1974, НРБ). Лауреат Ленинской премии (19.04.1974, за работу в области судостроения). Почётный гражданин Северодвинска (10.06.1980). 25 октября 2011 года Морской кадетской школе города Северодвинска было присвоено имя адмирала П.Г.Котова, а 28 октября 2011 года на фасаде знания школы была открыта мемориальная доска в его честь.
Туристический Смоленск
Котов Павел Григорьевич – заместитель главнокомандующего Военно-Морским Флотом СССР по кораблестроению и вооружению – начальник кораблестроения и вооружения Военно-Морского Флота СССР, адмирал-инженер.
Родился 21 декабря 1910 года (3 января 1911 года) в деревне Матвейково (ныне не существует; территория Новодугинского сельского поселения Новодугинского района Смоленской области) Сычёвского уезда Смоленской губернии в семье потомственных корабелов. Его дед строил эскадренный броненосец «Гангут», а отец трудился на строительстве линейных кораблей для Балтийского флота, работал в бригаде сборщиков легендарного бронепалубного крейсера 1-го ранга «Аврора». Он был воспитан в трудовой рабочей семье, где ценился не только труд как средство пропитания, но и как среда, где воспитываются черты рабочей интеллигенции с её высоким стремлением к образованию.
С июля 1922 года по декабрь 1929 года занимался земледелием в хозяйстве матери в деревне Матвейково. Потомственный судостроитель в третьем поколении, он по семейной традиции в 1930 году отправился в город Ленинград (ныне – Санкт-Петербург) на Судостроительный завод имени Андре Марти (ныне – ОАО «Адмиралтейские верфи»), на котором трудились его отец и братья. Но первые месяцы 1930 года он работал подручным слесаря: с февраля по апрель – на 1-м механическом хлебозаводе, а с апреля по май – на картографической фабрике «Глобус».
С мая 1930 года по сентябрь 1932 года – помощник сборщика корпусного цеха, а с декабря 1932 года по февраль 1933 года – разметчик корпусного цеха Судостроительного завода имени Андре Марти. В 1930 году он поступил учиться в вечернюю школу, преобразованную вскоре в рабочий факультет при Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ныне – Петербургский государственный университет путей сообщения).
После обучения сборке корабельных корпусов трудился на строительстве ДПЛ типа «Щука» для Тихоокеанского флота. Комплексная бригада сборщиков во главе с П.Г.Котовым за короткий срок подготовила к отправке в город Владивосток несколько лодок для их достройки на «Дальзаводе» имени К.Е.Ворошилова (ныне – ОАО «ЦС «Дальзавод»).
Окончив в 1933 году без отрыва от производства рабочий факультет при Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, он готовился к поступлению в Ленинградский кораблестроительный институт (ныне – Санкт-Петербургский государственный морской технический университет). Однако в том году был объявлен широкий набор в высшие военно-морские училища, и по путёвкам районных комитетов ВКП (б) и ВЛКСМ его направили в училище для сдачи экзаменов. Хорошо выдержав их, он попросил отправить его в Военно-морское инженерное училище имени Ф.Э.Дзержинского (ныне – Военный институт (военно-морской политехнический) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова») на кораблестроительный сектор.
Учился он отлично и дипломную работу по разработке эскизного проекта лёгкого крейсера с выполнением необходимых расчётных, проектных и чертёжных работ защитил также с высшей оценкой. В тот же день комиссар училища вызвал к себе курсанта П.Г.Котова, настоятельно рекомендовал ему отказаться от этого назначения и дать согласие на выпуск сразу в звании батальонного комиссара с назначением на один из кораблей Балтийского или Черноморского флотов. Однако ему удалось убедить комиссара, что его место на судостроительном заводе.
В июне 1938 года он стал помощником военного представителя контрольно-приёмного аппарата (КПА) Управления кораблестроения (УК) по приёмке корабельной брони на Мариупольском металлургическом комбинате имени Ильича (Донецкая область Украинской ССР). Однако в сентябре 1938 года он вернулся в Ленинград и стал помощником военного представителя КПА уполномоченного УК на Балтийском заводе (ныне – ОАО «Балтийский завод»), где строились лёгкие крейсеры.
С первых дней Великой Отечественной войны П.Г.Котов, будучи одним из представителей Главного управления кораблестроения (ГУК) в Ленинграде, принимал энергичные меры к подготовке надводных и подводных сил Балтийского флота к отражению наступления врага на море.
Его имя навечно вошло в историю Ленинградской битвы как творца «броневого пояса» на сухопутном фронте. В июле 1941 года, зная о том, что на заводах и складах есть несколько десятков тысяч тонн неиспользованной корабельной и танковой брони, он обратился в Чрезвычайную комиссию по вопросам обороны города с предложением создать вокруг Ленинграда кольцо из мощных броневых сооружений.
Под его руководством и непосредственном участии с июля 1941 года по январь 1943 года из 18400 тонн брони были изготовлены более 8000 броневых оборонительных сооружений 40 типов, в том числе 363 артиллерийских дота (под орудия калибром от 45 до 152 мм), 1184 дота – для пулемётчиков, 588 – для расчётов противотанковых ружей, 2300 – для снайперов, кроме того, было использовано 2300 лобовых броневых плит с амбразурами и заслонками для дзотов. Это был настоящий броневой рубеж, преградивший фашистским полчищам путь к Ленинграду.
За это ещё в конце 1941 года инженер-капитан 3-го ранга П.Г.Котов был представлен к высшей награде СССР – ордену Ленина. Наградной лист подписал инженер-контр-адмирал А.А.Жуков 28 декабря 1941 года. Однако П.Г.Котов тогда был награждён всего лишь орденом Красной Звезды. Это была его первая государственная награда.
С мая 1946 года – заместитель начальника, а с марта 1950 года – начальник Управления надводных кораблей. С мая 1952 года инженер-контр-адмирал П.Г.Котов – заместитель начальника ГУК ВМС СССР. Работая в ГУК, являющимся генеральным заказчиком проектирования и строительства кораблей, он постоянно находился в гуще этих событий. Обладая настойчивым характером и стремясь постоянно к освоению всего нового в кораблестроении, он пользовался авторитетом как специалист и уверенно продвигался по служебной лестнице. В эти годы успешно реализовывались планы строительства кораблей: на четырёх заводах строились лёгкие крейсеры проекта 68-бис, на пяти – эскадренные миноносцы проекта 30-бис, на четырёх – средние ДПЛ проекта 613.
В конце 1952 года П.Г.Котов был вызван в ЦК КПСС, где ему сообщили, что по представлению Н.Г.Кузнецова и с одобрения Н.А.Булганина его кандидатура рассматривается для назначения заместителем секретаря Постоянной комиссии по вопросам обороны. С февраля 1955 года по март 1957 года он был помощником Н.А.Булганина, ставшего председателем СМ СССР.
Непростым для П.Г.Котова был период 1954-1955 годов, когда руководство страны рассматривало «Программу военного кораблестроения на период 1956-1965 годов» (ПВК-56).
В 1958 году он в качестве заместителя председателя правительственной комиссии участвовал в испытаниях первой опытной АПЛ проекта 627 «К-3», построенной в Северодвинске на заводе № 402 (ныне – ОАО «ПО «Северное машиностроительное предприятие»).
Программа создания первой АПЛ была возведена в ранг национальной задачи и постоянно контролировалась правительством и политическим руководством страны. Подготовка и обучение состава электромеханической боевой части экипажа, обслуживающего АЭУ, проходили на натурном макете в Обнинске (Калужская область) под непосредственным руководством А.П.Александрова. В создании первенца отечественного атомного флота приняли участие более 130 предприятий и организаций всей страны.
С учётом опыта разработки проекта первой АПЛ СМ СССР принял постановление о создании серийных АПЛ с торпедным вооружением по проекту 627А. В проекте серийные АПЛ сохранили основные технические решения, оборудование, главную энергетическую установку и вооружение, принятое на опытной АПЛ проекта 627. Всего в Северодвинске по проекту 627 была построена одна АПЛ, а по проекту 627А – двенадцать АПЛ (в 1959-1964 годах).
В августе 1958 года инженер-вице-адмирал П.Г.Котов был назначен заместителем начальника кораблестроения и вооружения ВМФ СССР. Это было время, когда Запад переносил основную мощь стратегических ракетно-ядерных сил с континента на просторы Мирового океана. В борьбе за первенство в создании атомных субмарин наша страна не уступала Западу. И это было достигнуто благодаря самоотверженному труду таких людей, как П.Г.Котов. Месяцами он работал в конструкторском бюро, научно-исследовательских институтах, на верфях Северодвинска и Комсомольска-на-Амуре, неделями находился под водой, испытывал АПЛ на прочность, живучесть и манёвренность.
Вторая половина 1960 года для П.Г.Котова снова явилась серьёзным экзаменом. Судостроительный завод № 199 имени Ленинского комсомола (ныне – ОАО «Амурский судостроительный завод») в Комсомольске-на-Амуре строил первую для завода и головную в серии АПЛ проекта 659 «К-45» с крылатыми ракетами П-5 для поражения административных, промышленных, военных объектов и ВМБ, расположенных как на побережье, так и в глубине территории противника. Строительство лодки шло трудно, много было технических и организационных вопросов. Под угрозой был установленный СМ СССР срок сдачи АПЛ в состав флота в 1960 году. По просьбе руководителей Хабаровского края в Комсомольск-на-Амуре были командированы конструкторы и от флота П.Г.Котов. В середине сентября все недоработки были устранены, и АЭУ была подготовлена к пробному пуску, проведённому под руководством А.П.Александрова.
Также П.Г.Котов активно участвовал в разработке проекта и строительстве, руководстве со стороны органов военного кораблестроения испытаниями опытной АПЛ проекта 645 «К-27», построенной в Северодвинске на заводе № 402. Она стала первой АПЛ, на которой была использована двухреакторная паропроизводящая установка с жидкометаллическими теплоносителями из сплава свинец-висмут. И предназначалась для нанесения торпедных ударов по боевым кораблям и транспортам противника.
В течение 15 лет службы в высших партийных, военных и правительственных органах власти П.Г.Котов имел возможность общаться и взаимодействовать с выдающимися учёными, конструкторами, руководителями предприятий, видными партийными и государственными деятелями и приобрести бесценный опыт взаимодействия с людьми, государственного подхода при решении крупных вопросов с промышленностью.
В августе 1965 года он был назначен заместителем главнокомандующего ВМФ СССР по кораблестроению и вооружению – начальником кораблестроения и вооружения ВМФ СССР. По должности стал членом Военного совета ВМФ СССР. Занимая высшую инженерную должность во флоте в течение более чем 20 лет, он настойчиво осуществлял техническую политику и реализацию требований флота к проектам новых кораблей, выполнению плана строительства мощного океанского ракетно-ядерного флота страны.
Так в деятельности П.Г.Котова наступил период, когда его вклад в развитие флота стал наиболее существенным и приобрёл государственное значение. Этот период характеризовался развёртыванием строительства кораблей в невиданных ранее в истории страны масштабах. Аналитический ум С.Г.Горшкова эффективно дополнялся исключительной организаторской силой П.Г.Котова. Это проявлялось сначала при формировании программы военного судостроения, а затем в её практической реализации.
Если в формировании идеологии программы военного кораблестроения решающая роль принадлежала С.Г.Горшкову, то жизненную силу практически всем мероприятиям по её выполнению придавали исключительные организаторские способности, энергия и энтузиазм П.Г.Котова. При этом свои взаимоотношения с организациями промышленности, от которых в конечном счёте зависело выполнение программы, он строил на принципе равной заинтересованности учёных, конструкторов и производственников в оснащении флота кораблями, соответствующими современному научно-техническому уровню. Строительство флота стало делом жизни П.Г.Котова, которому он отдавал всего себя.
В те годы на вооружение ВМФ СССР начали поступать корабли нового поколения – атомные ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, которые по своим основным тактико-техническим элементам не уступали подобным кораблям иностранных военных флотов. Одновременно создавались тральщики, катера на подводных крыльях и воздушной подушке, экранопланы и вспомогательные суда обеспечения. Корабли и суда этих типов и сейчас составляют основу ВМФ России.
П.Г.Котов – один из руководителей проектирования, строительства и испытаний атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Есть его доля труда и в том, что в 1971 году была достигнута рекордная за всю историю скорость подводного движения – 44,7 узла (АПЛ проекта 661 «К-162»), а в 1984 году – рекордная глубина погружения – 1027 м (АПЛ проекта 685 «К-278»), что осуществлялись походы к Северному полюсу, кругосветные плавания под водой. Немало он сделал и для того, чтобы ракеты, выпущенные из-под воды, пролетев тысячи километров, поражали цель со снайперской точностью.
Получили дальнейшее развитие надводные силы общего назначения. Были созданы оперативные силы плавучего тыла, способные обеспечить свободу действий кораблей отечественного флота в любых районах Мирового океана. Всего в этот период было построено около 180 АПЛ с баллистическими и крылатыми ракетами и торпедно-реакторным вооружением, 100 крупных надводных кораблей, включая авианесущие и атомные ракетные крейсеры, 500 малых боевых надводных кораблей, 160 тральщиков и 300 вспомогательных кораблей и судов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1980 года за большие заслуги в деле создания, освоения и развития вооружения и военной техники и в связи с семидесятилетием со дня рождения Павлу Григорьевичу Котову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
П.Г.Котов обладал высокой и результативной работоспособностью. Все его помыслы и действия были направлены на решение вопросов кораблестроения. Процесс создания корабля, начиная с поиска его облика, проектирования и завершая государственными испытаниями, являлся для него чем-то святым. Он жил этим; не было ни одного случая, чтобы он в служебное время вёл разговоры на отвлечённые темы. Спуск каждого корабля на воду он сравнивал с рождением ребёнка, на спуске крупного корабля или выводе из дока головной атомной подводной лодки старался лично присутствовать.
Он всегда стремился быть в курсе хода испытаний кораблей, пусков ракет. Каждую неудачу на испытаниях он воспринимал близко к сердцу и требовал тщательного расследования причин неудачи и принятия мер. Он имел большой авторитет в ВМФ, среди судостроителей и представителей других отраслей промышленности, к нему относились с большим уважением и доверием главнокомандующий ВМФ СССР С.Г.Горшков, руководители оборонно-промышленного комплекса страны.
В марте 1986 года адмирал П.Г.Котов вышел в отставку. Он стал главным специалистом Научно-технического комитета ВМФ СССР, а позже – Морского научного комитета ВМФ России.
Жил в городе Москве. Скончался 12 января 2007 года на 97-м году жизни. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Награждён советскими 2 орденами Ленина (6.04.1970, 31.12.1980), орденом Октябрьской Революции (19.02.1986), 3 орденами Красного Знамени (31.03.1946, 3.11.1953, 31.10.1967), орденами Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (28.04.1963), 3 орденами Красной Звезды (31.03.1942, 10.04.1945, 20.06.1949), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975), российским орденом Почёта (31.12.2000), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (3.11.1944), именным кортиком от главнокомандующего ВМФ СССР (2.01.1971), а также иностранными наградами, в том числе орденом «9 сентября 1944 года» 1-й степени с мечами (14.09.1974, НРБ).
Лауреат Ленинской премии (19.04.1974, за работу в области судостроения).
Почётный гражданин Северодвинска (10.06.1980).
25 октября 2011 года Морской кадетской школе города Северодвинска было присвоено имя адмирала П.Г.Котова, а 28 октября 2011 года на фасаде знания школы была открыта мемориальная доска в его честь.