Сергей Уланенков

Хроники Дальнего Запада
Часть 1.3. 1313-1395 годы.
Смоленщина. Защитники Пограничья

Храм Петра и Павла. 12 век. Смоленск.
Продолжу Хроники
1313

Княжил Иван Александрович (1313 - 1359).

Внук Глеба Ростиславича, сын Александра Глебовича.
Иван Александрович
Наследовал в 1313 году. Смоленский стол у него оспаривал его брат Дмитрий Брянский. Осада последним Смоленска в 1334 году при помощи татар закончилась примирением братьев.

Вступив в союз с Гедимином, Иван перестал платить в Орду выход.

В 1340 году Узбек-хан послал на него сильную рать, к которой должны были присоединить свои силы почти все князья северной Руси. Татары, однако, отошли, ничего не сделав Смоленску; вероятно, Иван сумел договориться с их предводителем Товлубием.

Смоленские полки участвовали в битве на Стреве на стороне литовцев против крестоносцев.

В 1351 году Семён Гордый предпринял поход на Смоленск, не имевший
серьёзных результатов.
1352

На территории средневековой Руси чума появилась в 1352 г.

Чума «проникла» в Россию не с востока, как можно было бы ожидать, а с запада - через Псков.

Черная смерть продолжалась до начала 1352 г. и унесла, по некоторым оценкам, до трети населения Земли.
Чёрная смерть
Первое известие о море в 14 столетии обнаруживается под 1308 год. Новгородская летопись сообщает: «бысть казнь от Бога, на люди мор и на кони…».

В 1321 году снова сообщается о море, который затронул людей и коней.

Новое упоминание об эпидемии в Пскове и Изборске за 1241 год, во время войны с ливонскими рыцарями. «Бяше мор зол», говорит летопись, болезнь имела такой охват, что приходилось
рыть братские могилы на целые семьи.

Это последнее известие о море на Руси, которое можно найти в источниках до прихода на русские земли «Чёрной Смерти».

В XIV веке по Западной Европе прошла страшная эпидемия «Чёрной Смерти», занесённая из Восточного Китая. Она отличалась от предыдущих и последующих чумных эпидемий необычайными масштабами о особенной злокачественностью, которая
привела к миллионам жертв. Так, в 1348 году она унесла жизни почти 15 млн. человек, что составляло четверть всего населения Европы, а к 1352 году в Европе умерло 25 млн. человек, т. е. треть населения.
Впервые чума появилась в Крыму в 1346 году, во владениях Золотой Орды, а в 1351 году в Польше и Руси. Летопись сообщает:
«бысть мор силен на бесермены и на татары, и на черкесы и на всех тамо живущих яко не кому их погребати».

Татары вступили в конфликт с генуэзцами в Кафе и осаждали три года эту итальянскую колонию. Среди татар началась чума, и ежедневно их умирало огромное количество. Тогда они в ярости и отчаянии стали
бросать трупы погибших от чумы при помощи метательных машин, в крепость, с целью погубить врага. Среди итальянцев началась паника и они бросив город, бежали на родину. Габриель де Мюсси сообщает, что по дороге чума началась и среди них, из 1000 отплывших осталось в живых только 10 человек.

Так, с Востока чума попала в Европу. Интересно, что на Русь чума пришла не с владений Золотой Орды, а из Западной Европы, 5-6 лет спустя после появления её в Крыму. Первым русский город, который подвергся мору стал Псков, который располагался в то время в оживленных торговых сношениях с западноевропейскими, и в частности с городами Ганзы.
Чума
Мор 1352 года во всех русских летописях описывается обстоятельно, поэтому мы можем из этого описания составить себе вполне ясную картину этого чрезвычайного и страшного события.

Чума появилась в городе летом 1352 г. и, видимо, сразу приняла значительные масштабы. Смертность была огромная. Люди не успевали
хоронить умерших, а священники провести все необходимые обряды. За ночь у каждой церкви накоплялось до 30 и более тел. В одну могилу клали по 3-5 трупов.


Псков охватил страх и ужас. Видя везде и постоянно смерть и считая печальный исход неизбежным, многие стали помышлять только о спасении души, раздавая имущество свое и принимая монашеский постриг. Горожане, не видя нигде спасения, отправили послов в Великий Новгород к архиепископу Василию, попросив его приехать в Псков благословить его жителей и помолиться с ними о прекращении болезни. Церковный иерарх выполнил их просьбу и обошёл Псков с крестным ходом.
Однако на обратном пути заболел и вскоре умер. Таким образом, чума попала в Новгород – новгородцы привезли тело в город и захоронили его в соборе Святой Софии. Это говорит о том, что люди того времени не знали о необходимости карантина. Последствия этого события привели к вспышке эпидемии в Новгороде, а затем чума распространилась по другим городам, появилась в Ладоге, Смоленске, Суздале, Чернигове, Киеве и распространилась по всей Руси. Летописи сообщают и
краткое описание болезни, которое схоже с описаниями западноевропейских источников.

Болезнь начиналась с кровохарканья, а примерно, на третий день
человек умирал. Очевидно, на Русской земле преобладала лёгочная форма чумы, т. к. о «бубонах» (появлением резко болезненных конгломератов, чаще всего в области лимфатических узлов) летописи не сообщают. Также как и в предшествующий период – 13 столетие, нет сообщений ни о способах лечения, ни о методах предупреждения.

В 1360 году новая вспышка эпидемии снова произошла в Пскове. Отчаявшиеся горожане, опять отправили послов в Великий Новгород, попросив архиепископа помочь им. Владыка Алексий приехал, благословил город, обошёл его крестным ходом, и после этого, по сообщению летописца, болезнь отступила.

В описании этой эпидемии впервые сообщается о припухании желез, о кровохаркании не упоминается.

В 1364 году страшная болезнь объявилась в низовьях Волги и стала
подниматься вверх по реке. Особенно от мора пострадали: Нижний Новгород, Коломна, Рязань, Москва, Переяславль, Тверь, Ярославль, Владимир, Суздаль, Дмитров, Можайск, Кострома, Белозерск, Волок.

Болезнь унесла огромное количество людей. В Москве не успевали хоронить погибших, тела клали в братские могилы. Летописцы довольно обстоятельно описали симптомы страшной болезни. У одних сразу началось кровохарканье и через 2-3 дня они умирали. Кровохарканью
предшествовали острые боли в груди, затем начинался жар, обильный пот, озноб. У других опухали лимфатические узлы в различных местах: шейные, паховые и др.

В 1374 году по Руси и также Золотой Орде прокатился ещё один мор, который сопровождался падежом скота. О симптомах этой эпидемии ничего не сказано.


В 1387 году страшная чума полностью уничтожила население Смоленска. По данным летописей, неизвестная страшная повальная болезнь свирепствовала так, что в городе осталось 5-10 человек! Однако о симптомах этой чумы ничего не сообщается.

В 1388-1389 гг. чума снова ударила по Пскову, а затем проникла в
Великий Новгород. В описании мора сообщается о припухании желез, поэтому можно считать, что это было новое возвращение чумы. Псковичи снова попросили новгородского архиепископа приехать в город и благословить его. Иерарх исполнил пожелание горожан. В летописях сообщается, что архиепископ и его сопровождающие вернулись в Новгород благополучно, но, тем не менее, город вскоре повторил
участь Пскова. Новгородцы спаслись тем, что решили построить церковь Св. Афанасия и всем миром срубили её за один день. Болезнь после этого отступила.


Надо отметить, что это была для средневековой Руси обычная практика. В случае мора жители городов и селений всей общиной-миром строили церковь.

В Пскове же о чуме сообщается и в записи за 1390 год, было ли это продолжение прежнего мора, или новая волна, неизвестно.

Источники сообщают, что эпидемии 1388-1390 гг. сопровождались появлением бубонов и смертельный исход наступал на 2-3 день.
1359

Княжил Святослав Иванович (1359 - 1386).

Внук Александра Глебовича, сын Ивана Александровича.
Лицевой летописный свод.
О Смоленском побоище.
Той же весной князь великий Святослав Иванович Смоленский с братом своим, с князем Иваном Васильевичем, и с детьми своими Святославичами, с Глебом и с Юрием, собрался со многими силами и пошел ратью к городу Мстиславлю. Ведь прежде того город
Мстиславль был Смоленский, но отняли его литовцы к себе; и захотели его у литвы отнять.
Святослав Иванович, великий князь Смоленский

Святослав Иванович ( ? — 29 апреля 1386 ) — великий князь
Смоленский (1359—1386), сын Ивана Александровича Смоленского.

Поначалу Святослав продолжал политику последних лет своего отца по сближению с Москвой. В первый же год своего правления он повоевал ряд литовских волостей.

Ольгерд был вынужден снарядить ответный поход и захватил Мстиславль.
В борьбе против Москвы Литва союзничала с Тверью.

Непокорный Смоленск мешал Литве приблизиться к тверским и московским рубежам.

Московские князья понимали важность союза со Смоленским княжеством, но, занятые делами во Владимиро-Суздальской земле, избегали конфликтов с Литвой, а потому не могли выступить открыто в поддержку смоленских князей. Однако когда в 1367 г. Ольгерд пошел на
Москву, во время так называемой «Литовщины», Святослав был вынужден дать ему свой отряд. В ответ москвичи и волочане разорили приграничные смоленские волости, а Святослав был отлучен митрополитом Алексием от церкви.

В 1370 г. Святослав вновь пошел с Ольгердом на Москву, надеясь хотя бы вернуть свои восточные волости, но поход закончился неудачей, и в мирном договоре Москвы и Литвы интересы Смоленского княжества вообще никак не учитывались.

Вскоре после похода Святослав получил послание от Константинопольского патриарха, который порицал его за нарушение клятвы и преступления против истинной веры, напоминал о карах за грехи и рекомендовал попросить у митрополита прощение. Потрясенный посланием, Святослав тут же подтвердил свою верность Москве и уже в 1375 г. с войском Дмитрия Донского ходил на Тверь. В 1380
году смоленское войско во главе с племянником Святослава, Иваном Васильевичем Вяземским участвовали в Куликовской битве.

В 1386 г., воспользовавшись усобицами в Литве, он соединился со смоленскими удельными князьями и Андреем Ольгердовичем Полоцким и пошел отвоевывать волости, захваченные литовцами.

По пути к Мстиславлю смоляне разоряли литовские земли, жестоко истребляя местных жителей. Под стенами Мстиславля они простояли десять дней, пока не подошли Ольгерд и Витовт с полками. В жестокой и долгой битве на реке Вехре смоляне были разбиты. Сам Святослав был убит, а двое его сыновей попали в плен.


Литовские князья, преследуя бегущих, подошли к Смоленску, взяли с него выкуп и посадили на княжение Юрия Святославича.
1386

Княжил Юрий Святославич (первое княжение 1386/1387 - 1392).

Внук Ивана Александровича, сын Святослава Ивановича.
В 1386 году смоленские войска осадили контролируемый Литвой Мстиславль, но
вскоре подошли польско-литовские войска Ягайло и нанесли смолянам поражение (Битва
на реке Вехре). Смоленский князь Святослав погиб, старший его сын, Глеб Святославич,
был пленен, и Юрий, женатый на дочери Олега Ивановича Рязанского и Евпраксии
Ольгердовны, занял смоленский престол в 1387 году, после того, как присягнул
королю Ягайло.

В 1392 году в результате недовольства смолян Юрий был изгнан, на престол сел
освободившийся из плена Глеб, а Юрий уехал в Рязань к тестю, с помощью которого
на протяжении многих лет пытался вернуть смоленский престол. В 1395 году Витовт
захватил Смоленск, пленил Глеба и посадил наместником брянского князя Романа
Михайловича.

После поражения на Ворскле в 1399 году позиции Витовта в Литве ослабли, и в
1401 году Юрий с помощью рязанских войск вновь занял смоленский престол. Только
в 1404 году с помощью поляков Витовту удалось окончательно присоединить Смоленское княжество к своим владениям (Осада Смоленска (1404).

В 1406 году Юрий перешёл на службу к Василию Московскому, стал наместником в Торжке.
Княгине Иулиании отсекают руки
Как гласит, в частности, Лицевой летописный свод, будучи в Торжке, князь Юрий Святославич пленился красотой Иулиании (жены князя Семена Ивановича Вяземского, также происходившего из династии смоленских Ростиславичей) и всячески старался склонить её к прелюбодеянию, но Иулиания строго хранила супружескую верность. Однажды во время пира князь Юрий убил мужа Иулиании, в
надежде насилием овладеть ею. Святая Иулиания воспротивилась насильнику.


Разъяренный князь Юрий приказал отрубить ей ноги и руки, а тело её бросить в реку Тверцу. От угрызений совести князь Юрий бежал к татарам, но и там не нашел покоя.

Вот такие страсти. О времена...
По одним указаниям, князь умер в Золотой Орде.

Умер он «не в своем великим княжестве Смоленском, а скитаясь в чужой стране, странствуя в изгнании, переходя с места на место в пустынях своего великого княжения Смоленского, лишенный отчины и дедины, своей великой княгини, детей и братьев, родственников, своих князей и бояр, воевод и слуг».

Однако Лицевой летописный свод приводит другую версию его смерти, указывая, что «пребывал князь в Рязанской земле в пустыне у одного христолюбивого старца игумена Петра, там провел несколько дней в печали и скорби, сетуя и плача, вспоминая свои беды и неприятности, и, припомнив все это в своем уме, стал плакать и сетовать о своих грехах, желая отказаться от суетной мирской жизни, забыть славу мира сего и угодить праведной жизнью Богу. Там князь заболел и, немного проболев, скончался о Господе, проводили его тело с честью, похоронили
с надгробными песнопениями».
1392

Княжил Глеб Святославич (1392 - 1395).

Внук Ивана Александровича, сын Святослава Ивановича.
Глеб Святославич
В 1386 году после битвы под Мстиславлем. Глеб был уведен в плен литовцами.
Потом, как видно, отпущен.

В 1392 году с помощью Витовта Глеб сел на княжение в
Смоленске.

Но тот же Витовт в 1395 году велел смоленским князьям выехать к нему
по охранной грамоте. "Слышал я, - говорил Витовт, - что между вами нет
единства и вражда большая; так если будет между вами какой спор, то вы сошлитесь на меня как на третьего, и я вас рассужу справедливо".
Смоленские князья обрадовались тому, что нашелся беспристрастный судья, который рассудит их по всей справедливости и разделит им вотчину по жребию: все они собрались и поехали к Витовту с дарами; но Витовт, взяв дары, велел схватить князей и отослал их в Литву, потом подступил к городу, пожег посады, взял крепость и посадил здесь своих наместников.

Глеб получил от Витовта местечко Полонное.

В несчастной для литовцев битве на Ворскле 12 августа 1399 года он был убит татарами.
1395

Княжил Роман Михайлович Молодой (1395 - 1401).
Из черниговских князей, племянник Ивана Александровича. Ранее князь брянский и черниговский; посажен в Смоленск великим князем литовским Витовтом в качестве наместника.
Роман Михайлович
В 1356 году Брянск был захвачен великим князем Литовским Ольгердом. В 1371 году Ольгерд не включил чернигово-северские земли в список земель, на которых просил константинопольского патриарха о создании особой митрополии, а при заключении Любутского мира в 1372 году между Литвой и Москвой в качестве брянского князя упоминался Дмитрий (сын Ольгерда). В то время Роман был только
великим князем Черниговским (а Дмитрий Ольгердович — брянским), но в 1375 году Роман упоминается летописью как брянский князь в связи с совместным походом московских, брянских и смоленских войск на Тверь.

В 1380 году Роман участвовал в Куликовской битве.

После удачного похода польско-литовских войск на Смоленское княжество в 1395 году и захвата Витовтом в плен Глеба Святославича Смоленского Роман стал литовским наместником в Смоленске.

После разгрома Витовта ордынцами в битве на Ворскле в 1399 году, в которой погиб Глеб, литовское влияние в Смоленске ослабело, и с помощью Олега Рязанского смоленским князем стал брат Глеба, Юрий
Святославич.
Роман Михайлович был убит.
Добавлю о часто упоминаемом персонаже.
Витовт
Витовт (Витольд; в крещении — Александр; около 1350 —
27 октября 1430) — великий князь литовский с 1392 года. Сын Кейстута,
племянник Ольгерда и двоюродный брат Ягайло. Князь гродненский в 1370—1382 годах, луцкий в 1387—1389 годах, трокский в 1382—1413 годах.

Провозглашённый король гуситов.

Один из наиболее известных правителей Великого княжества
Литовского, ещё при жизни прозванный Великим.

Был трижды крещён: первый раз в 1382 году по католическому обряду под именем Виганд, второй раз в 1384 году по православному обряду под именем Александр и третий раз в 1386 году по католическому обряду также под именем Александр.



Пока всё.

Продолжу.



Тккст (с) Сергей Уланенков

Картинки, гравюры - Вики, Яндекс

Фото Сергей Уланенков


Помнить всё

#ХроникиДальнегоЗапада #смоленск

Комментарии