Развитие органов чувств. Зрение у ребенка к моменту рождения ограничено восприятием сравнительно яркого света, пространственного восприятия предметов у него еще нет, а движения глазных яблок, как правило, некоординированные, что может обусловливать даже некоторое временное физиологическое «косоглазие». Мигательный рефлекс на приближение предмета к глазу не выражен. Слух у новорожденного снижен, но на сильные звуковые раздражители он реагирует с первых дней жизни. У доношенного ребенка уже на первой неделе жизни проявляется выраженная функция вкусового аппарата. Он по-разному реагирует на вкусовые ощущения. Более сладкая пища, как правило, вызывает положительные эмоции: ребенок успокаивается, облизывает губы, легче глотает и даже обнаруживает привыкание к сладкому. В то же время горькое (даваемое, например, в виде лекарств) вызывает беспокойство, крик, протест в виде отказа от сосания и глотания. Обоняние у новорожденного также развито в определенной мере с первых дней жизни. При воздействии на его слизистые оболочки верхних дыхательных путей раздражающих газообразных веществ ребенок становится беспокойным. Он может отказываться от груди, если она обработана каким-либо ароматическим мылом или лекарственным препаратом (например, в случае трещин сосков). Относительно хорошо развито чувство осязания. Новорожденный реагирует на прикосновения к его коже и слизистым оболочкам, хорошо ощущает грудь матери и, будучи голодным, при малейшем прикосновении губами к ней имитирует сосательные движения. Развитие эмоций. Все негативные эмоции новорожденный ребенок выражает в крике, который является сигналом о каком-либо непорядке. Крик у доношенного новорожденного громкий. Развитие речи. Наличие реакции новорожденного на звук может указывать на отсутствие у него проблем с органами слуха, что необходимо в дальнейшем для формирования речи. Развитие движений. У доношенного новорожденного достаточно хорошо выражены основные физиологические рефлексы. Сразу после рождения ребенок может не только сосать (сосательный рефлекс) и глотать (глотательный рефлекс), но и обладает целым комплексом врожденных двигательных рефлексов (хватательный, опорный, шаговый, плавательный, рефлекс ползания и др.). Движения новорожденного ребенка имеют рефлекторный характер, нецеленаправленны. Отсутствует какая-либо взаимосвязь между движениями, положением рук и пальцев. Что делать При условии отсутствия противопоказаний новорожденный ребенокдолжен круглосуточно находиться вместе с матерью в одном помещении. Общее пребывание матери и ребенка обеспечивает кормление по требованию, профилактику снижения температуры тела у новорожденного и минимизацию контакта с внутрибольничной инфекцией. Поэтому современные центры родовспоможения практикуют систему совместного пребывания матери и ребенка (в некоторых роддомах допускается присутствие в палате мужа или матери родильницы) уже с первых же часов после родов. Совместное пребывание имеет множество преимуществ: возможность кормить ребенка грудью по его требованию, тем самым стимулируя налаживания грудного вскармливания (надо же когда-нибудь начинать); возможность ухода матери за своим ребенком с привлечением членов семьи; все назначения и манипуляции (вакцинация, скрининг-обследование и пр.) выполняются в вашей палате в вашем присутствии. Получив опыт совместного пребывания с ребенком в роддоме, женщина, оказываясь дома, уже не боится подойти к ребенку, взять его на руки, перепеленать, подержать его на руках или подмыть.
МАТЬ И ДИТЯ энциклопедия для родителей
Психомоторное развитие
Развитие органов чувств. Зрение у ребенка к моменту рождения ограничено восприятием сравнительно яркого света, пространственного восприятия предметов у него еще нет, а движения глазных яблок, как правило, некоординированные, что может обусловливать даже некоторое временное физиологическое «косоглазие». Мигательный рефлекс на приближение предмета к глазу не выражен.
Слух у новорожденного снижен, но на сильные звуковые раздражители он реагирует с первых дней жизни.
У доношенного ребенка уже на первой неделе жизни проявляется выраженная функция вкусового аппарата. Он по-разному реагирует на вкусовые ощущения. Более сладкая пища, как правило, вызывает положительные эмоции: ребенок успокаивается, облизывает губы, легче глотает и даже обнаруживает привыкание к сладкому. В то же время горькое (даваемое, например, в виде лекарств) вызывает беспокойство, крик, протест в виде отказа от сосания и глотания.
Обоняние у новорожденного также развито в определенной мере с первых дней жизни. При воздействии на его слизистые оболочки верхних дыхательных путей раздражающих газообразных веществ ребенок становится беспокойным. Он может отказываться от груди, если она обработана каким-либо ароматическим мылом или лекарственным препаратом (например, в случае трещин сосков). Относительно хорошо развито чувство осязания. Новорожденный реагирует на прикосновения к его коже и слизистым оболочкам, хорошо ощущает грудь матери и, будучи голодным, при малейшем прикосновении губами к ней имитирует сосательные движения.
Развитие эмоций. Все негативные эмоции новорожденный ребенок выражает в крике, который является сигналом о каком-либо непорядке. Крик у доношенного новорожденного громкий.
Развитие речи. Наличие реакции новорожденного на звук может указывать на отсутствие у него проблем с органами слуха, что необходимо в дальнейшем для формирования речи.
Развитие движений. У доношенного новорожденного достаточно хорошо выражены основные физиологические рефлексы. Сразу после рождения ребенок может не только сосать (сосательный рефлекс) и глотать (глотательный рефлекс), но и обладает целым комплексом врожденных двигательных рефлексов (хватательный, опорный, шаговый, плавательный, рефлекс ползания и др.). Движения новорожденного ребенка имеют рефлекторный характер, нецеленаправленны. Отсутствует какая-либо взаимосвязь между движениями, положением рук и пальцев.
Что делать
При условии отсутствия противопоказаний новорожденный ребенокдолжен круглосуточно находиться вместе с матерью в одном помещении. Общее пребывание матери и ребенка обеспечивает кормление по требованию, профилактику снижения температуры тела у новорожденного и минимизацию контакта с внутрибольничной инфекцией. Поэтому современные центры родовспоможения практикуют систему совместного пребывания матери и ребенка (в некоторых роддомах допускается присутствие в палате мужа или матери родильницы) уже с первых же часов после родов.
Совместное пребывание имеет множество преимуществ:
возможность кормить ребенка грудью по его требованию, тем самым стимулируя налаживания грудного вскармливания (надо же когда-нибудь начинать);
возможность ухода матери за своим ребенком с привлечением членов семьи;
все назначения и манипуляции (вакцинация, скрининг-обследование и пр.) выполняются в вашей палате в вашем присутствии.
Получив опыт совместного пребывания с ребенком в роддоме, женщина, оказываясь дома, уже не боится подойти к ребенку, взять его на руки, перепеленать, подержать его на руках или подмыть.