12.2020) Тема. Тайны фонем. Правописание приставок и суффиксов Цель: актуализировать правописание приставок и суффиксов в словах, развивать орфографическую зоркость, интерес к изучению русского языка. Ход занятия: I. Самоопределение деятельности. - Прочитайте слова. На какие две группы можно их разделить ? П..бежал, замоч..к, по..скочил, пр..гулка, ключ..к, дружоч..к. ( слова с орфограммой в суффиксе, и в приставке), - разделите слова на группы и запишите их - какие орфограммы в приставках вы знаете? - какие орфограммы в суффиксах вы знайте? II. Работа по теме: - Рассмотрите запись: по - , рас - , пере -; за - , про - ; - сад- , - лес -, - чит -, - бег- , - ход -; - к - , - ник -, - ал - , - ил -, - ок - . Какие части слова представлены в каждой группе? ( Приставки, корни, суффиксы) - Вспомните, что нужно знать о правописании приставок и суффиксов. ( Приставки пишутся слитно с корнями слов) - Как различить приставки и предлоги? (Приставки пишутся слитно с корнем слова, а предлоги пишутся со словами раздельно) Приставки бывают изменяемые и неизменяемые. - Что вы знай те о правописании гласных и согласных в приставках типа по-, до-, за-, про-, под-, от-….. ? - Это неизменяемые приставки. Они пишутся всегда одинаково, их правописание надо запомнить. - Используя данные части слова, составьте возможные слова. Выделите в этих словах значимые части слова. -Какую еще значимую часть слова использовали? ( окончание) Предлог и приставка Рассмотрите цепочки слов: (от) резной, (от) грузка, (от) радный (про) сушка, ( про) книгу, (про)школу (за) окном, (за) садом, (за) ехал - Найдите лишние слова. Объясните свой выбор. ( приставка - предлог) (Ответы: отгрузка, просушка, заехал.) - Для чего нужны приставки в словах? - Для чего нужны предлоги в речи? -Выпишите слова с приставками, обозначьте приставку в словах. Суффиксы -ик -ек -ок - онок - Перед вами с суффиксами. Вспомните , вызывают ли затруднения правописание этих суффиксов в словах. Как проверить правильное написание этих суффиксов? - Как определить, какой суффикс надо писать в слове: -ик или - ек? ( Надо изменить форму слова и посмотреть, что происходит с гласным. Если гласный выпадает, пишется суффикс - ек, а если не выпадает – суффикс – ик) - В именах существительных можно встретить суффиксы: – ок и -онок. Чаще всего эти суффиксы пишутся после шипящих ( медвежонок, галчонок, мышонок, дружок). Когда в суффиксе существительного после шипящего пишется -о-? (- Чтобы правильно написать суффикс в слове, поставим ударение. Под ударением пишется -о-.) Прочитайте. ДРУГ – ДРУЖОК - ДРУЖОЧЕК -Как образовалось слово ДРУЖОЧЕК? ( от слова дружок с помощью суффикса – ек) -Почему в этом слове пишется -ек? ( Потому что при изменении слова гласный суффикса выпадает: дружочек – дружочка) -А как образовалось слово ДРУЖОК ? (от слова друг с помощью суффикса – ок) - Почему в суффиксе надо писать -О-? ( Буква – о- пишется в суффиксе существительных после шипящих под ударением) III. Рефлексия: Обобщим полученные знания . Я предлагаю выполнить небольшой тест. Тестовая работа: 1. Приставка – часть слова, которая стоит : А. перед корнем В. после окончания Б. после корня Г. После суффикса 2. Не существует приставки: А. с- В. з- Б. в- Г. О- 3. Укажите случай раздельного написания: А. (про) студа В. (про) осень Б. (про) мах Г. (про) дрог 4. Укажите слово с приставкой с-: А. (с,з) делка В.( с,з) десь Б. (с,з) дание Г. (с,з) дание 5. Суффиксы служат для: А. связи слов в предложении Б. Изменения формы слова В. образования новых однокоренных слов 6. Укажите слово с суффиксом - ик: А. ключ…к В. замоч…к Б. кармаш…к Г. дружоч…к IV. Подведение итогов - Правописание каких значимых частей слова мы повторили? - Что нужно помнить о правописании приставок? Суффиксов? - Какое задание вам понравилось?
Наш Класс
Факультатив «Занимательная грамматика» (08.
12.2020)
Тема. Тайны фонем. Правописание приставок и суффиксов
Цель: актуализировать правописание приставок и суффиксов в словах, развивать орфографическую зоркость, интерес к изучению русского языка.
Ход занятия:
I. Самоопределение деятельности.
- Прочитайте слова. На какие две группы можно их разделить ? П..бежал, замоч..к, по..скочил, пр..гулка, ключ..к, дружоч..к. ( слова с орфограммой в суффиксе, и в приставке),
- разделите слова на группы и запишите их
- какие орфограммы в приставках вы знаете?
- какие орфограммы в суффиксах вы знайте?
II. Работа по теме:
- Рассмотрите запись:
по - , рас - , пере -; за - , про - ;
- сад- , - лес -, - чит -, - бег- , - ход -;
- к - , - ник -, - ал - , - ил -, - ок - .
Какие части слова представлены в каждой группе?
( Приставки, корни, суффиксы)
- Вспомните, что нужно знать о правописании приставок и суффиксов.
( Приставки пишутся слитно с корнями слов)
- Как различить приставки и предлоги?
(Приставки пишутся слитно с корнем слова, а предлоги пишутся со словами раздельно)
Приставки бывают изменяемые и неизменяемые.
- Что вы знай те о правописании гласных и согласных в приставках типа
по-, до-, за-, про-, под-, от-….. ?
- Это неизменяемые приставки. Они пишутся всегда одинаково, их правописание надо запомнить.
- Используя данные части слова, составьте возможные слова. Выделите в этих словах значимые части слова.
-Какую еще значимую часть слова использовали? ( окончание)
Предлог и приставка
Рассмотрите цепочки слов:
(от) резной, (от) грузка, (от) радный
(про) сушка, ( про) книгу, (про)школу
(за) окном, (за) садом, (за) ехал
- Найдите лишние слова. Объясните свой выбор. ( приставка - предлог)
(Ответы: отгрузка, просушка, заехал.)
- Для чего нужны приставки в словах?
- Для чего нужны предлоги в речи?
-Выпишите слова с приставками, обозначьте приставку в словах.
Суффиксы
-ик -ек -ок - онок
- Перед вами с суффиксами. Вспомните , вызывают ли затруднения правописание этих суффиксов в словах.
Как проверить правильное написание этих суффиксов?
- Как определить, какой суффикс надо писать в слове: -ик или - ек?
( Надо изменить форму слова и посмотреть, что происходит с гласным. Если гласный выпадает, пишется суффикс - ек, а если не выпадает – суффикс – ик)
- В именах существительных можно встретить суффиксы: – ок и -онок. Чаще всего эти суффиксы пишутся после шипящих ( медвежонок, галчонок, мышонок, дружок). Когда в суффиксе существительного после шипящего пишется -о-?
(- Чтобы правильно написать суффикс в слове, поставим ударение. Под ударением пишется -о-.)
Прочитайте.
ДРУГ – ДРУЖОК - ДРУЖОЧЕК
-Как образовалось слово ДРУЖОЧЕК? ( от слова дружок с помощью суффикса – ек)
-Почему в этом слове пишется -ек? ( Потому что при изменении слова гласный суффикса выпадает: дружочек – дружочка)
-А как образовалось слово ДРУЖОК ? (от слова друг с помощью суффикса – ок)
- Почему в суффиксе надо писать -О-? ( Буква – о- пишется в суффиксе существительных после шипящих под ударением)
III. Рефлексия:
Обобщим полученные знания . Я предлагаю выполнить небольшой тест.
Тестовая работа:
1. Приставка – часть слова, которая стоит :
А. перед корнем В. после окончания
Б. после корня Г. После суффикса
2. Не существует приставки:
А. с- В. з-
Б. в- Г. О-
3. Укажите случай раздельного написания:
А. (про) студа В. (про) осень
Б. (про) мах Г. (про) дрог
4. Укажите слово с приставкой с-:
А. (с,з) делка В.( с,з) десь
Б. (с,з) дание Г. (с,з) дание
5. Суффиксы служат для:
А. связи слов в предложении
Б. Изменения формы слова
В. образования новых однокоренных слов
6. Укажите слово с суффиксом - ик:
А. ключ…к В. замоч…к
Б. кармаш…к Г. дружоч…к
IV. Подведение итогов
- Правописание каких значимых частей слова мы повторили?
- Что нужно помнить о правописании приставок? Суффиксов?
- Какое задание вам понравилось?