Что представляет собой техника «сухая кисть»? Это приём, который применяется в живописи и графике. Краску, в которой мало связующих веществ (воды или масла), кладут кистью на поверхность, имеющую выраженную фактуру. Это могут быть бумага или холст, дерево или металл, а также негрунтованное полотно.
Какие материалы необходимы? Какие краски используют для работы сухой кистью? Чаще всего – масло, акварель, акрил, тушь, темперу. Масляные краски можно разбавить скипидаром. Но чаще всего применяют обыкновенное машинное масло. Оно дольше высыхает, и недостатки можно исправить с помощью ластика. Работы, выполненные в технике рисования «сухая кисть», бывают цветные и чёрно-белые. Кисточки подбирают щетинные, синтетические или колонковые (последние – для детализации картины). Картины помещают под стекло, но можно хранить их в папке, в помещении с сухим воздухом.
Достоинства техники «сухая кисть» Впервые применять данную технику начали восточные мастера в эпоху Средневековья. Например, китайские художники ещё в 14 веке часто рисовали пейзажи, используя тушь, кисти различной формы и длины, а также бумагу и воду. Им удавалось передавать воздушное пространство, даже не используя законов перспективы. Но особенно популярным приём стал во второй половине 20-го века, на Арбате и в курортных городках. Уличные художники рисовали в технике «сухая кисть» портреты на заказ. Почему именно этот метод получил широкое признание у портретистов: • работу можно выполнить очень быстро; • технология позволяет выделять мелкие детали, портрет напоминает фотографию; • не требуется закреплять графику, потому что масляная краска быстро впитывается в материал и не мажется. Картины можно сразу свёртывать для транспортировки или вставлять в рамку.
Как рисовать, используя данный метод? Освоить приём не составит большого труда: 1 Бумагу лучше взять ту, которая имеет текстуру «под холст». 2 Кисти подойдут очень жёсткие – из свиной щетины или синтетические. 3 Карандашом наносится лёгкий контур рисунка. Желательно не применять ластик, чтобы не нарушить текстуру. 4 Краску наносят на палитру и растирают до однородной структуры. 5 Набирают краску на кисть, и проводят ею по палитре, чтобы краска равномерно распределилась по щетине. 6 Основные тона рисуют большой кистью. Затем берут кисточку поменьше и прорабатывают мелкие детали. 7 Для нанесения бликов применяются гуашевые белила. Приём позволяет видеть цвет, который применялся раньше – получается необычный размытый эффект. Мазки получаются неровными, с колючей текстурой. Они сглаживаются при нанесении следующего слоя краски.
Сочетание с другими техниками Используя технику «сухая кисть», можно рисовать практически что угодно. Портреты, пейзажи, натюрморты. Предварительных эскизов не требуется. Приём можно комбинировать с другими техниками. Если художник предпочитает чёрно-белые цвета, его работы напоминают картины, выполненные углём или карандашом. Интересный эффект даёт приём в акварелях, где он сочетается с глазурью. Глазурь позволяет получить требуемый оттенок, но «прозрачность» акварели придаёт именно «сухая кисть». Если художник предпочитает акрил, работа в технике «сухая кисть» даст ему очень много. Картины, нарисованные акрилом, кажутся плоскими. «Сухая кисть» придаёт им текстуру. С помощью круглой и мягкой кисточки, добавляя маленькие вкрапления, можно значительно увеличить количество оттенков в пейзаже или портрете.
Примеры картин Один из самых известных художников, рисовавших в данной технике – это Василий Ситников (1915-1987). Он очень любил православную архитектуру – монастыри, золотые купола. Самобытный художник, многие свои работы он нарисовал с помощью… сапожной щётки. Эффект был потрясающий, образы словно проявлялись из тумана. Храмы, выполненные в этой технике, казалось, спустились прямо с неба. Много было среди работ Ситникова и женских фигур.
Выставочный зал Енисейска
ТЕХНИКА «СУХАЯ КИСТЬ» – РИСУЕМ БЫСТРО И ВИРТУОЗНО
Что представляет собой техника «сухая кисть»? Это приём, который применяется в живописи и графике. Краску, в которой мало связующих веществ (воды или масла), кладут кистью на поверхность, имеющую выраженную фактуру. Это могут быть бумага или холст, дерево или металл, а также негрунтованное полотно.
Какие краски используют для работы сухой кистью? Чаще всего – масло, акварель, акрил, тушь, темперу. Масляные краски можно разбавить скипидаром. Но чаще всего применяют обыкновенное машинное масло. Оно дольше высыхает, и недостатки можно исправить с помощью ластика.
Работы, выполненные в технике рисования «сухая кисть», бывают цветные и чёрно-белые. Кисточки подбирают щетинные, синтетические или колонковые (последние – для детализации картины). Картины помещают под стекло, но можно хранить их в папке, в помещении с сухим воздухом.
Впервые применять данную технику начали восточные мастера в эпоху Средневековья. Например, китайские художники ещё в 14 веке часто рисовали пейзажи, используя тушь, кисти различной формы и длины, а также бумагу и воду. Им удавалось передавать воздушное пространство, даже не используя законов перспективы.
Но особенно популярным приём стал во второй половине 20-го века, на Арбате и в курортных городках. Уличные художники рисовали в технике «сухая кисть» портреты на заказ. Почему именно этот метод получил широкое признание у портретистов:
• работу можно выполнить очень быстро;
• технология позволяет выделять мелкие детали, портрет напоминает фотографию;
• не требуется закреплять графику, потому что масляная краска быстро впитывается в материал и не мажется.
Картины можно сразу свёртывать для транспортировки или вставлять в рамку.
Освоить приём не составит большого труда:
1 Бумагу лучше взять ту, которая имеет текстуру «под холст».
2 Кисти подойдут очень жёсткие – из свиной щетины или синтетические.
3 Карандашом наносится лёгкий контур рисунка. Желательно не применять ластик, чтобы не нарушить текстуру.
4 Краску наносят на палитру и растирают до однородной структуры.
5 Набирают краску на кисть, и проводят ею по палитре, чтобы краска равномерно распределилась по щетине.
6 Основные тона рисуют большой кистью. Затем берут кисточку поменьше и прорабатывают мелкие детали.
7 Для нанесения бликов применяются гуашевые белила.
Приём позволяет видеть цвет, который применялся раньше – получается необычный размытый эффект. Мазки получаются неровными, с колючей текстурой. Они сглаживаются при нанесении следующего слоя краски.
Используя технику «сухая кисть», можно рисовать практически что угодно. Портреты, пейзажи, натюрморты. Предварительных эскизов не требуется. Приём можно комбинировать с другими техниками. Если художник предпочитает чёрно-белые цвета, его работы напоминают картины, выполненные углём или карандашом.
Интересный эффект даёт приём в акварелях, где он сочетается с глазурью. Глазурь позволяет получить требуемый оттенок, но «прозрачность» акварели придаёт именно «сухая кисть». Если художник предпочитает акрил, работа в технике «сухая кисть» даст ему очень много. Картины, нарисованные акрилом, кажутся плоскими. «Сухая кисть» придаёт им текстуру. С помощью круглой и мягкой кисточки, добавляя маленькие вкрапления, можно значительно увеличить количество оттенков в пейзаже или портрете.
Один из самых известных художников, рисовавших в данной технике – это Василий Ситников (1915-1987). Он очень любил православную архитектуру – монастыри, золотые купола. Самобытный художник, многие свои работы он нарисовал с помощью… сапожной щётки. Эффект был потрясающий, образы словно проявлялись из тумана. Храмы, выполненные в этой технике, казалось, спустились прямо с неба. Много было среди работ Ситникова и женских фигур.