В начале XIX века подмосковная территория села Бородино даже не имела своего названия. Объектом культурного наследия местность стала благодаря Бородинскому сражению. В полотнах художников, серьёзное историческое событие предстанет перед нами с той же кричащей убедительностью и мощью. И русские, и зарубежные авторы оставили после себя немало работ на тему Отечественной войны 1812 года. Многие из них были её участниками.
Один из первых российских литографов С. П. Шифляр создал графическую серию главных сражений войны 1812 года и заграничных походов русской армии по рисункам художника- баталиста А. И. Дмитриева-Мамонова. Александр Иванович непосредственно участвовал в сражениях в звании поручика, а затем командира гусарского полка. Его известное «Бородинское сражение» 1812 года подписано так: «26 августа – 1812. Рисовано во время самого сражения».
И со стороны французской армии были офицеры, которые привезли из России многочисленные этюды, зарисовки армейской жизни и сцен сражений. Благодаря этому ценнейшему фонду на свет рождались прекрасные батальные полотна и графические композиции. Через работы иностранных авторов, мы смотрим на войну с Наполеоном другими глазами, что позволяет нам быть максимально объективными. Зачастую Бородинское сражение в полотнах художников изображено со всей тщательностью и, практически, документально. В мельчайших подробностях баталисты выписывали военную форму солдат обеих армий, оружие, знамёна, штандарты и другие интересные детали их службы и быта.
Так, например, гигантская панорама Ф. А. Рубо, написанная к столетнему юбилею Бородинской битвы, захватывает всё внимание зрителя, заставляя вновь и вновь возвращаться к отдельным фрагментам сражения. Особенно психологичен цикл полотен об Отечественной войне 1812 года у В. В. Верещагина. Первоначальный замысел повествования о Наполеоне и его походе на Россию превратился в народную историческую эпопею.
В картине художника «Наполеон I на Бородинских высотах» мы видим подавленный, болезненный образ полководца. Сидя на стуле и наблюдая исподлобья за теми, кто в сердце сражения умирает с именем французского императора на устах, он глубоко отчуждён и недоволен, словно капризный, самовлюблённый ребёнок. Нет победителя целой Европы, нет завоевателя! Верещагин показал Наполеона обычным человеком со своими неудачами, тревогами и поражениями.
У Сергея Герасимова в картине «М. И. Кутузов на Бородинском поле» наш фельдмаршал изображён проницательным, деятельным человеком, несмотря на почтенные годы. Великий, опытный стратег, ошибался ли он в тактике ведения знаменитого боя? Быть может. Но тем не менее, по словам самого Бонапарта, «русские стяжали право быть непобедимыми…». БС в живописи многих художников остаётся символом неистовой, безудержной мощи русского солдата, его духовной силы и беззаветной любви к своей земле.
Выставочный зал Енисейска
БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ В ЖИВОПИСИ
В начале XIX века подмосковная территория села Бородино даже не имела своего названия. Объектом культурного наследия местность стала благодаря Бородинскому сражению. В полотнах художников, серьёзное историческое событие предстанет перед нами с той же кричащей убедительностью и мощью.
И русские, и зарубежные авторы оставили после себя немало работ на тему Отечественной войны 1812 года. Многие из них были её участниками.
Зачастую Бородинское сражение в полотнах художников изображено со всей тщательностью и, практически, документально. В мельчайших подробностях баталисты выписывали военную форму солдат обеих армий, оружие, знамёна, штандарты и другие интересные детали их службы и быта.
Особенно психологичен цикл полотен об Отечественной войне 1812 года у В. В. Верещагина. Первоначальный замысел повествования о Наполеоне и его походе на Россию превратился в народную историческую эпопею.
Нет победителя целой Европы, нет завоевателя! Верещагин показал Наполеона обычным человеком со своими неудачами, тревогами и поражениями.
БС в живописи многих художников остаётся символом неистовой, безудержной мощи русского солдата, его духовной силы и беззаветной любви к своей земле.