Наш девиз: Бороться, искать, найти и не сдаваться! - На какие вопросы отвечают глаголы в этом предложении? - Определите время, лицо, число - Не получается? - Почему? - Кто знает, как называется такая форма, у которой нельзя определить время, лицо и число? (НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА) - Догадались, какая тема урока? Тема урока «Неопределенная форма глагола» (Запишем в тетрадь число, кл/работа, тему, девиз) - подчеркнуть глаголы как члены предложения - объяснить запятые - построить схему - почему НЕ пишется раздельно Давайте поставим цели: - узнать -научиться Узнать об особенностях неопределенной формы глагола * Научиться правильно ставить вопросы * Научиться образовывать неопределённую форму глагола * Научиться находить глаголы в неопределённой форме в тексте * Научиться правильно писать и употреблять в речи глаголы неопределённой формы. Изучение нового материала Ну а теперь можно отправляться. В добрый путь. Песенка о Неопределенной форме глагола Начальной формой быть приятно, Начало лучше, чем конец . Инфинитив – звучит занятно. Я вам назвался, наконец. Ко мне летят лишь два вопроса, В них смысл жизни для меня. А если про другое спросят, Молчу – меня не обвинят. Вид у меня бывает разный… И про лицо я дам ответ: Его не видели ни разу, Его, по-видимому, нет. Всегда по горло делом занят. Нет времени – так где же взять? Тому, кто этого не знает, Инфинитива не понять… Есть окончанье у меня: То –ТЬ, то –ТИ, что подойдёт. Всем окончаний не хватает, -ЧЬ частью корня назовём. ПЕЧЬ, ТЕЧЬ, СТЕРЕЧЬ – Про –ЧЬ в глаголах Одно есть правило простое. Подчеркните признаки неопределенной формы , назовите их (не изменяются по временам, числам и лицам Отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Имеют ок –ть, -ти и может оканчиваться на –чь) - Какое еще название имеет неопределенная форма? - Инфинитив в переводе с латинского языка означает неопределенный. Прочтите последнее предложение стихотворения. Хотите узнать, что это за правило? Посмотрите внимательно на слова печь, течь, стеречь. ( записать) -Что особенного в написании этих слов? Чтение правила на стр. 247 №22 ЧЬ в этих словах является частью корня!!! -Разберите по составу эти слова Физминутка Выполнение тренировочных упражнений Внимание: впереди метеоритный дождь, чтобы преодолеть это препятствие, нужно пройти следующее испытание - Только ли глаголы могут оканчиваться на ЧЬ? - Приведите примеры слов, оканчивающихся на ЧЬ - Во всех словах после Ч пишется Ь? Вспомним: - Когда Ь пишется на конце слов после Ч? - Когда Ь не пишется на конце слов после Ч? Слайд Слайд Игра «Молчанка» . Посмотрим, как вы сможете применить правило Зажеч? силач? реч? сбереч? могуч? испеч? много туч? певуч? врач? ноч? врач? прилеч? отметка Возвращаемся к неопределённой форме глагола. - Как выглядит глагол в неопределённой форме? Посмотрите, какие красивые созвездия Как заманчиво стать астрономом, Со вселенною близко знакомым! Часто слышать, как шепчут кругом: "Вон мальчишка пошёл... Астроном!" Это было бы вовсе не дурно: Наблюдать за орбитой Сатурна, Любоваться созвездием Лиры, Обнаруживать чёрные дыры... И трактат сочинить непременно - "ИЗУЧАЙТЕ ГЛУБИНЫ ВСЕЛЕННОЙ". Мне хотелось бы стать астрономом, По ночам на работу влекомым. Но напрасны все эти мечты: Я ведь с детства боюсь темноты. (Тим Собакин) Распределительный диктант: Выписать из текста глаголы в н.ф, распределив их в два столбика по вопросам: что делать, что сделать? что делать? что сделать? СЛЫШАТЬ НАБЛЮДАТЬ ЛЮБОВАТЬСЯ ОБНАРУЖИВАТЬ СТАТЬ СОЧИНИТЬ - Оставшиеся глаголы выписать столбиком и поставить их в н/ф, ПОШЁЛ - пойти ШЕПЧУТ - шептать БЫЛО - быть ИЗУЧАЙТЕ - изучать ХОТЕЛОСЬ - хотеться БОЮСЬ – бояться отметка Слайд Ну вот, мы прошли все испытания. Посмотрите, какой космический пейзаж открывается нашему взору! Подведение итогов урока - Какие цели ставили на уроке? - Удалось ли нам достичь поставленные цели? Пришло время возвращаться домой, наше путешествие подходит к концу. Выставляем оценки и отправляемся в обратный путь. Рефлексия сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… мне захотелось… Д/з: записать 5-7 пословиц, в которых употребляются глаголы в неопределённой форме
Дистанционное обучение
НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА
Наш девиз:
Бороться, искать, найти и не сдаваться!
- На какие вопросы отвечают глаголы в этом предложении?
- Определите время, лицо, число
- Не получается?
- Почему?
- Кто знает, как называется такая форма, у которой нельзя определить время, лицо и число?
(НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА)
- Догадались, какая тема урока?
Тема урока «Неопределенная форма глагола» (Запишем в тетрадь число, кл/работа, тему, девиз)
- подчеркнуть глаголы как члены предложения
- объяснить запятые
- построить схему
- почему НЕ пишется раздельно
Давайте поставим цели:
- узнать
-научиться
Узнать об особенностях неопределенной формы глагола
* Научиться правильно ставить вопросы
* Научиться образовывать неопределённую форму глагола
* Научиться находить глаголы в неопределённой форме в тексте
* Научиться правильно писать и употреблять в речи глаголы неопределённой формы.
Изучение нового материала
Ну а теперь можно отправляться. В добрый путь.
Песенка о Неопределенной форме глагола
Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец .
Инфинитив – звучит занятно.
Я вам назвался, наконец.
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл жизни для меня.
А если про другое спросят,
Молчу – меня не обвинят.
Вид у меня бывает разный…
И про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его, по-видимому, нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени – так где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять…
Есть окончанье у меня:
То –ТЬ, то –ТИ, что подойдёт.
Всем окончаний не хватает,
-ЧЬ частью корня назовём.
ПЕЧЬ, ТЕЧЬ, СТЕРЕЧЬ –
Про –ЧЬ в глаголах
Одно есть правило простое.
Подчеркните признаки неопределенной формы , назовите их
(не изменяются по временам, числам и лицам
Отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Имеют ок –ть, -ти и может оканчиваться на –чь)
- Какое еще название имеет неопределенная форма?
- Инфинитив в переводе с латинского языка означает неопределенный.
Прочтите последнее предложение стихотворения. Хотите узнать, что это за правило? Посмотрите внимательно на слова печь, течь, стеречь. ( записать)
-Что особенного в написании этих слов?
Чтение правила на стр. 247 №22
ЧЬ в этих словах является частью корня!!!
-Разберите по составу эти слова
Физминутка
Выполнение тренировочных упражнений
Внимание: впереди метеоритный дождь, чтобы преодолеть это препятствие, нужно пройти следующее испытание
- Только ли глаголы могут оканчиваться на ЧЬ?
- Приведите примеры слов, оканчивающихся на ЧЬ
- Во всех словах после Ч пишется Ь?
Вспомним:
- Когда Ь пишется на конце слов после Ч?
- Когда Ь не пишется на конце слов после Ч? Слайд
Слайд
Игра «Молчанка» . Посмотрим, как вы сможете применить правило
Зажеч? силач? реч? сбереч? могуч? испеч? много туч? певуч? врач? ноч? врач? прилеч? отметка
Возвращаемся к неопределённой форме глагола.
- Как выглядит глагол в неопределённой форме?
Посмотрите, какие красивые созвездия
Как заманчиво стать астрономом,
Со вселенною близко знакомым!
Часто слышать, как шепчут кругом:
"Вон мальчишка пошёл... Астроном!"
Это было бы вовсе не дурно:
Наблюдать за орбитой Сатурна,
Любоваться созвездием Лиры,
Обнаруживать чёрные дыры...
И трактат сочинить непременно -
"ИЗУЧАЙТЕ ГЛУБИНЫ ВСЕЛЕННОЙ".
Мне хотелось бы стать астрономом,
По ночам на работу влекомым.
Но напрасны все эти мечты:
Я ведь с детства боюсь темноты.
(Тим Собакин)
Распределительный диктант:
Выписать из текста глаголы в н.ф, распределив их в два столбика по вопросам: что делать, что сделать?
что делать?
что сделать?
СЛЫШАТЬ
НАБЛЮДАТЬ
ЛЮБОВАТЬСЯ
ОБНАРУЖИВАТЬ
СТАТЬ
СОЧИНИТЬ
- Оставшиеся глаголы выписать столбиком и поставить их в н/ф,
ПОШЁЛ - пойти
ШЕПЧУТ - шептать
БЫЛО - быть
ИЗУЧАЙТЕ - изучать
ХОТЕЛОСЬ - хотеться
БОЮСЬ – бояться
отметка
Слайд
Ну вот, мы прошли все испытания. Посмотрите, какой космический пейзаж открывается нашему взору!
Подведение итогов урока
- Какие цели ставили на уроке?
- Удалось ли нам достичь поставленные цели?
Пришло время возвращаться домой, наше путешествие подходит к концу. Выставляем оценки и отправляемся в обратный путь.
Рефлексия
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
Д/з: записать 5-7 пословиц, в которых употребляются глаголы в неопределённой форме