"Мертвая дорога" Заполярья: сталинский проект в никуда.

На просторах российского Заполярья есть недостроенная железная дорога, которую возводили заключенные сталинских лагерей. Десятилетия о ней никто не вспоминал.
Сейчас в России обсуждают, как вернуть к жизни полузаброшенную заполярную железную дорогу.
Строительство железной дороги вдоль Северного полярного круга — один из самых грандиозных проектов ГУЛАГа. Протяженностью более 1600 км, должна была соединить Восточную и Западную Сибирь.
Строительство дороги стало одним из наиболее амбициозных и бесчеловечных проектов Иосифа Сталина — Трансполярной магистрали. Эта попытка покорения Арктики была одной из составляющих "плана преобразования природы".
По замыслу проектировщиков, железнодорожное полотно, протяженностью более 1600 километров, должно было соединить Западную и Восточную Сибирь. Рельсы должны были идти от Инты (город в республике Коми) через Салехард до города Игарка на реке Енисей.
Исследование местности в районе будущей дороги проходило в 1940-х годах, но строительство началось только после Второй мировой войны. Рабочей силой почти исключительно были "враги народа" — люди, осужденные по политическим статьям.

"Мертвая дорога" Заполярья: сталинский проект в никуда. - 613681040947
В документах проект проходил под названием "строительство 501" и "строительство 503". Руководило работами Главное управление лагерного железнодорожного строительства, входившее в систему ГУЛАГа.

Вдоль всей будущей трассы на расстоянии 10-12 километров друг от друга стояли лагеря. Заключенные строили деревянные бараки своими руками. Те, кого привозили первыми, чтобы строить бараки, жили в брезентовых палатках.
"Мертвая дорога" Заполярья: сталинский проект в никуда. - 613681120819
По некоторым подсчетам, трансполярную магистраль строили около 300 тысяч заключенных. Каждый третий умер там, на стройке. Реальное число смертей, как и количество заключенных, чей рабский труд использовался на этой "стройке века", до сих пор неизвестно. Точные подсчеты тогда не велись.
Освоение Севера с помощью железных дорог было давней мечтой российских инженеров. Проекты магистрали через Сибирь и Чукотку в Америку разрабатывались еще до революции
К моменту смерти Сталина в 1953 году более 600 километров дороги было построено, однако завершен проект так и не был. Сменивший Сталина Никита Хрущев переложил ответственность за строительство трансполярной магистрали с МВД на министерство транспорта, у которого для этого не хватало ни людей, ни денег.

Шпалы стали зарастать мхом, а рельсы — погружаться в болота. Амбициозный проект превратился в дорогу в никуда, и в народе его прозвали "мертвая дорога". Игра слов напоминает не только о провале инициативы, но и о тысячах покалеченных судеб.

Десятилетиями никто особо не вспоминал о заброшенных бараках и проржавевших рельсах.
"Мертвая дорога" Заполярья: сталинский проект в никуда. - 613681199155
Теперь в Салехарде, недалеко от модернистской скульптуры, отмечающей 66-ю параллель, по которой, собственно, и проходит Полярный круг, есть и еще один монумент. Это паровоз, водруженный на постамент.

Надпись на мемориальной плите говорит о дороге, беспощадно возводившейся на краю земли с 1947 по 1953 годы, и о жертвах этого строительства, которые никогда не будут забыты.
"Мертвая дорога" Заполярья: сталинский проект в никуда. - 613681295155
Многие осужденные верили в то, что они делают важное дело, и все это было разрушено.
Сейчас Москва вновь обращает свой взгляд на Заполярье, поскольку этого требует энергетика, перебирающаяся за Полярный круг.

Стали слышны разговоры о том, что необходимо вернуть к жизни Трансполярную магистраль. Работы по строительству дороги, которая соединит Салехард с городами Надым и Новый Уренгой, а затем, возможно, и с остальной частью России уже начались.

Через 60 лет, после того как многообещающий проект был закопан в землю, "мертвая дорога" может обрести вторую жизнь.
"Мертвая дорога" Заполярья: сталинский проект в никуда. - 613682220851
"Мертвая дорога" Заполярья: сталинский проект в никуда. - 613682237491
"Мертвая дорога" Заполярья: сталинский проект в никуда. - 613682253363
"Мертвая дорога" Заполярья: сталинский проект в никуда. - 613682262067
"Мертвая дорога" Заполярья: сталинский проект в никуда. - 613682277939
"Мертвая дорога" Заполярья: сталинский проект в никуда. - 613682298675
"Мертвая дорога" Заполярья: сталинский проект в никуда. - 613682313779
"Мертвая дорога" Заполярья: сталинский проект в никуда. - 613682326067
"Мертвая дорога" Заполярья: сталинский проект в никуда. - 613682343987
"Мертвая дорога" Заполярья: сталинский проект в никуда. - 613682355763
"Мертвая дорога" Заполярья: сталинский проект в никуда. - 613682371123
"Мертвая дорога" Заполярья: сталинский проект в никуда. - 613682381875
"Мертвая дорога" Заполярья: сталинский проект в никуда. - 613682392371
"Мертвая дорога" Заполярья: сталинский проект в никуда. - 613682406195
"Мертвая дорога" Заполярья: сталинский проект в никуда. - 613682420531
"Мертвая дорога" Заполярья: сталинский проект в никуда. - 613682427443
"Мертвая дорога" Заполярья: сталинский проект в никуда. - 613682441523
"Мертвая дорога" Заполярья: сталинский проект в никуда. - 613682458675
"Мертвая дорога" Заполярья: сталинский проект в никуда. - 613682465075
"Мертвая дорога" Заполярья: сталинский проект в никуда. - 613682477619

Комментарии

  • 23 авг 2016 12:01
    Они не затмили глаза обычным людям...они средство для сложного выживания...чтобы затмить глаза - нужно совсем другое количество денег...
  • 23 авг 2016 17:23
    Ну значит мы единомышленники...:-)  
  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.
  • 22 сен 2016 19:41
    Текст точно пИсал Свиньидзе или кто то из подобных ему либероидов.
  • 22 сен 2016 21:15
    Анатолий, через Полярный Урал с 1948 года по железной дороге (стройка №501) до ст. Лабытнанги идут поезда, в т.ч.  с грузами для газовых месторождений Ямала. Из Москвы до ст. Лабытнанги ходит скорый фирменный поезд "Полярная стрела №21/22. Со ст. Харп по железной дороге отгружают хромиты для ОАО "Мечел" и т. д. Утверждение "в никуда" это элементарное незнание действительного развития событий. От ст. Коротчаево до Надыма дорога тоже восстановлена и работает в интересах ОАО "Газпром".  Полностью готов проект строительства железной дороги Салехард - Надым, заканчивается строительство совмещенного моста через р. Надым.  В полном объеме выполнены проектные работы на строительство моста через р. Обь в Салехарде.
  • 26 сен 2016 19:31
    Я прожила в Воркуте 51 год. Родители  не были сосланы, просто приехали заработать. Заработали хорошую пенсию, обменяли воркутинскую квартиру (без доплат в1981 году) и уехали. У меня уже была своя семья и нам с мужем пришлось тоже работать до пенсии. Таких семей множество. Мы работали и не роптали на суровые условия, мы жили полноценной жизнью, дружили, северные люди очень добрые, отзывчивые! Видимо экстримальные условия жизни сплочают их!  И жаль наблюдать как мой родной город просто губят! Когда то было 13 шахт, теперь 3, самую лучшую затопили после пожара Северную. Простите, я не по теме просто хотелось высказаться!
  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.
  • 27 ноя 2016 20:13
    Да опять посадить каждого третьего и достроить!
  • Комментарий удалён.
  • 9 янв 2017 15:06
     
  • 22 янв 2017 22:59
    А нам не привыкать!