Многие советские картины относятся к числу тех, что можно пересматривать бесконечное количество раз и всегда ощущать во время встречи с давно знакомыми героями и сюжетом новые мысли, чувства, ощущения.

И каждый раз после просмотра осознавать глубокую внутреннюю благодарность тому времени, которое рождало такие фильмы.
Коллаж автора
Преступность вмешательства посторонних в отношения молодых людей - со своей подозрительностью и наклеиванием ярлыков, ценность редкого дара понимания и поддержки, способного сохранить у подростков веру в людей, умение дорожить любовью и нести за неё ответственность... Эти и другие проблемы звучат в картине режиссёра Юлия Райзмана, снятой в 1961 году. И несмотря на временнУю дистанцию, по-прежнему вызывают много поводов к размышлению.
Судьба отношений влюблённых десятиклассников Ксении Завьяловой (играет Жанна Прохоренко) и Боиса Рамзина (в исполнении Игоря Пушкарёва) могла сложиться более гладко и счастливо, если бы любовное послание юного Ромео не попало в руки учительницы немецкого, которая по причине глубинного ханжества рассмотрела в искренних строках влюблённого юноши что-то преступное и постыдное и дала ход разбирательствам. Если бы соседки по дому наивной Ксении не видели в каждой девушке, гуляющей с юношей в лесу, попирательницу моральных устоев. Если бы её родная мать верила прежде всего дочери, а не пошлым намёкам любопытных зевак... Так много условий и условностей становятся на пути первого чувства.
Когда напуганная разоблачением их с Борисом тайны Ксения не решается идти на следующий день в школу и Борис предлагает прогулять уроки в ближайшем лесу, сцена в полуразрушенной церкви выглядит трепетно и волнующе, вызывая тоску по ушедшим в прошлое чистоте чувств, мыслей и поступков, умению переживать настоящую любовь. Первое признание звучит так естественно. А неумелый, целомудренный поцелуй лишь подчёркивает духовную (не физиологическую!) основу отношений ребят.
Фото из открытых источников
Но красота эпизода, оформленного святостью и первозданной чистотой места (церковь в лесу), сменяется грубой прилюдной пощёчиной матери Ксении, распалённой общественным мнением. Следом - объяснение в кабинете директора. В результате всех событий Ксения замыкается в себе, боится выходить из дома, становится мнительной...
Фото из интернета
Если бы мы могли, осуждая и обсуждая, чувствовать, как отражается на чужом внутреннем состоянии каждое наше слово, каждый неодобрительный взгляд, какие неизлечимые травмы наносим своими домыслами и "высокоморальными" суждениями, если бы могли примерить на себя состояние другого, возможно, страсть вмешиваться в чужие жизни пропала бы навсегда.
Высоко и достойно выглядит Борис. Он уверен в своём чувстве, а потому силён и готов за него бороться. Он не боится насмешек, ведь любовь — это не преступление. Одноклассники ребят с пониманием и сочувствием относятся к ним. Лишь взрослые расходятся во взглядах: одни видят в их отношениях нарушение приличий и подрыв «моральных устоев», другие — светлое чувство, в которое не нужно вмешиваться, особенно так бесцеремонно.
Разрываемая противоречиями и доведённая до отчаяния Ксения хоть и тянется к Борису, но соглашается, чтобы он уехал, а потом и вовсе пытается отравиться.
В чем причина разыгравшейся трагедии? Ответ на этот вопрос последовал сразу после выхода фильма. 21 марта 1962 года, вскоре после премьеры, в молодежной газете появилась статья. Вот цитата из неё:
Финальный эпизод выглядит грустно, но не безнадёжно (должна же настоящая любовь выжить и победить вопреки обстоятельствам!) Душевные силы Ксении подорваны, она не хочет больше никакой любви - только учиться и работать - и на предложение Бориса уехать вместе в Новосибирск отвечает отказом. Но Борис всё равно приедет к ней. Это он говорит вслед уходящей девушке. И зритель знает: так и будет.
Картина интересна ещё и подбором актёров. Для Жанны Прохоренко она стала второй в её творческой биографии после прославившей дебютантку военной ленты "Баллада о солдате". Для Александры Назаровой, Андрея Миронова и Евгения Жарикова фильм открыл их актёрскую дорогу, став первой серьёзной работой перед камерой.
Коллаж автора
Эта милая и, возможно, по теперешним временам несколько наивная кинолента, думается, не скоро ляжет на полку архивов истории. Она живое напоминание ныне живущим почтенным представителям советской молодёжи об их юности, воспитании, вечных ценностях, на которых они строили свою жизнь и которые стремились передать следующим поколениям. Она для молодых людей всех времён образец чистоты и незыблемости вечных постулатов и истин - любви, верности, чести, нравственной чистоты.
И если кто-то думает, что современные молодые люди не смотрят советских фильмов - поспешу разубедить: их души тоже тянутся к прекрасному и вечному. В комментариях к фильму читаем:
"Мне 17. Очень люблю этот фильм! Такая романтика! Старые фильмы потрясающие. Чистые, добрые, настоящие!"
"Здравствуйте, все любители старого кино. Мне 15, и я его просто обожаю. Хотя, конечно, приходится основательно выбирать, чтобы не наткнуться на какую-нибудь (извиняюсь) «наивнятину». Но этому фильму я аплодирую в 4 руки, несмотря даже на то, что финал трагичный. Актёры великолепно играют!"
Давайте сегодняшний вечер посвятим им.
С любовью к вам!..

Комментарии

Комментариев нет.