В XX веке Русская Церковь прославила немало женщин, совершавших подвиг юродства. Это кажется удивительным: раньше такие подвижники появлялись в мирные времена, когда вера становилась привычной и формальной. Но советская эпоха с её гонениями на веру никак не была спокойной. Почему же именно тогда юродство не просто сохранилось, но и обрело новый смысл? Игумен Дамаскин (Орловский) объясняет это так. В местах, где традиционно жили юродивые (например, около Дивеевского монастыря), этот подвиг продолжался. Когда храмы стали закрывать, а священников — арестовывать, именно к юродивым шли люди за духовной поддержкой. Если раньше они скрывали свою святость под видом безумия, то в 1920-30-е годы стали явными наставниками и утешителями. В условиях, когда официальная Церковь была загнана в подполье, юродивые стали живыми проповедниками. Отдельную группу составляют "святые блаженные-калеки". Священник Александр Шантаев считает, что такой вид святости особенно характерен для XX века — эпохи крушения всех идеалов. Эти святые, часто прикованные к постели, своим примером показывали удивительную вещь: Бог проявляет силу именно через человеческую слабость. Их жизнь становилась живым доказательством слов апостола Павла: "сила Моя совершается в немощи". Подвиг этих подвижников тесно связан с классическим юродством. Возьмём, к примеру, святую Матрону Анемнясевскую. Она намеренно морила себя холодом, объясняя: "Другие страдают на холоде — и мне нужно мёрзнуть". Или носилa на кровати мешок с камнями (около 16 кг), перебирая их со словами: "Надо трудиться". Точно так же вела себя и блаженная Пелагея Дивеевская, которая часами перекладывала кирпичи в ледяной воде, называя это своей "работой". Со стороны это выглядело как безумие, но на самом деле было особой духовной практикой — попыткой разделить страдания других людей и постоянно трудиться для Бога. Священник Иоанн Ковалевский считает, что юродивые всегда появляются тогда, когда общество переживает нравственный кризис. Когда люди перестают понимать обычные проповеди о добре, нужен особый, "отрицательный" способ показать, что такое хорошо и что такое плохо. Юродивые своим странным поведением как бы говорили: "Посмотрите, до чего может дойти человек — и как может проявиться в нем Бог". В этом и заключается главная особенность юродства в XX веке: в самое тёмное время эти "безумные святые" стали для людей живым свидетельством того, что вера неистребима, а Божья сила особенно ярко видна именно в человеческой слабости. Таким образом, в XX веке юродство претерпело значительные изменения, сохранив свою духовную сущность, но изменив формы проявления. Из подвига личного спасения оно превратилось в мощный инструмент церковного свидетельства в условиях тотального атеизма. Юродивые стали хранителями живой веры, показывая, что святость возможна даже тогда, когда все внешние обстоятельства ей противостоят. Их подвиг доказал непреходящее значение этого духовного пути в православной традиции.
☦ПРЕКРАСНО БОЖИЕ ТВОРЕНИЕ☦
Подвиг юродства в советскую эпоху
В XX веке Русская Церковь прославила немало женщин, совершавших подвиг юродства. Это кажется удивительным: раньше такие подвижники появлялись в мирные времена, когда вера становилась привычной и формальной. Но советская эпоха с её гонениями на веру никак не была спокойной. Почему же именно тогда юродство не просто сохранилось, но и обрело новый смысл?
Игумен Дамаскин (Орловский) объясняет это так. В местах, где традиционно жили юродивые (например, около Дивеевского монастыря), этот подвиг продолжался. Когда храмы стали закрывать, а священников — арестовывать, именно к юродивым шли люди за духовной поддержкой. Если раньше они скрывали свою святость под видом безумия, то в 1920-30-е годы стали явными наставниками и утешителями. В условиях, когда официальная Церковь была загнана в подполье, юродивые стали живыми проповедниками.
Отдельную группу составляют "святые блаженные-калеки". Священник Александр Шантаев считает, что такой вид святости особенно характерен для XX века — эпохи крушения всех идеалов. Эти святые, часто прикованные к постели, своим примером показывали удивительную вещь: Бог проявляет силу именно через человеческую слабость. Их жизнь становилась живым доказательством слов апостола Павла: "сила Моя совершается в немощи".
Подвиг этих подвижников тесно связан с классическим юродством. Возьмём, к примеру, святую Матрону Анемнясевскую. Она намеренно морила себя холодом, объясняя: "Другие страдают на холоде — и мне нужно мёрзнуть". Или носилa на кровати мешок с камнями (около 16 кг), перебирая их со словами: "Надо трудиться".
Точно так же вела себя и блаженная Пелагея Дивеевская, которая часами перекладывала кирпичи в ледяной воде, называя это своей "работой". Со стороны это выглядело как безумие, но на самом деле было особой духовной практикой — попыткой разделить страдания других людей и постоянно трудиться для Бога.
Священник Иоанн Ковалевский считает, что юродивые всегда появляются тогда, когда общество переживает нравственный кризис. Когда люди перестают понимать обычные проповеди о добре, нужен особый, "отрицательный" способ показать, что такое хорошо и что такое плохо. Юродивые своим странным поведением как бы говорили: "Посмотрите, до чего может дойти человек — и как может проявиться в нем Бог".
В этом и заключается главная особенность юродства в XX веке: в самое тёмное время эти "безумные святые" стали для людей живым свидетельством того, что вера неистребима, а Божья сила особенно ярко видна именно в человеческой слабости.
Таким образом, в XX веке юродство претерпело значительные изменения, сохранив свою духовную сущность, но изменив формы проявления. Из подвига личного спасения оно превратилось в мощный инструмент церковного свидетельства в условиях тотального атеизма. Юродивые стали хранителями живой веры, показывая, что святость возможна даже тогда, когда все внешние обстоятельства ей противостоят. Их подвиг доказал непреходящее значение этого духовного пути в православной традиции.