29 апр

«24 января 1928 года проходит вечер „Три левых часа”.

Первая часть вечера — чтение стихов. Хармс появлялся на сцене сидя на шкафу. Шкаф толкали изнутри рабочие сцены, а Хармс декламировал стихи. Бахтерев закончил свое чтение исполнением акробатического номера. Затем было представление первой пьесы абсурда „Елизавета Бам“. И в финале — антивоенный авангардный фильм „Мясорубка”.
Этот вечер запомнился ленинградцам. Появилась статья Лидии Лесной о том, насколько развязны были обэриуты и настолько невозможно вела себя публика. Была зачитана и знаменитая декларация обэриутов: „Требование общепонятного искусства, доступного по своей форме даже деревенскому школьнику, — мы приветствуем, но требование только такого искусства заводит в дебри самых страшных ошибок“. И так далее.
Это была попытка каким-то образом найти свое место в официальном мире 20-х годов, заявить о себе не просто как об авангардной группе, а как о группе, которая связана с общественными и государственными задачами. И в то же время заявить о своей эстетике. „Люди реальные и конкретные до мозга костей, мы — первые враги тех, кто холостит слово, превращает его в бессильного и бессмысленного ублюдка. В своем творчестве мы расширяем и углубляем смысл предмета и слова, но никак не разрушаем его. Конкретный предмет, очищенный от литературной и обиходной шелухи, делается достоянием искусства”. Но это скорее отражает мысли Николая Заболоцкого, который писал эту декларацию. На самом деле, как мы увидим, эстетика у всех обэриутов была очень разной».
Так Валерий Шубинский начинает курс про ОБЭРИУ — Объединение реального искусства, куда входили Даниил Хармс и Александр Введенский (также известные как чинарь-взиральник и чинарь авторитет бессмыслицы!). Шесть лекций о его участниках и хранителях можно послушать по подписке у нас на сайте и в приложении: https://arzamas.academy/courses/161/1?app=direct

Комментарии

Комментариев нет.