ПУТЬ К МАНГОВОЙ РОЩЕ.

ИЗ ЦИКЛА РАСШИФРОВКА ТАЙНЫХ ЙОГИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
Глава 5.
(Продолжение)
Вернуть эту разобщенность к изначальному ЕДИНСТВУ – это и есть ЦЕЛЬ.
Разные учителя используют разные примеры.
Самые распространенные – Хозяин и слуга: как слуга ухаживает за имением, но ДЕЛАЕТ ЭТО ДЛЯ ДРУГОГО, как наездник укрощает норовистых лошадей, делая это ради господина…
Мне эти примеры никогда не нравились. Идея служения, слуги, хозяина вызывает какие-то неприятные эмоции.
Предложу иную визуализацию.
Хотя пример – это только попытка иносказательно передать нечто НЕПЕРЕДАВАЕМОЕ обычным путем. Предлагаю образ из одной Упанишады, где человека сравнивают с потерявшим память, проснувшимся в незнакомой стране.
На Западе есть несколько фильмов и книг с подобным сюжетом.
Человек потерял память.
Он просыпается и обнаруживает, что ничего не помнит из прошлого, хотя может мыслить, знает язык…
Его целью становится ВСПОМНИТЬ СЕБЯ.
Он старается узнать, что предпочитало его Настоящее «Я», и старается придерживаться прежнего образа жизни. Он узнает об обязанностях и безукоризненно исполняет их: ходит на работу, общается со знакомыми.
Это он делает как бы для ДРУГОГО, но в то же время и для себя.
Хотя он и не понимает ВСЕЙ картины, но он включается в роль, старается продолжить все то, что делало его прежнее «Я».
Какой будет жизнь такого человека?
Вряд ли он прекратит поиски настоящего СЕБЯ.
Ведь сам он, его «Я» – нечто временное, некий фантом.
Только обнаружив настоящее «Я» и слившись с ним, он обретет целостность. Без этого ему никогда не найти душевного покоя.
Поэтому он постарается подчинить всю свою жизнь этой цели.
Он будет автоматически, без привязанности ходить на работу, отвечать на приветствия, наблюдать себя внутренним зрением, не всколыхнется ли эмоция, не всплывет ли воспоминание. Он будет расспрашивать, стараться реконструировать прожитый путь. Он изучит шрамы, состояние своего тела, рефлексы… пытаясь дополнить картину.
Мы – словно этот персонаж.
Мы рождаемся, не помня о прошлом. Много можно узнать о прошлой карме, исследуя грубое и особенно тонкое тело. Пять джнана-индрий (познавательные щупальца), пять карма-индрий (щупальца действия) и манас (ум, внимание, смекалка, память) – все это может быть исследовано учеником.
Йога называет индриями не органы как таковые, а комплекс процессов.
Под карма-индриями Йога понимает пять матриц: общение (индрия речи), манипуляция (индрия рук), передвижение (индрия ног), выделение (связанное с переработкой пищи и питья) и размножение (либидо, сексуальность).
Сами органы не так важны.
Например, передвижение не обязательно может происходить при помощи ног.
Когда некто управляет автомобилем и пользуется руками, то он все же пользуется ИНДРИЕЙ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ.
А манипуляция может происходить не только при помощи рук.
Руки второстепенны.
Важен психический центр.
Эти центры и называются карма-индриями: все, связанное с передвижением, объединено в индрию ног.
Все, связанное с манипулированием, называют индрией рук.
Именно в этом плане и нужно понимать утверждение йогической психологии, что джнана-индрии выходят из человека, когда он хочет познать внешний предмет.
Под выходом нужно понимать комплекс процессов (например, фокусировка глаз, движение глаз, переключение внимания…), происходящих молниеносно и подсознательно.
Жизнедеятельность и опыт меняют не только физическое тело, но и тонкое, состоящее из индрий.
Часовщик тренирует индрии восприятия и манипулирования, а политик – индрию речи.
Так что, углубившись в себя, проанализировав, что в нас заложено, к чему у нас больше способностей, мы приблизимся к пониманию, ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ в прошлых жизнях.
Какая индрия доминирует в вас?
Какая из них более развита?
Особенно это касается карма-индрий. Индрия речи, индрия размножения, индрия манипулирования, индрия передвижения (индрия выделения не важна, ибо она развита почти одинаково у всех) – каждый рождается с разной стартовой возможностью, в зависимости от того, какую индрию он упражнял в прошлых воплощениях.
Один имеет развитую индрию речи.
Он легче учится читать и писать, и он может убеждать, его слова пленят.
А вот индрия манипулирования развита у него слабо. Он не может починить машину или утюг, «руки растут у него не так!» – говорят в народе.
Такой человек может проглотить пару книг за сутки, но он будет возиться с протекающим краном неделю и не сумеет починить. Видимо в прошлом воплощении деятельность этой души была связана с интеллектуальной работой, с текстами, с учебой или наукой, но чисто теоретической… Если некто совмещает в себе развитые индрии манипулирования и речи, значит, такой человек был ученым практиком, или хирургом, химиком…
По этому методу вы не сможете понять, кем вы были в прошлом с точностью.
Но вы сможете заключить, какова была ваша деятельность, сможете установить общее направление деятельности.
Воин должен иметь развитые индрии манипулирования и передвижения.
Такой человек уже в детстве, в школе проявляет склонность к риску.
Он прыгает с высоты, когда другие дети не решаются…
Он с юности учится править велосипедом, самокатом, скейтбордом, сноубордом, лыжами, мотоциклом, машиной, яхтой…
Он учится верховой езде за пару уроков. Машину он водит, словно гонщик. Мотоциклом управляет, рискуя жизнью.
Он бегает легко, с удовольствием.
Он склонен к единоборствам, боксу, борьбе…
Он мастерит рогатки, луки, самострелы…
Он обожает взрывать самодельные бомбы, сделанные из спичек, марганцовки…
В литературе он предпочитает исторические романы, о войнах, об индейцах, о пиратах.
Все это вместе взятое говорит о том, что душа была из касты воинов. Одним словом, душа развивала именно индрии передвижения и манипулирования.
Человек духовности, очутившись в новом теле, уже с детства проявляет склонность к фантазии, задумчивости (индрия речи).
Он легко учится, а читать и писать он может еще до школьного возраста.
Индрии манипулирования и передвижения у него слабо развиты. Но он задает тон, когда дети начинают играть в новую игру.
Он придумывает сюжет.
Фильм, увиденный им накануне, становится реальностью в этих играх.
Сверстники слушают его, подчиняясь его словам, играя в те игры, которые он придумывает. Ибо в прошлых инкарнациях эта душа манипулировала словами, тончайшим покровом субстанции и меняла умы других.
Его слова – это нечто такое же выделяющееся, как и способность к драке у бывшего воина.
Тот, кто принадлежал к сословию вайш, рождается со способностью организовать ДЕЛО, убеждать, считать в уме… способен проводить дни и ночи в своем кабинете, мгновенно принимая решения, просчитывая в уме, соотнося разные варианты развития событий…
Душа, бывшая в прошлом вайшьей, имеет способность быстро ухватывать суть самых разных направлений деятельности.
Бизнес как бы совмещает умение быть психологом, математиком, инженером, технологом и т. д.
Но ничто из этого не затягивает душу ПОЛНОСТЬЮ, в этом отличие от души брамина.
Первый погружается с головой, не может остановиться. Увлекшись искусством, он погружается полностью. А вайша способен не терять себя, погружаться ровно настолько, чтобы использовать знание ради некой иной цели.
Ради ДЕЛА. Лишь это дело является ИДОЛОМ, но даже этот идол может быть мгновенно разменян, если это выгодно… Точно как самурай, который служит сюзерену, но мгновенно переподчиняется другому сюзерену, если такова воля прежнего господина.
Бизнесмен мгновенно забывает о прежнем ДЕЛЕ, если видит возможность получить БОЛЬШЕ, чем оно стоит.
Ибо как самурай, через сюзерена, одного или другого, в действительности служит ПУТИ ВОЙНА, так и вайша СЛУЖИТ БИЗНЕСУ как таковому.
«Нужно придерживаться своей дхармы… Полна опасностей чужая дхарма.
Лучше собственная дхарма, хуже исполненная, чем чужая, исполненная лучше», – слова из Гиты, трудные для понимания.
Как определить свою дхарму?
Дхарма – это долг, который определялся легко в том обществе, где была кастовая система. Человек рождался в варне воинов, и его дхарма была ясна – упражнения для развития навыков воина, презрение к боли, лишениям, риску…
Преодоление страха смерти.
Во многом — то, что называют СПАРТАНСКОЙ подготовкой.
Другой рождался в варне браминов.
Его дхарма тоже была ясна — развитие памяти, логики, изучение и самодисциплина. Воздержанность и сострадание…
Дхарма вайши — организовывать людей, шудр, соединять их труд, чтобы один плюс один стало больше, чем два.
Дхарма вайши – организация материальной стороны общества.
В принципе, вайша – это «народ», большая часть арийского общества была ими.
Этим обозначали дважды рожденных, имеющих семью, дело, живущих в обществе…
Теперь это дело гораздо труднее.
Как понять в чем наше предназначение, наша ДХАРМА?
Как следовать своей и избегать чужой дхармы?
Каковы ваши сны, каковы ваши мечты?
О чем вы мечтали в детстве?
Какие мечты запомнились?
Вспомните ДЕЖА ВЮ – моменты, когда вы ощущали, что ситуация ЗНАКОМА, хотя вы уверены, что это память не из данной жизни.
Исследуйте ваше тело, как стхула шариру, так и сукшма шариру, исследуйте вашу психику.
Для чего они ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ?
Какова была задача, имманентная задача духа в момент перерождения, когда душа воплотилась в ЭТОМ ТЕЛЕ, имеющем эту генетику?
Почему вы родились в этой семье, в этой культуре?
НЕЛЬЗЯ обрести душевный покой, не найдя своей дхармы.
А найти ее невозможно, не ЖИВЯ ЭТИМ, не сделав ЭТО целью бытия.
Мы – лишь роль, но эту роль сперва нужно понять, а потом еще и безукоризненно исполнить.
Ибо сценарист, режиссер, актер и зритель в данном случае ЕДИНЫ.
Обрести это ЕДИНСТВО И ЕСТЬ ЙОГА.
Жизнь никогда не будет полноценной, пока мы не ощутим истинного СЕБЯ.
И засыпая, просыпаясь, медитируя, все время нужно всматриваться вглубь, вспоминать, пытаться ощутить ЕГО замысел, его ИГРУ…
Как норная собака ПРЕОБРАЖАЕТСЯ, очутившись у норы, как охотничья оживает, выслеживая добычу, так и у каждого из нас есть некое мирское назначение, дхарма.
У меня был фокстерьер, но он никогда не охотился, ибо я не охочусь.
Но если он вдруг обнаруживал что-то живое, с чем мог сразиться насмерть, то он преображался. Однажды это был еж, мой пес успел убить его, пока я обнаружил это злодейство. Вся морда была в крови у пса, я испугался… Но вдруг заметил, что я его еще никогда не видел таким счастливым. Боль, кровь, раны – все это было второстепенно, ибо он исполнил свое предназначение, был близок к своей дхарме, как никогда.
У моего друга есть азиатская овчарка, которых используют, чтобы пасти овец. Собака выросла так, что не видела овцу. Однажды друг привез домой шерсть овцы. Почувствовав запах, собака переменилась, ИЗМЕНИЛАСЬ на глазах.
Мы воочию убедились, что ее смысл жизни – оберегать овцу, защищать ее.
Друг даже подумал, не купить ли одну, чтобы собака обрела смысл жизни. Каждый имеет свое предназначение, которое может быть и не испытает в жизни. Но если это случается, то даже мирская деятельность приобретает качества садханы.
Мы, наши личности (дживы) — временные фантомы, нечто эфемерное.
Как тот герой из фильма, забывший себя. Он мог потратить время или в поисках своего истинного я, или мог приспособиться, продолжить жизнь с того момента, в котором осознал себя…
Но такая жизнь никогда не была бы полной…
Только в первом случае он смог бы обрести полноту бытия. Но попытки найти это свое настоящее «Я» – и словно служение другому.
Этот парадокс и желают передать древние тексты, говоря о двух птицах, двух седоках колесницы…
Один, нижнее «Я», может как бы пожертвовать собой, посвятить всего себя поискам ВТОРОГО, высшего «Я», но найдя, он не теряет себя, а сливается с другим, как бы становится двумя в одном.
Так что можно перефразировать — человек может или провести жизнь в услужении низшему «я», или может искать «высшее», как бы служа обеим частям своей сущности.
Всегда существует эта проблема выбора: или – или…
«Горе человеку, получившему весь мир, но потерявшему свою бессмертную душу». У нас есть ограниченный, а не безграничный ресурс, если подразумевать под НАМИ личность, тело, ум.
Чувственность, страсти, похоть – словно идолы.
Красота требует жертв, диеты, а иногда и хирургического вмешательства.
И люди идут на эти жертвы.
Богатство требует жертвы временем, принципами…
Сверхцели требуют от людей полной мобилизации.
И если вы оглянетесь вокруг, то увидите, как фанатично люди жертвуют свое время, силы… ВСЕГО СЕБЯ во имя разных ИДОЛОВ: бизнеса,власти, почета…
Йога не отличается особой оригинальностью, если некто хочет идти этой дорогой, ему предписывается совершить такую же жертву, только во имя ДУХОВНОСТИ.
Для чего человек открывает утром глаза? Что есть цель его бытия?
Единственная достойная цель – Освобождение Высшего в себе.
Это и является ТАЙНОЙ, о которой говорит Гита, тайной, которая была известна с глубокой древности кшатрийскому сословию.
Думать о Едином и постоянно приучать себя к этой мысли так, чтобы она стала автоматической (создавать доминанту) и не нарушалась бы внешними впечатлениями. Даже в минуту опасности…
Даже в момент смерти!
Но как осуществить это на практике?
Йога разработала методы, когда простые действия приобретают внутреннюю сложность и способствуют ПРАВИЛЬНОЙ даршане.
Принятие пищи словно жертвоприношение. Омовение… Даже сама пранаяма, которую считают «внутренней жертвой».
Важнее внешней стороны жертвы ее внутренняя сторона, настроение, искренность жертвующего.
Дзэн разработал очень эффективные и ПРОСТЫЕ методы для самураев, у которых не было много времени для медитаций. Термин «самурай» – означал «служение». Умереть ДОСТОЙНО – это было его долгом, дхармой. Достойно, красиво, осознанно… воины старались превратить самые простые вещи в РИТУАЛЬНЫЕ.
Укладывая волосы, воин готовил себя к смерти, КОТОРАЯ МОГЛА НАСТУПИТЬ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ, которая была ЖЕЛАННА. Бреясь, самурай думал не о красоте, сексе и женщинах, он приводил себя в приличный вид, ибо смерть поджидала его постоянно, и враг не должен был увидеть его потерявшим лицо даже после смерти. Размышления, мечты, сны – самурай старался окрасить всего себя идеей служения, исполнения дхармы.
Ложась спать, он ложился так, чтобы ноги не были направлены в сторону сюзерена. Не имело значения, каков сюзерен по своим личным качествам.
Через него воин служил Буси-до, выполнял свою дхарму. Раз он родился воином, то его дхарма была проста – упражняться в боевых искусствах, искоренять из ума страх и стать достойным, исполнить долг безукоризненно.
Одно и то же действие может иметь разное значение.
Обычно люди бреются, причесываются «ради Камы», служа сексуальному импульсу.
Из приведенного примера видно, как можно даже бритье или причесывание сделать компонентом общей схемы, общей устремленности – Цели Бытия.
В нашем примере это Буси-до.
Мыслители Гиты сформировали это очень четко и просто: все зависит от цели.
Чем бы ни занимался человек, будь он брамином, все время проводившим в литургии, или йогом, постоянно занятым медитацией, или аскетом, совершающим невероятные подвиги самоистязания, если у него НЕВЕРНАЯ ЦЕЛЬ, все это тщетно.
А если цель – освободить высшее в себе, если человек искренен перед самим собой, он осуществляет это, НЕ ПЕРЕКЛЮЧАЯСЬ ПОЛНОСТЬЮ НА ЙОГУ, АСКЕТИЗМ И ИЗУЧЕНИЕ ВЕД.
Такой ученик находит как бы средний путь и совмещает Йогу с обычной жизнью, ибо рассматривает всю свою жизнь как ритуал, как литургию.
Как жертвовать жизнью, как посвящать обычные дела Высшему?
Покупая в магазине соль, мысленно «подарить» ее Атману? – такие вопросы встречаются в письмах.
Добавлю, сам я долго не понимал именно этот аспект Гиты.
Казалось, что остальное — Санкхья, Йога, Бхакти, Джнана — так или иначе я понял.
Но вот «тайну труда», постижение высшего путем обычных, мирских дел, я всегда считал преувеличением.
Адвайта, например, считает, что карма, деятельность могут лишь подвести душу к нужным условиям, но освобождает ее только джнана, мудрость.
Некоторые слова не нужно понимать слишком буквально.
Покупая соль, невозможно этот отдельно взятый эпизод пожертвовать Высшему. Нельзя так упрощать.
Так или иначе, но все же люди отличаются даже при покупке еды.
Некоторые живут, чтобы есть.
Другие едят, чтобы жить.
А живут ради разных целей…
Йог должен есть, дышать, жить, стремясь к постижению Высшего.
Только так можно понимать «Сделать Высшее целью всех своих дел… своей жизни».
Постараюсь описать, как это выглядит с субъективной стороны.
Начнем с конца дня.
Отправляясь спать, йог ложится головой к северу. Север лишь условно обозначает направление духовности.
Из всех четырех сторон именно север визуализируется как Страна Богов, духовности, чистоты.
Нельзя обращать ноги в сторону Духовности, Чистоты...
Продолжение следует...

ПУТЬ К МАНГОВОЙ РОЩЕ. - 927914714915

Комментарии

Комментариев нет.