В последнее время стало очень модным начинать обучение детей алфавиту и чтению как можно раньше – буквально с пелёнок. Однако многие родители удивляются, почему зачастую малыш не очень любит эти занятия и к изучению алфавита относится достаточно прохладно. Масла в огонь подливает любимая бабушка, рассказывающая о том, что внучка её подруги выучила буквы, ещё не начав ходить. Расстроенные родители ищут новомодные методики, пытаясь понять, как научить ребёнка буквам успешно и быстро, однако, далеко не всегда это приводит к ожидаемому эффекту. Для того чтобы процесс обучения детей алфавиту прошёл гладко, нужно учитывать следующие моменты связанные с их психологий и физиологией – возраст, в котором лучше начинать обучение и особенности детского мышления. Когда лучше приступать к изучению алфавита Особенности физиологии маленьких детей таковы, что им трудно сосредоточиться на одном занятии более чем на 10-15 минут. Поэтому в возрасте одного — двух лет нет смысла заниматься целенаправленным изучением алфавита, в том виде, в котором это необходимо для дальнейшего обучения чтению. Более того, пытаясь заставить малыша запомнить буквы насильно, вы рискуете вызвать его негативную реакцию на процесс обучения алфавиту, тем самым отвращая от дальнейших занятий. Помните, что невозможно заставить детей выучить алфавит, желательно именно заинтересовать их этим занятием, тогда они отнесутся к ним благожелательно. Важно также понимать, что нет чётких возрастных границ, в рамках которых ребёнок должен начать изучение азбуки. У одних детей это пройдёт «на ура» уже в возрасте двух лет, другим и в три года запоминание алфавита будет даваться с трудом. Если малыш: • Легко концентрируется во время развивающих занятий • Обладает хорошей зрительной памятью • Любит, когда ему читают книги, любит их рассматривать самостоятельно То можно начинать учить буквы с ребёнком, для начала – исключительно в игровой форме. Помощники родителей в изучении алфавита Безусловно, главными помощникам в этом нелёгком, но интересном деле будут букварь и азбука. Изучаем, чем отличаются эти пособия. Букварь – это учебное пособие, в котором не только изображены буквы, но и изложены методики обучения чтению, но также содержатся рекомендации для родителей как лучше выучить алфавит и проводить занятия. Азбука – это ряд пособий, представляющий буквы алфавита в любом варианте. Это могут быть кубики с изображениями букв, карточки, лото, наклейки, различного рода пазлы, наборы букв на магнитах. Особняком в этом ряду стоят стихотворные азбуки – когда буква, её звучание либо изображение обыгрывается в стихотворной форме. Наиболее приятными для восприятия маленьких детей считаются стихотворные сборники С.Я. Маршака и А.А. Усачева. Как правильно учить буквы Одной из популярных методик, которую предпочитают многие родители, является обучение алфавиту следующим образом: ребёнку предлагается выучить и запомнить букву, закрепив её восприятие изображением предмета, который на эту букву начинается. Ну, например, «А» в большинстве случае предполагает нарисованный рядом арбуз, «Д» — дом, «Р» — рыбу и так далее. Это не совсем правильно, и вот почему. Часто родители жалуются, что в итоге ребёнок запоминает не произношение отдельно взятой буквы, а всю зрительную цепочку целиком – то есть «А» у него – это арбуз. И в дальнейшем на просьбу показать «А» ребёнок показывает на арбуз, а когда спрашиваешь его, какая это буква, он отвечает – «арбуз». Поэтому профессиональные педагоги рекомендуют использовать такие азбуки, только на начальном этапе – в возрасте двух — трёх лет, для того чтобы заинтересовать детей самим изучением алфавита. Классическая методика Для того чтобы лучше понимать, как научить ребёнка буквам, можно воспользоваться следующими рекомендациями: • Сделайте карточки с изображением всех букв алфавита, желательно чтобы на карточках не было изображено ничего более, кроме самой буквы, при этом она должна быть яркой и красочной, на светлом фоне. Прикрепляйте карточки по мере изучения над рабочим столиком ребёнка, либо на стене его игровой комнаты, тренируя, таким образом, его зрительную память. • Выучить простейшие гласные «А», «О», «У», «И» на начальном этапе будет проще, поэтому начинайте обучение с них. Произносите их правильно, как бы, «пропевая». В дальнейшем это сильно поможет, когда вы будете учить ребёнка составлять слоги. • Нужно обучить ребёнка произносить не название буквы — «ЭМ», «ЭС», «ЖЭ», а её произношение, звук «ММММ», «СС», «ЖЖ». • Изучение согласных начинайте с «Б», «П», «М», «Н», «Т», «Г», «К». Щипящие согласные «Ч», «Щ», «Щ» лучше выучить в последнюю очередь, особенно если их произношение вызывает у малыша затруднения. • Не спешите! Если ребёнку трудно запоминать какие-то буквы, сделайте перерыв. Через время вернитесь к ним снова. • Изучаем буквы не только, когда вы занимаетесь дома, но и на улице, во время прогулок. Предлагайте юному ученику узнавать уже знакомые буквы на вывесках, в названиях магазинов. (по материалам сайта «Mary POP»)
Центр обучения и развития Smartik
:Катя Ярош
Как научить ребёнка алфавиту самостоятельно
В последнее время стало очень модным начинать обучение детей алфавиту и чтению как можно раньше – буквально с пелёнок. Однако многие родители удивляются, почему зачастую малыш не очень любит эти занятия и к изучению алфавита относится достаточно прохладно. Масла в огонь подливает любимая бабушка, рассказывающая о том, что внучка её подруги выучила буквы, ещё не начав ходить.
Расстроенные родители ищут новомодные методики, пытаясь понять, как научить ребёнка буквам успешно и быстро, однако, далеко не всегда это приводит к ожидаемому эффекту. Для того чтобы процесс обучения детей алфавиту прошёл гладко, нужно учитывать следующие моменты связанные с их психологий и физиологией – возраст, в котором лучше начинать обучение и особенности детского мышления.
Когда лучше приступать к изучению алфавита
Особенности физиологии маленьких детей таковы, что им трудно сосредоточиться на одном занятии более чем на 10-15 минут. Поэтому в возрасте одного — двух лет нет смысла заниматься целенаправленным изучением алфавита, в том виде, в котором это необходимо для дальнейшего обучения чтению. Более того, пытаясь заставить малыша запомнить буквы насильно, вы рискуете вызвать его негативную реакцию на процесс обучения алфавиту, тем самым отвращая от дальнейших занятий.
Помните, что невозможно заставить детей выучить алфавит, желательно именно заинтересовать их этим занятием, тогда они отнесутся к ним благожелательно.
Важно также понимать, что нет чётких возрастных границ, в рамках которых ребёнок должен начать изучение азбуки. У одних детей это пройдёт «на ура» уже в возрасте двух лет, другим и в три года запоминание алфавита будет даваться с трудом.
Если малыш:
• Легко концентрируется во время развивающих занятий
• Обладает хорошей зрительной памятью
• Любит, когда ему читают книги, любит их рассматривать самостоятельно
То можно начинать учить буквы с ребёнком, для начала – исключительно в игровой форме.
Помощники родителей в изучении алфавита
Безусловно, главными помощникам в этом нелёгком, но интересном деле будут букварь и азбука. Изучаем, чем отличаются эти пособия.
Букварь – это учебное пособие, в котором не только изображены буквы, но и изложены методики обучения чтению, но также содержатся рекомендации для родителей как лучше выучить алфавит и проводить занятия.
Азбука – это ряд пособий, представляющий буквы алфавита в любом варианте. Это могут быть кубики с изображениями букв, карточки, лото, наклейки, различного рода пазлы, наборы букв на магнитах.
Особняком в этом ряду стоят стихотворные азбуки – когда буква, её звучание либо изображение обыгрывается в стихотворной форме. Наиболее приятными для восприятия маленьких детей считаются стихотворные сборники С.Я. Маршака и А.А. Усачева.
Как правильно учить буквы
Одной из популярных методик, которую предпочитают многие родители, является обучение алфавиту следующим образом: ребёнку предлагается выучить и запомнить букву, закрепив её восприятие изображением предмета, который на эту букву начинается.
Ну, например, «А» в большинстве случае предполагает нарисованный рядом арбуз, «Д» — дом, «Р» — рыбу и так далее. Это не совсем правильно, и вот почему.
Часто родители жалуются, что в итоге ребёнок запоминает не произношение отдельно взятой буквы, а всю зрительную цепочку целиком – то есть «А» у него – это арбуз. И в дальнейшем на просьбу показать «А» ребёнок показывает на арбуз, а когда спрашиваешь его, какая это буква, он отвечает – «арбуз».
Поэтому профессиональные педагоги рекомендуют использовать такие азбуки, только на начальном этапе – в возрасте двух — трёх лет, для того чтобы заинтересовать детей самим изучением алфавита.
Классическая методика
Для того чтобы лучше понимать, как научить ребёнка буквам, можно воспользоваться следующими рекомендациями:
• Сделайте карточки с изображением всех букв алфавита, желательно чтобы на карточках не было изображено ничего более, кроме самой буквы, при этом она должна быть яркой и красочной, на светлом фоне. Прикрепляйте карточки по мере изучения над рабочим столиком ребёнка, либо на стене его игровой комнаты, тренируя, таким образом, его зрительную память.
• Выучить простейшие гласные «А», «О», «У», «И» на начальном этапе будет проще, поэтому начинайте обучение с них. Произносите их правильно, как бы, «пропевая». В дальнейшем это сильно поможет, когда вы будете учить ребёнка составлять слоги.
• Нужно обучить ребёнка произносить не название буквы — «ЭМ», «ЭС», «ЖЭ», а её произношение, звук «ММММ», «СС», «ЖЖ».
• Изучение согласных начинайте с «Б», «П», «М», «Н», «Т», «Г», «К». Щипящие согласные «Ч», «Щ», «Щ» лучше выучить в последнюю очередь, особенно если их произношение вызывает у малыша затруднения.
• Не спешите! Если ребёнку трудно запоминать какие-то буквы, сделайте перерыв. Через время вернитесь к ним снова.
• Изучаем буквы не только, когда вы занимаетесь дома, но и на улице, во время прогулок. Предлагайте юному ученику узнавать уже знакомые буквы на вывесках, в названиях магазинов.
(по материалам сайта «Mary POP»)