Художественная резьба – это вид искусства, сохранившийся с самых далеких времен истории человечества.
Первыми мастерами по резьбе были первобытные люди, чему археологи не раз находили и продолжают находить подтверждения.Древние люди использовали бивни как топливо, изготавливали наконечники стрел, украшения, ритуальные предметы. Со временем резьба по кости выделилась в самостоятельный вид художественного творчества. Была распространена в декоративно-прикладном искусстве Востока, Греции, Рима , Византии, России. Есть сведения, что древние греки делали колоссальные статуи из слоновой кости. Расцвет резных византийских костяных икон пришелся на X -XI века. До наших дней дошли византийские так называемые консульские диптихи, которые представляют собой две пластины из слоновой кости, скрепленные между собой в виде книги, торжественно вручавшиеся при назначении консула. Так как в Европе не имелось сколько-нибудь значительных собственных залежей бивня мамонта, слоны тоже там не обитали, то развитие косторезного искусства целиком зависело от притока иностранных материалов. 95% всей кости, ввозимой в Европу, составляла африканская слоновая кость, 5% - ввозимый из России ископаемый бивень мамонта. Резьба по кости в Европе пережила несколько упадков и возрождений, связанных с прекращением и возобновлением поставок слоновой кости с африканского континента.Первоначально европейские резчики заимствовали стиль резьбы с ввозимых африканских изделий из кости. Постепенно формы европейской резьбы усложнялись, и, хотя в Европе не существовало специализированных гильдий резьбы по кости, и художники могли использовать различные материалы для скульптур, мелкая пластика из слоновой кости зачастую более выразительна и экспрессивна, чем монументальные скульптуры. Это связано с тем, что такие работы в основном предназначались для светских коллекционеров, что способствовало свободе выбора тем и сюжетов. Золотой век резьбы по кости пришелся на 1230 – 1380 гг., когда расширение поставок в Европу способствовало ее удешевлению и доступности. Сценами из популярных романов, подвиги Ланселота и многие другие сюжеты украшали зеркала, гребенки, шкатулки из слоновой кости. Скульптуры из кости раскрашивали и снабжали ювелирными украшениями. Искусные изделия из кости коллекционировали обеспеченные люди Центральной Европы. Многие из них содержали т.наз. кунсткамеры (чего не избежал и Петр I), где выставляли свои коллекции для всеобщего обозрения. Точно так же верующие люди, монастыри, церковные казначейства коллекционировали объекты религиозной направленности. Они собирали небольшие скульптуры, особенно изображающие Страсти Христовы, непревзойденный материалом для передачи которых стала слоновая кость. Обязательной деталью убранства домашнего алтаря в богатых городских домах стало вырезанное из кости изображение мадонны с младенцем. Значительное увеличение поставок кости в Европу в XIX веке резко уменьшило поголовье слонов, но также стимулировало развитие резьбы по кости. Хотя по-прежнему оставались отдельные виртуозные резчики, прежнее высокохудожественное качество скульптур из кости, когда этот материал был редкостью, не могло сохраниться в новой окружающей среде господства массового производства. В Китае резьба по кости – одна из самых ранних форм искусства. Истоки ее находятся в 30000 – 10000 в. до н.э., когда на равнине реки Хуанхэ водились слоны. Наибольшего расцвета искусство резьбы по кости достигло в эпоху династии Мин (1368-1644), когда Китайская скульптура приобрела ярко выраженный декоративный характер. Из кости начали вырезать всевозможные шкатулки, подносы, рамки для картин, курительные трубки, нюхательные бутылочки, клетки для птиц и сверчков и т.п. Издавна Индия торговала костью и изделиями из нее с Европой. Обработка слоновой кости была распространена практически на всей территории Индии, в каждом районе наблюдались свои стилевые и тематические особенности. Для резьбы Дели и Бенгалии характерны модели процессий слонов, шкатулки, обложки книг. В Керале и Карнатаке традиционны изображения богинь, миниатюрные резные святилища. Раджастан известен изготовлением облицовки для мебели. Индийские миниатюры на костяных пластинах, которыми украшали мебель, шкатулки, напоминают кружева тончайшей работы. Резьба из слоновой кости, использованная в дверях Янтарного дворца в Джайпуре, изящная инкрустация дверей Дворца Майсура и Золотого Храма в Амритсаре говорят о значительной роли кости также и в архитектурном художественном оформлении. Несмотря на сравнительно небольшое количество археологических находок, в древней индийской литературе есть множество упоминаний об этом искусстве. Ведические тексты называют резьбу по кости одним из благороднейших ремесел. Резьба по кости в России достигла расцвета в XII – XVIII веках, когда сформировались основные художественные школы русской резьбы. Строительство новой столицы России – Петербурга – сопровождалось заказами на изготовление богатых, нарядных вещей для императорского двора и его окружения. Истоки русской резьбы по кости, вероятно, находятся в древнем Новгороде, где в ходе археологических исследований было найдено много костяных изделий. Со временем это искусство проникло на Север, где были благоприятные условия для его процветания не только из-за достаточного количества местного сырья, но и из-за того, что Север был главными воротами, через которые проходили купеческие караваны на Запад и Восток. Русские резчики заимствовали и отчасти переосмысляли европейские мотивы, которые черпали из гравюр петровской эпохи, книжной миниатюры. Основные сложившиеся в России школы резьбы – Холмогорская, Тобольская, Якутская, Чукотско-эскимосская. Такова вкратце история этого промысла, сегодня рассматриваем резные украшения европейских мастеров к.XIX -нач.XX века
Творческая мастерская "Укроп"
Художественная резьба – это вид искусства, сохранившийся с самых далеких времен истории человечества.
Первыми мастерами по резьбе были первобытные люди, чему археологи не раз находили и продолжают находить подтверждения.Древние люди использовали бивни как топливо, изготавливали наконечники стрел, украшения, ритуальные предметы. Со временем резьба по кости выделилась в самостоятельный вид художественного творчества.
Была распространена в декоративно-прикладном искусстве Востока, Греции, Рима , Византии, России.
Есть сведения, что древние греки делали колоссальные статуи из слоновой кости. Расцвет резных византийских костяных икон пришелся на X -XI века. До наших дней дошли византийские так называемые консульские диптихи, которые представляют собой две пластины из слоновой кости, скрепленные между собой в виде книги, торжественно вручавшиеся при назначении консула.
Так как в Европе не имелось сколько-нибудь значительных собственных залежей бивня мамонта, слоны тоже там не обитали, то развитие косторезного искусства целиком зависело от притока иностранных материалов. 95% всей кости, ввозимой в Европу, составляла африканская слоновая кость, 5% - ввозимый из России ископаемый бивень мамонта.
Резьба по кости в Европе пережила несколько упадков и возрождений, связанных с прекращением и возобновлением поставок слоновой кости с африканского континента.Первоначально европейские резчики заимствовали стиль резьбы с ввозимых африканских изделий из кости. Постепенно формы европейской резьбы усложнялись, и, хотя в Европе не существовало специализированных гильдий резьбы по кости, и художники могли использовать различные материалы для скульптур, мелкая пластика из слоновой кости зачастую более выразительна и экспрессивна, чем монументальные скульптуры. Это связано с тем, что такие работы в основном предназначались для светских коллекционеров, что способствовало свободе выбора тем и сюжетов.
Золотой век резьбы по кости пришелся на 1230 – 1380 гг., когда расширение поставок в Европу способствовало ее удешевлению и доступности. Сценами из популярных романов, подвиги Ланселота и многие другие сюжеты украшали зеркала, гребенки, шкатулки из слоновой кости. Скульптуры из кости раскрашивали и снабжали ювелирными украшениями.
Искусные изделия из кости коллекционировали обеспеченные люди Центральной Европы. Многие из них содержали т.наз. кунсткамеры (чего не избежал и Петр I), где выставляли свои коллекции для всеобщего обозрения. Точно так же верующие люди, монастыри, церковные казначейства коллекционировали объекты религиозной направленности. Они собирали небольшие скульптуры, особенно изображающие Страсти Христовы, непревзойденный материалом для передачи которых стала слоновая кость. Обязательной деталью убранства домашнего алтаря в богатых городских домах стало вырезанное из кости изображение мадонны с младенцем.
Значительное увеличение поставок кости в Европу в XIX веке резко уменьшило поголовье слонов, но также стимулировало развитие резьбы по кости. Хотя по-прежнему оставались отдельные виртуозные резчики, прежнее высокохудожественное качество скульптур из кости, когда этот материал был редкостью, не могло сохраниться в новой окружающей среде господства массового производства.
В Китае резьба по кости – одна из самых ранних форм искусства. Истоки ее находятся в 30000 – 10000 в. до н.э., когда на равнине реки Хуанхэ водились слоны. Наибольшего расцвета искусство резьбы по кости достигло в эпоху династии Мин (1368-1644), когда Китайская скульптура приобрела ярко выраженный декоративный характер. Из кости начали вырезать всевозможные шкатулки, подносы, рамки для картин, курительные трубки, нюхательные бутылочки, клетки для птиц и сверчков и т.п.
Издавна Индия торговала костью и изделиями из нее с Европой. Обработка слоновой кости была распространена практически на всей территории Индии, в каждом районе наблюдались свои стилевые и тематические особенности. Для резьбы Дели и Бенгалии характерны модели процессий слонов, шкатулки, обложки книг. В Керале и Карнатаке традиционны изображения богинь, миниатюрные резные святилища. Раджастан известен изготовлением облицовки для мебели. Индийские миниатюры на костяных пластинах, которыми украшали мебель, шкатулки, напоминают кружева тончайшей работы. Резьба из слоновой кости, использованная в дверях Янтарного дворца в Джайпуре, изящная инкрустация дверей Дворца Майсура и Золотого Храма в Амритсаре говорят о значительной роли кости также и в архитектурном художественном оформлении. Несмотря на сравнительно небольшое количество археологических находок, в древней индийской литературе есть множество упоминаний об этом искусстве. Ведические тексты называют резьбу по кости одним из благороднейших ремесел.
Резьба по кости в России достигла расцвета в XII – XVIII веках, когда сформировались основные художественные школы русской резьбы. Строительство новой столицы России – Петербурга – сопровождалось заказами на изготовление богатых, нарядных вещей для императорского двора и его окружения. Истоки русской резьбы по кости, вероятно, находятся в древнем Новгороде, где в ходе археологических исследований было найдено много костяных изделий. Со временем это искусство проникло на Север, где были благоприятные условия для его процветания не только из-за достаточного количества местного сырья, но и из-за того, что Север был главными воротами, через которые проходили купеческие караваны на Запад и Восток. Русские резчики заимствовали и отчасти переосмысляли европейские мотивы, которые черпали из гравюр петровской эпохи, книжной миниатюры. Основные сложившиеся в России школы резьбы – Холмогорская, Тобольская, Якутская, Чукотско-эскимосская.
Такова вкратце история этого промысла, сегодня рассматриваем резные украшения европейских мастеров к.XIX -нач.XX века