ИСТОРИЯ ОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ

Как все началось
Еще зимой краем уха слышала, что в приют привезли мальчика, который на всех кидается, рычит, кусается, плюется и матерится. И фамилия у него соответствующая – Волчков. Я даже представить себе тогда не могла, что это и будет мой приемный ребенок.
Я решилась взять девочку-школьницу на патронат на летние каникулы. После получения разрешения от опеки, хотела взять двенадцатилетнюю Зою, но у нее статус не подошел. Тем временем лето уже подошло к середине, а срок действия медицинского заключения подходил к концу, и я решила, что видимо не судьба, когда мне позвонили из приюта и сказали: «Есть пятилетний мальчик, у него есть необходимый статус, приезжайте посмотреть. Может, сразу скажете – нет, может и не скажете.....Первая встреча с Данилкой произошла на прогулке в приюте - все гуляли, а он сидел в стороне, насупившись. Вид злой и обиженный. А тебя как зовут, а ты с ребятами чего не играешь? А они меня бьют. А ты пойдешь завтра ко мне в гости?
Пойду. Утром я приехала в приют. В разговор вступил охотно, но как-то о своем пытался рассказать, не вот чтобы диалог поддерживал, все интересовался машинами: милицией, пожарной и скорой помощью.
Для пяти лет он мелковат, голова большевата, плечики узковаты, пузо круглое, штаны не держатся. Постоянно говорит, и даже не говорит а кричит, и даже не кричит а вопит, "Р" пропускает, "Л" выговаривает как "В", "Ч" - как "Ц" .Шаик сицас вопнет? ... Второй раз приехала за ним, забирать в гости - никакой реакции, как будто первый раз меня видит. Данилка, ты меня помнишь? - Помню. Пойдем еще гулять? - Пойдем. Спасаться от жары мы поехали на озеро. В мою руку вцепился крепко. Много идти не может, быстро устает, плачет, но не ревом, а просто губы дрожат, слезы бегут. Вода вызвала бурю эмоций – смесь страха и восторга, но он не мог устоять даже там где ему было по колено, падая, не мог сообразить что под ногами твердое дно, захлебывался, и все крепче вцеплялся в мою руку. На обратном пути, утомившись от впечатлений, стал засыпать в маршрутке. Голову свесил, губы надул, пузыри пошли . Вдруг испуганно проснулся: в марфутке спать нельзя, есля я усну, ты выйдешь…. Это его, четырехлетнего, мама так дрессировала, видимо чтобы не выносить спящего ребенка на руках.
- Данилк, ты спать хочешь? Нет! Когда совсем усну, тогда и буду хотеть спать. А так, я пока засыпаю….- С этого дня он поселился у меня. Проснулся ночью, плачет: Мне жааалко! - Кого тебе жалко, Данилка? Мне не жалко, а жалко! - Жалко? Господи, кого? А-а, тебе жарко? Да-а!
Рассуждения его по большей части сводятся к перебиранию вариантов возмездия за неправильное поведение: как его может «обжгать» огонь, утопить вода, переехать машина, а когда машина переедет, то оторвется голова. Если рядом с ним оказывается какой-нибудь ребенок, он без предисловия берет камень или горсть песка и кидает в него.
Даю кусочек мела, предлагаю нарисовать на асфальте линию. Линия не получается потому, что усилие нажатия на мел недостаточно для оставления следа, предложение еще попытаться вызывает слезы.
Он страшно боится остаться один на улице, орет как резаный если я ускоряю шаг, – боится, что его бросят, это его самая сильная и устойчивая фобия. Не понимает осознанно (эмоционально только) смысла слов: мама, ребенок, доча, сыночка. Тетю Таню ее дети зовут мама, и Данька тоже к ней так обращается. Та же история и с тетей Надей, то есть мама – это должность такая…Показываю на фото, где я с маленькой дочкой на руках, (там она ребенок ползунках) – это я и моя доча. - А доча – это мальчик или девочка? Даня, - доча это девочка, а сына – это мальчик. Ребенок может быть или доча или сына, а доча – это всегда девочка, а сына – это всегда мальчик. Спустя некоторое время я познакомила его со своей дочерью, он сделал вывод, что доча – это не ребенок, ребенок это только сына. В общем он прав, моя 26-летняя дочь ребенком не выглядит. Дальше он заявил: «У каждой мамы должен быть только один ребенок, понятно сын». - Как это, почему это, Даня? Вот у тети Ани… Потому что много детей в любовь не влезет!- решительно оборвал меня Даня. Я не нашла что ответить и стала долго думать и искать аргументы. И вот наконец придумала что я ему скажу: « А вот если у ребенка есть и мама и папа, и бабушка и дедушка и братик там или сестра, он же всех любит, значит все они влезут в одну его любовь….». Но он запротестовал сразу как услышал про папу и бабушку, до сестер и братьев разговор вообще не дошел: «Нее-ет, не-ет, это так не честно! Должны быть только сыночка и мама, и все!». Ну вот ведь, все правильно, единственно знакомая ему модель семьи… Полгода спустя он стал просить «выродить» ему папу. Не может пересказать события дня. Я спрашиваю: «Данилка, что сегодня было, что мы с тобой делали, куда ходили?», и жду от него ответа типа: « Сначала мы купались в озере, а потом ходили в гости к тете Наде». Но он либо не понимает, чего я от него хочу, либо в его памяти ничего не остается. Во всяком случае, он отвечает: не знаю, не помню, а если я настаиваю, то начинает плакать. При этом ребенок иногда упоминает события, удаленные от настоящего момента больше чем на год. Это очень похоже на склеротические проявления у старых людей, те прекрасно помнят, что было двадцать лет назад и не помнят, что было вчера. Эта странность его памяти заставила меня внимательно перечитать диагнозы из его карточки: системные нарушения, дисфункции и задержки. Как-то мы вернулись с пляжа, я усадила его к себе на колени, закрыла его глаза руками, и стала называть: « Вода, песок, солнце…», он продолжил: «Корабль, волна, птички, собака, камешек, арбуз, ножик …». Он вспомнил все что видел сегодня, но рассказал об этом не используя глаголы и времена. Не понимает пока смысла денег, не понимает, что при покупке происходит обмен денег на товар. Даю ему монетку на Чупа-Чупс, он говорит продавцу спасибо, берет Чупа-Чупс и собирается уходить, в одной руке зажав покупку, а в другой монетку. Играет как трехлетний ребенок - долго пересыпает песок и смотрит за движением сыпучей массы, носит воду в решете, с удивлением обнаруживая, что вода выливается через дырочки, закрывает стаканчиком фонтан - изучая сопротивление воды, пытается набрать воду в стакан из вертикально бьющей струи, долго пытается.
Ездили с приютом и волонтерами на природу. ....У Данилки срыв какой-то произошел после поездки. Он сразу, как только вошли в автобус, как будто окунувшись в определенную среду, вспомнил все свои поведенческие реакции, связанные с ней. Если коротко сказать - моментально "отвязался". В поездке несколько раз дергал руку, грубил, извинялся, потом снова грубил. Дома то же. Вечером поссорились. Ночью он разговаривал во сне, под утро описался. Сегодня я в тяжелых раздумьях, - как будто все опять сначала. Мы долго гуляли по парку, собирали листья, грубит-извиняется-плачет, заикается сильнее обычного, тупит, перевела отношения с теплых семейных на сдержанно-спокойные, чтобы не срываться самой. Сейчас уснул. В прошлый раз после целого дня в приюте такого не было, хотя тоже были моменты "отката назад". Завтра к вам на целый день. Ох....Насчет усталости от поездки - он первое время после приюта сильно уставал от впечатлений, и видно было, когда силенки кончались, а теперь привык везде со мной таскаться, так что не усталость это. Переживает он стресс не от воспоминаний, а от нашей с ним ссоры. А ссора является моей реакцией на его поведение, которое он не может осознать и контролировать, а я не могу оставить без внимания. В общем, я думаю, что когда жесткая необходимость обращаться в центр отпадет, тогда лучше будет не окунать его больше в это общение, я тебе это не как работнику центра говорю, а как профессиональному психологу. Валентина: Ну, слава Богу, я рада. Когда вам первый день в садик?
Я: В понедельник на рентген, потом во вторник со снимком к фтизиатру, если она дает допуск, то в среду на участок за заключением, а дальше я не знаю, поди квитанцию оплатить и можно будет идти.
Женя: После садика тоже может быть непривычное поведение, не обязательно в первый день посещения. Считай, первые два месяца будет идти адаптация...Ох, я это предполагаю, и готовлюсь к разным поворотам, начиная от проблем с Данилкой в общении, до того, что он будет явно выделяться из детей и не в лучшую сторону. Мы с ним подошли на прогулке к его будущей группе - познакомиться, так один мальчик, услышав от Данилки три слова, заметил, что тот говорит плохо. Тот мальчик отметил , что Данила говорит плохо, а не плохое… Да воспитатели уж обязательно будут в курсе, это понятно. Кроме того, слово «приют» у Даньки очень в ходу, часто его поминает по разным поводам. Так что, видимо, это шило в мешке не утаишь, ага. )) Я иногда сталкиваюсь с тем, что родители домашних детей всячески сочувствуя делу взятия детей в семьи, не очень-то рады общению такого ребенка с их собственными детьми. Бы бы у меня вот тут вот были крылышки (показывает где), я бы полетел на небо и спросил бы у Боженьки, сейчас зима или не зима? - Такими вопросами Боженьку не беспокоят Даня, а смотрят на календарь.- А Боженька, он добрый или злой?- Ну, кого-то он любит, кого-то нет. - А меня Боженька любит, доверительно сообщил Даня. - Да? Это хорошо. А про себя подумала, ох как же тебе досталось с самого начала...- И я его люблю, серьезно сказал ребенок. А потом, наклонив голову, лукаво добавил: Я всех боженек люблю!
Той же природы и его заикание: он хочет мне что-то сказать, я жду, я вся - внимание, а он не знает, что он хочет сказать, он просто хочет чтобы я его слушала. Одна из его любимых шуток: очень громко сказать в обществе, хорошо если при этом все сидят за столом, А я хочу какать!
Я его тихонько поправляла, объясняла, разъясняла, мы с ним пару раз договаривались, что он будет помнить что так делать не надо, но он "забывает" и по выбранным моментам и по веселой физиономии, я понимаю, что это нарочно. Пару раз он так сделал при покупателях, я решилась с этим покончить. 1)Лишила обещанного винограда.
2) Предложила ему теперь обойти всех в магазине, и каждому все громко повторить, вот весело-то будет! Он, конечно, рассердился, и стал кричать, что он так не любит говорить! Потом эту шарманку я заводила еще несколько раз, и он уже прямо не знал, как выпутаться.
Посмотрим, подействует ли. Но уж наверняка попробует применить мое оружие против меня же. Есть вещи, которых он боится больше всего, я никогда этим не пользуюсь в качестве давления на него или наказания, но время никак не уменьшает его тревогу. Ну, я его не ругаю когда он чавкает, или громко отрыгивает, или зевает с голосом, или за привычку очень громко говорить - мягко поправляю, но тут это его шутка такая, прикол, тут разница видна. Кстати, чавкать уже перестал. Дней через десять в аналогичной ситуации на работе подошел ко мне и негромко сказал (как бы пародируя меня), - «Знаешь, есть одна проблемка…Я хочу какать!». Три года... надеюсь, при его молодом возрасте это произойдет ну хоть немого быстрее. Ну да, ну да, умом понимаю, но иногда хочется спрятаться в шкаф. Посмотрел мультфильм "Бемби". То место, где Бемби бегает и зовет: «Мама, мама!», вызвало реакцию узнавания, сочувствия, сопереживания, и растревожило его так, что он стал сопровождать меня даже до кухни, бумажку выкинуть. А то место, где пришел олень и сказал: «Твоя мама больше не придет», он смотрит бесконечно и повторяет эти слова как эхо. Мы потом рисовали это, он стал просить называть себя Главным Оленем. А я этот мультик раньше никогда не видела, и не знала, что там. А потом он стал просить посмотреть именно его, и там есть много хорошего, доброго и веселого, и это ему тоже нравится. Например - диалоги Топотуна и Бемби, в общем, для него это своеобразные уроки общения со сверстниками. Постепенно он перестал реагировать так остро на эпизод с гибелью мамы. А я иногда привожу в пример отношения Бемби и Топотуна с их мамами, и это для него очень убедительные примеры.... Сегодня записала на диктофон пересказ Данькой рассказа Толстого - Филипок. Он его выделил из всех, и просил перечитать еще и еще. А потом взял книжку и, положив ладошку на лист, пересказал очень близко к тексту, тормозя только на незнакомых ему словах – «поденная работа», «постреленок». Он так легко пересказал ее, потому, что все чувства и события, пережитые Филипком, были ему знакомы и пережиты им. Когда же он пытался пересказать мне мультик" Маша и медведь», это было совершенно бессвязно и бессмысленно, слова были не связаны не смыслом и даже не падежами. Я задала пару вопросов, он спутался и разозлился, что я не понимаю его. Любит слушать стихи и ритмичную музыку. Сегодня я ему объяснила, что такое рифма и привела несколько примеров. Он стал донимать меня, вместо рифмы к слову подбирая бессмысленные дурашки с похожим окончанием. Я никак не могла объяснить ему, что оба слова в рифме должны нести смысловую нагрузку. Обижался, сердился на меня, как обычно, пока не попал случайно. Понял, успокоился. Моя мама называет его дурачком. Не ласково и не в шутку. Насчет мамы советдля меня звучит примерно так: выходя на улицу, постарайся не прыгать с восьмого этажа, а сойди по лестнице... Она делает это со злом и нарочно. Вернее… я готовила себя к роли патронатного воспитателя, а она нет, и она многие естественные для ребенка в его положении проявления, воспринимает как неизбывные пороки. Объяснять что-то нереально, через ее многолетнюю уверенность в своей правоте мне не продраться. Разрешение врача в садик получим в четверг, при хорошем стечении обстоятельств....Когда же он пойдет в сад, встанет еще одна проблема - у меня рабочий день до восьми, а садик до шести. Куда девать два вечерних часа, или как отлучиться с работы, чтобы забрать его вечером из садика, и привезти к себе на работу? Вечером я приготовила нам с Данькой вкуснющий салат из бананов, апельсинки и персика. Сначала он ел с удовольствием, а как наелся, то заявил что ему невкусно. Я забрала тарелку со словами: Ну раз это невкусно, то я это заберу. Он разозлился и стукнул по столу баночкой с чаем, а я взяла эту баночку и стукнула еще сильнее. Он заревел. Я его успокоила и мы договорились, что если ему невкусно, то я его за это не ругаю, но еду заберу. Потом я его искупала и почитала сказку, все было мирно. А ночью Данилка снова описался, причем аж два раза. Недавно вечером, ругая его за упрямство и непослушание, я догадалась ему строго сказать, что сейчас нужно меня послушаться, перестать скандалить и лечь спать, а завтра все снова будет хорошо. И он спросил сквозь слезы: а завтра все снова будет хорошо? И слезы поутихли, и упрямство прекратилось, и он успокоился, и утром проснулся сухим.Подумать только, какое напряжение - каждый раз поступая плохо, бояться последствий, но не уметь поступать хорошо…...Данила - мальчик не расторможенный а скорее, заторможенный, и для нас обоих разница в темпераментах бывает испытанием. Ищем грибы в лесу, я иду гораздо медленнее чем могла бы, а он гораздо быстрее чем хотел бы. Маа-ам, а давай сядем на пенек, и будем ждать когда грибы вырастут!....Про паштет с копченостями: Ты мне сыру положи и помидорку, а капчу не надо. А что это? Ну, паштель такая. Демонстрирует ассоциативное мышление: «А этот кот полосатый из мультика про Кешу, похож на хлеб!». Удава из «38 попугаев» назвал бабушкой с большим хвостом. Демонстрирует конструктивное мышление: Я поливаю из бутылки, а он моет под струйкой руки. Решил: Я сам! А как ты управишься, Дань? Ведь или мыть, или поливать. Бы бы у меня были четыре ручки, я бы двумя поливал а двумя мыл, а потом наоборот!... Собираемся позавтракать. Себе беру тарелку побольше, ему поменьше, а творога кладу примерно одинаково. А-а! А почему ты мне всегда даешь маленькую тарелку? Отложила от своей порции ему добавку. А так, говорю, нормально? Не--ет! (возмущенно). Тогда я поменяла тарелки, ему дала побольше, себе взяла поменьше, но у него в тарелке оказалась совсем маленькая порция. Так, спрашиваю, тебе нравится? Да!Тогда я убрала с его тарелки почти все - осталось только то, что к стенкам прилипло. А так, тоже нравится? Э-э, не-ет! Чо ты мне так положила? Так вот, говорю, выходит, дело не в тарелке. Понял? Недовольное сопение. Через некоторое время я поняла, что дело все-таки в тарелке, ну нравятся ему большие! Да и пусть, мне ведь не жалко…. Вчера он меня вывел, я вещи по углам швыряла и задраконила его. Ну не то чтоб побила, но дернула грубовато. Самое плохое, что он как бы рад этому. Для него тактильный контакт, так необходимый и желанный каждому ребенку и не только ребенку - это удар, ну так привык, таков предыдущий жизненный опыт, и он не совсем в своей тарелке от тихой спокойной ласки, ему надо или беситься, или тискаться и щекотаться. Или чтоб удар, тогда он орет коротко, потом быстро успокаивается и становится послушный, спокойный и довольный. Настоящее страшное наказание для него - это когда я ускоряю шаг, и он за мной начинает не успевать, или ему кажется, что он не будет успевать. Он тогда орет страшно, дико, как резаный, я это не применяю сознательно...Ну вот, сегодня наконец, получила карту и отнесла ее старшей медсестре. На след неделе, надеюсь, будем уже ходить в садик....Смотрели – «Трое из Простоквашино» и «Вовка в тридевятом царстве». Нравится, но не может пересказать их смысл. Незнакомы слова: царь, тридевятое царство, Василиса Премудрая, невод, корыто, почтальон и конечно, многие другие, я пишу о тех, про которые выяснила, что они непонятны.
Если подвести некоторые промежуточные итоги, то можно отметить следующее, при этом укажу то, что далось не само собой, а с трудом, и иногда со слезами: 1) Научился вешать куртку на плечики.
2) Застегивать молнию 3) Сверять результаты одевания с зеркалом
4) Выговаривать звук "Л" с твердой гласной и перед согласной.
5) Ходить на расстояния дальше, чем полквартала.
6) Бегать на расстояние примерно 100 метров. 7)Качаться на качелях
8. Рисовать на листе бумаги круг, обводя карандашом круглую формочку. 9) Разрезать ножницами лист бумаги по начерченной прямой (достаточно ровно). 10) Вырезать ножницами из бумаги круг (немного с зубчиками пока). 11) Не путать понятия: спускаться-подниматься, вверх-вниз. 12) Не плакать в ответ на вопрос, требующий любых умственных усилий. Мытье посуды, пола и запоминание стихов прошло без усилий и напряжения. Уяснил, что такое тени и отражения. Даже понял связь между тем куда ложится тень, и положением источника света. Река и озеро. Знает теперь, чем они отличаются, показывает где Волга и где Ока. Дочь сегодня мне дала очень дельный совет: а ты пишет, обращайся с ним, как с лошадью, чтобы от тебя исходила спокойная уверенность. Я вспомнила как это, когда к лошади подходишь, и сегодня был один ноль в мою пользу - из конфликтной ситуации вышли быстро и мирно.Правда человек (ребенок) не лошадь, ему еще и логика нужна...- Я сичас яблоко откусил, а оно прямо как груша похожее... Я так подумал. Правильно подумал, это сорт грушовка. Дань, а груша вкуснее яблока? Да, вкуснее. А арбуз вкуснее груши? Да. А апельсинка вкуснее арбуза? Да. А что вкуснее апельсинки? Яблоко. Наши с ним диалоги часто упираются в похожие на этот смысловые тупики, при этом меня не покидает ощущение, что имеет место быть отработанный прием и смысл ответа - отстань! закрепленная негативная реакция на тестирование любой направленности. И наоборот. Раз взрослые задают вопросы мне из праздного любопытства, непонятно зачем, а ведь они большие и умные, то я тоже буду делать как большой и умный. И он, показывая на ложку, спрашивает меня, а это ложка? Я поначалу наивно и терпеливо отвечала - да, ложка, да вилка. Вечер. Данька наблюдает, как я стелю постель. «А что ты делаешь?», спрашивает. Я молчу, поскольку такие вопросы начали уже меня раздражать. И вдруг, неожиданно: «А-а, бананы ешь». Упс.
Собираем машинку из конструктора «Лего». Все нужные детали имеют определенный цвет и четко обозначены на картинке. Ищет деталь желтого цвета и заданного размера в пестрой кучке разнокалиберных деталей. Помогаю, даю подсказки, жду. Потом понимаю, что он ее нарочно не находит, деталь довольно крупная, цвет броский и лежит в центре. Да и по другим признакам вижу – валяет дурака, ему нравится мое терпение и он испытывает его границы, чувствуя себя ведущим в увлекательной игре.Данил, а ведь ты нарочно не видишь эту деталь, правда? Ну да, наверное. Данил, так ведь мне сейчас уже становится скучно тебя ждать, я лучше встану и пойду пить чай, а конструктор уберем, если тебе самому это не надо. И ребятам в садике тоже будет скучно ждать, и они пойдут играть в другую игру, вот и все! Не-ет, я так не хочу! Топает ногой и кричит. Ну так собирай уже. А я так не хочу, чтобы ты меня не ждала! (Опять кричит и топает) Ты же хочешь не только со мной всегда играть, а и с ребятишками тоже? Тогда им тоже должно быть интересно с тобой играть!Эту машинку мы общими усилиями собрали. Через несколько дней попробовав собрать с Данилкой другой конструктор - попроще, поняла, что хотела от ребенка слишком многого, «Лего» для него сложный. А сегодня ездили менять старый медполис на новый, то есть поехали по месту его прописки, нашли их ЖЭУ чтобы взять там справку о прописке, и пойти потом с этой справкой в их поликлиннику. А Данила узнал места, по которым мы шли! Мы говорит, вот тут ЖИВЕМ с мамой. Живем, не жили, а живем.
Мое смятение вызвано не ревностью к Данилкиной памяти, а жалостью к нему! Он с некоторого времени стал часто упоминать маму Ларису, узнавая похожие бытовые мелочи. Когда я еще жил с другой мамой... Гренки мама Лариса ему тоже жарила, дырка у них на пододеяльнике тоже была, молоко холодное пил из пакета... Он ел сегодня гречневую кашу с молоком и с сахаром, как мама ему готовила. Я не препятствую таким воспоминаниям - они меня откровенно радуют, свидетельствуя о возможностях его памяти и эмоциональной восприимчивости, помогают лучше его узнать, избежав неосторожных расспросов. . А вот мама говорила: когда извиняешься, становись на коленочки…. Такое тоже вспоминает Данька... Я не выпытываю подробности, но задаю уточняющий вопрос. Он иногда присочиняет, наверное невольно, соединяя настоящее и прошлое. Постепенно я поняла, насколько его представления о роли матери далеки от тех, которые считаются нормальными. Я нарочно не говорю – от нормальных, потому как с тех пор как я стала общаться с Даней, я вынужденно стала абстрагироваться от понятия норма, слишком затратно для психики все время сравнивать с ней нашу с ним реальность. Вообще, у него в этом смысле в голове полная каша: кто есть мама, кого ею называть, и чего от нее можно ждать, То есть он помнит, что мама у него - Лариса, а теперь он называет мамой меня, почему это, он не понимает до конца, ну видимо так у нас, у взрослых, положено. А недавно Данилка заявил следующее: Сначала меня родила другая мама, ну мама Лариса, ну я тебе же говорил, а потом ты меня родила, а еще мама Лариса меня сначала отдала в другой приют, а потом я в нашем приюте был. Он действительно сначала жил в приюте «Кораблики», удивительна память этого человечка, ведь ему было тогда едва четыре года....Как-то я спросила, хотел бы он к маме Ларисе, скучает ли он по ней? Ответил, что не скучает, думаю, что ответил искренне. Потом добавил: « Я думаю, что она уже взяла себе другого сыночка». То есть не родила себе сыночка, а взяла! То есть надо полагать, в его сознании мамы - существа ветреные и своевольные, запросто могут сходить в приют как в магазин, сдать одного ребенка и выбрать себе другого. В эти представления внесли свою лепту наши с ним объяснения о том, как он у меня появился: «У тебя была только дочка, и не было сыночки, и ты пошла в приют и взяла меня!». Сегодня утром уронил на пол немного тертой морковки с яблоком. Я сказала - это надо убрать, и с этого момента утро нахмурилось. Закрылся, озлобился, налился упрямством и слезами. Это часто так бывает, посреди "все хорошо", неожиданное и непонятно как устраняемое препятствие. Ты не хочешь убирать, потому, что ребята в приюте стали бы смеяться? Да (наконец-то, мне удалось получить ответ). Но ты же дома, здесь же нет ребят! А когда ты там ронял на пол еду, ты убирал за собой? Бы бы я уронил, мне бы сказали убрать. И ты бы убрал? Да, патамучто меня ребята старшие будут бить.
Данил, и я бывает, роняю что-то на пол, и все роняют, просто нужно убрать за собой и все, и это правильно. Уберешь? Не. А если я сейчас за тобой уберу, это будет хорошо? И тут он встал, и с совершенно несчастным видом убрал за собой. Видимо, этот последний вопрос оказал давление на него, содержал неясную угрозу - он ведь не знает, чего от меня можно ожидать. У лисы - лисенок, у волчицы - волчонок, у зайчихи - зайчонок, у козы - козленок, у слонихи - слоненок...Ма-ам, а у журава кто? Дань, а кто такой «журав»? У которого шея длинная. А он летает или бегает? Бегает. Ну тогда это жираф. Слушай, не знаю, как у него детеныш называется... надо будет спросить у знающих людей.
Маам, а я знаю – журафлик! «Коверкаться»– плохо себя вести, нечто среднее между кувыркаться и кривляться. «Кепуч» - кетчуп.
Есть у него такая шутка - эй, ты чего делаешь, я сейчас милицию вызову! Чаще всего она звучит в ситуации, когда я его хватаю потискать и пожулькать, а он делает вид, что это ему типа не нравится. Хотя может и не нравится, кто его знает. Во всяком случае, ласковые нежности отменил, только борьба, щекоталки, убегалки-хваталки и бесенье. А чего это ты Данька, всегда меня пугаешь милицией? Это типа шутка такая смешная, или ты меня пугаешь тем, чего сам боишься? Да, я боюсь. А че ты ее боишься? А патаушто там все злые.
Это тебя мама научила, милиции бояться? Ага. А еще мне в приюте ребята так говорили, что милицию вызовут. Ага, думаю про себя, выяснили, чего ты больше всего боишься, тем и пугали. Не бойся Даня, тебя туда не заберут - ты еще маленький. Нет, я не маленький, я большой! Видишь, у тебя ручка какая маленькая, меньше моей, с такими ручками в милицию не забирают. Ну сам подумай, за что бы тебя милицию забрали бы? Ну если сваваруть... Че? Сваваруть..
Ба.. Своровать что-ли? Ну да. А че ты можешь своровать например?
Ну, стол. И куда ты его потащишь? Не знаю. Смеется. Дополняю список того, чему научился: Прежде чем переходить дорогу, дожидаться зеленого сигнала пешехода и красного - машинам! Идти вдоль дороги с той от меня стороны, которая дальше от машин. Отпускать меня от себя примерно на пятьдесят метров, чтобы дать мне возможность совершить пробежку и потом вернуться к нему.....Данилка - типичный аудиал, или под влиянием условий жизни формируется как аудиал. Он очень много говорит и говорил с самого начала нашего знакомства, говорит даже тогда когда устал, хочет спать и ноги заплетаются, язык у него отключается самым последним. Он применяет много разных слов и даже различных речевых оборотов, часто не понимая их смысл и искажая произнесение, просто копируя со слуха. При том, что он малоподвижен и в развитии мелкой моторики у него сильная задержка - ощущение такое, что он всю свою энергию направляет на обмен звуками с внешней средой. Любит слушать стихи, сказки, на ночь просит колыбельную, под которую кстати не засыпает, а слушает как концерт на бис. Мне иногда кажется, что ему можно попробовать Блока и Маяковского на ночь читать, тоже будет доволен. Ритм улавливает, ритм. Попробовала читать сказки Пушкина - удивительный усыпляющий эффект, еще бы, сказочные слова непонятны, а стихотворный ритм безупречен, короткую сказку о попе и его работнике дочитывала под Данькино мерное сопение. Но регулярно использовать Пушкина как снотворное не получилось, ибо Даня предпочел других авторов - ему надо чтобы с ним подольше посидели, да побольше внимания уделили, а с Пушкиным, раз-два, да и сам не знаешь как уснешь. Мультики цитирует на память, точно передавая интонации героев. Стихи заучивает и рассказывает с голосовыми модуляциями, точно перенимая мои. При звуках музыки оживает, начинает приплясывать, и движения довольно пластичны. Пробую ставить ему музыку: звучит марш - а это военская музыка? звучит фортепиано - а это как в музыкальной школе музыка... Понравились русские плясовые, цыганочка, семь сорок, восточная музыка, Земфира! . Сегодня поставила ему Утесова, Налича, испанские песни и музыку из Амели. Явно понравился Налич... Приезжал в гости друг и подарил Даньке мяч. Хороший оказался подарок! И ловкость, и меткость и внимание можно потренировать. А самое главное - за мячом приходится бегать, и это оказалось реальной возможностью заставить такого, в общем-то инертного ребенка, активно двигаться. Наш мячик привлек внимание еще двоих мальчишек – четырехлетнего и шестилетнего, стало интереснее пасовать. Но тут Данька обхватил мяч руками и заявил – это мой мяч! Данил, говорю, когда мяч в игре, он общий. Через пять минут опять – а это мой мяч! Потом дома выяснила - он боялся, что мальчишки заберут его мяч себе домой. Заверила, что не заберут, что у них рядом стоят родители, которые уж точно им этого не позволят. Выслушал недоверчиво. А еще ревнует, когда я кому-то кроме него пасую мяч, разговариваю с кем-то кроме него, надувается от обиды и встает в стороне. Или ревом ревет, с мокрыми слезами и соплями. Другим детям это странно видеть в поведении мальчика его возраста, и они отходят, пожав плечами. Вообще, я с ним с утра до вечера вместе, я к нему привыкла, к его особенному поведению, и то что не такой как все начинаю понимать, когда общаюсь с чужими домашними детьми, они гораздо понятливее и адекватнее, даже те, которые заметно младше.
У него нет пока ни навыка, ни как следствие, особой тяги к общению с другими детьми. Он вроде бы стремится туда где много детей - охотно бежит на детскую площадку, но качается там на качелях час-полтора ни с кем не общаясь, или ходит руки в карманах, вокруг фонтана, и медитирует на брызги. Когда я его оставляю у подруги, или в игровой комнате торгового центра, или с бабушкой дома, сердце мое неспокойно. Когда он со мной - мне гораздо легче, но я не хочу быть для него незаменимым протезом, постоянным адаптером в отношениях с окружающим миром, поэтому с тревогой и надеждой жду эффекта от детского садика...Пошли в садик. Правда всего на час - погуляли на прогулке с нашей группой, и домой пошли, но перед этим волновались оба. Первое впечатление сами получили и о себе оставили. Воспитательница сказала - не видела его и не слышала, играл незаметно. Завтра придем на два часа - с восьми до десяти.

ИСТОРИЯ ОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ - 802927662908

Комментарии

Комментариев нет.