МОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ РАЗУМ.

В отеле ХАЯТ в Кёльне я полчаса лежала на мраморной плите в турецкой бане. Как известно: в Германии в бане принято находиться без купального костюма. Я так и не смогла до конца привыкнуть к немецким банным обычаям, хотя прожила в Восточной Германии три года, а в Западной два. В бане Я все равно стесняюсь и всегда закрываю глаза.
В Кёльнский Хамам иногда заходили люди, но мне их не было видно (мои глаза были закрыты). Я лежала голая на влажном камне и слышала голоса мужчин и женщин. Хамам в этом отеле устроен специфично, в нем есть подиум/мраморная плита находящаяся на возвышении в центре и скамьи из мрамора вокруг плиты. На плите можно лежать только одному человеку, человек там лежит, а все люди на скамьях на него смотрят.
Однажды я зашла в Хамам когда там никого не было. Я легла на плиту и закрыла глаза. А потом в хамам вошли люди, судя по голосам это были мужчины, они расположились вокруг моего подиума и....
Я попала в не простую ситуацию.
Что делать? Встать и уйти или продолжать лежать.
Я решила : буду лежать, пусть смотрят. Возможна я им не интересна.
У них тут другая ментальность и возможно их не интересуют голые женщины в бане. Но все равно лежать мне было тяжело. Надо было проявить волю.
Откуда-то я знала:
Благодаря наличию воли человек может совершать поступки, исходя из принципов.
А потом я подумала:
Если человек устанавливает для себя принцип, зависящий от какого-либо объекта желания, то такой принцип не может стать моральным законом, поскольку достижение такого объекта всегда зависит от эмпирических условий. Понятие счастья, личного или общего, всегда зависит от условий опыта. Только безусловный принцип, то есть не зависящий от всякого объекта желания, может иметь силу подлинного морального закона.
Таким образом : моральный закон может состоять лишь в законодательной форме принципа. Поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом.
Все очевидно: нравственный закон/абсолютный и гипотетический императив не зависящий от посторонних причин, единственно делает человека по-настоящему свободным. В то же время, для человека моральный закон есть императив, который повелевает категорически, поскольку человек имеет потребности и подвержен воздействию чувственных побуждений, а значит способен к максимам, противоречащим моральному закону. Императив означает отношение человеческой воли к этому закону как обязательность, то есть внутреннее разумное принуждение к нравственным поступкам. В этом заключается понятие долга. Человек, таким образом, должен стремиться в бесконечном прогрессе своих максим к идее нравственно совершенного закона. В этом состоит добродетель - высшее, чего может достичь конечный практический разум.
Мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем себя безусловными законами посредством своего разума, не нуждается ни в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнить.
Ведь то, что возникает не из него самого и его свободы, не может возместить его отсутствия моральности.
Когда я это всё себе сформулировала в своей голове... я открыла глаза.
Рядом со мной сидели не мужчины. Вокруг меня расселись и разлеглись в вольных позах голые : полные и худые женщины. Видимо звуки голосов отражалось от стен и купола и искажались .
Женские голоса здесь становятся похожими на мужские. А может полные и худые дамы были слишком брутальны и все как на подбор говорили низкими голосами. Я прислушалась. Точно. Это искажение. Понять о чем говорили дамы было нельзя. Я знаю шесть европейских языков (немецкий в том числе), но я не смогла разобрать ни слова. Тогда я опять закрыла глаза и решила ещё подумать о : КАТЕГОРИЧЕСКОМ ИМПЕРАТИВЕ.
НО У МЕНЯ НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ. Я ЛЕЖАЛА И ДУМАЛА О КАКИХ-ТО МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ВЕЩАХ.
А потом дамы ушли, а я осталась. Прошло совсем немного времени. В хамаме я лежу обычно полчаса, я чувствовала что время прошло ещё слишком мало. В Москве в спортклубе я через день лежу на лавке в хамам(подиума у нас нет) и хорошо научилась следить за временем.
Опять открылась дверь, (на меня подул ветерок) и в баню зашли люди. Я открыла глаза и их увидела. Никаких сомнений не было, в хамам зашли мужчины. Причём мужчины крупные, с бородами на лице и огромными животами. Они расселись вокруг моего подиума , а я закрыла глаза.
И о чудо. Мои мысли перестали путаться.
И теперь я могу буквально в трех предложениях сформулировать вам СВОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ :
ЧЕЛОВЕК должен поступать в жизни по правилам, которые имеют силу закона, как для него, так и для ДРУГИХ.
ЧЕЛОВЕК должен относиться к людям так, как хочет, чтобы они относились к НЕМУ.
ЧЕЛОВЕК не должен рассматривать другого человека как средство для извлечения личной ВЫГОДЫ.
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ ОЧЕНЬ НУЖЕН ЖЕНЩИНЕ.
НО ЕСЛИ МУЖЧИН РЯДОМ НЕТ... МЫСЛИ ЖЕНЩИНЫ ЧИСТЫ И НИКАКАЯ МОРАЛЬ ЕЙ НЕ НУЖНА.
Автор : Олена Кириллинко(клинический психолог).

МОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ РАЗУМ. - 967901633983

Комментарии