Доказательный подход в образовании — новое понятие, которое стало встречаться в мировой педагогике лишь в конце XX века.
Его суть сводится к тому, что любые изменения в системе образования или методах преподавания должны быть основаны на доказательной базе, а не на сложившихся традициях или единичном опыте. На иллюстрации к посту мы показали принцип доказательного подхода в образовании. Доказательная база добывается на основе теории, но в обязательном порядке проверяется экспериментальным путём. В результате обычный учитель может не проверять лично каждый из методов, а обратиться к исследованиям и использовать лишь те, которые работают лучше других. Среди таких исследований самыми объёмными являются две работы: 🔹 «Видимое обучение» Джона Хэтти — синтез результатов более 50 тысяч исследований с охватом более 86 миллионов школьников (работа переведена на русский язык); 🔹 «Инструктаж в классе» Роберта Марцано (мы не нашли перевода на русский). Согласно исследованию Марцано, есть десять методов обучения, которые работают значительно лучше, чем другие: 🔹 использование аналогий и сравнений; 🔹 выявление сходств и различий; 🔹 применение заметок и подведение итогов; 🔹 развитие мышления роста; 🔹 повторение и практика; 🔹 графические средства обучения и методы; 🔹 кооперативное обучение; 🔹 постановка целей; 🔹 обеспечение обратной связи (формирующие оценки); 🔹 проверка гипотез; 🔹 активизация предшествующих знаний; 🔹 организаторы развития. В то же время существуют и малоэффективные методы обучения. Согласно исследованию Джона Хэтти, к ним относятся: 🔹 группировка учащихся на основе интеллекта; 🔹 электронное обучение; 🔹 пассивные ассистенты (которые сидят рядом с учениками и помогают им на уроках). Важно знать, что нельзя применять доказательный подход в образовании слишком прямолинейно. Например, бесполезно перенимать образовательные практики у стран, где школьники демонстрируют наиболее высокие баллы в исследованиях PISA, TIMSS и PIRLS, если не учитывать культурные особенности разных регионов и другие внешние факторы. Доказательный подход в образовании требует вдумчивого использования. Однако научные исследования — хорошая основа для развития образования и обучения. Источники: theoryandpractice.ru , disshelp.ru , wikipedia.org #самообразование_просвещение
Группа компаний «Просвещение»
Доказательный подход в образовании — новое понятие, которое стало встречаться в мировой педагогике лишь в конце XX века.
Его суть сводится к тому, что любые изменения в системе образования или методах преподавания должны быть основаны на доказательной базе, а не на сложившихся традициях или единичном опыте.
На иллюстрации к посту мы показали принцип доказательного подхода в образовании. Доказательная база добывается на основе теории, но в обязательном порядке проверяется экспериментальным путём. В результате обычный учитель может не проверять лично каждый из методов, а обратиться к исследованиям и использовать лишь те, которые работают лучше других.
Среди таких исследований самыми объёмными являются две работы:
🔹 «Видимое обучение» Джона Хэтти — синтез результатов более 50 тысяч исследований с охватом более 86 миллионов школьников (работа переведена на русский язык);
🔹 «Инструктаж в классе» Роберта Марцано (мы не нашли перевода на русский).
Согласно исследованию Марцано, есть десять методов обучения, которые работают значительно лучше, чем другие:
🔹 использование аналогий и сравнений;
🔹 выявление сходств и различий;
🔹 применение заметок и подведение итогов;
🔹 развитие мышления роста;
🔹 повторение и практика;
🔹 графические средства обучения и методы;
🔹 кооперативное обучение;
🔹 постановка целей;
🔹 обеспечение обратной связи (формирующие оценки);
🔹 проверка гипотез;
🔹 активизация предшествующих знаний;
🔹 организаторы развития.
В то же время существуют и малоэффективные методы обучения. Согласно исследованию Джона Хэтти, к ним относятся:
🔹 группировка учащихся на основе интеллекта;
🔹 электронное обучение;
🔹 пассивные ассистенты (которые сидят рядом с учениками и помогают им на уроках).
Важно знать, что нельзя применять доказательный подход в образовании слишком прямолинейно. Например, бесполезно перенимать образовательные практики у стран, где школьники демонстрируют наиболее высокие баллы в исследованиях PISA, TIMSS и PIRLS, если не учитывать культурные особенности разных регионов и другие внешние факторы.
Доказательный подход в образовании требует вдумчивого использования. Однако научные исследования — хорошая основа для развития образования и обучения.
Источники: theoryandpractice.ru , disshelp.ru , wikipedia.org #самообразование_просвещение