А.П. Окладников Обнаруженные в 1927, 1941 и 1943 годах палеолитические памятники Ленского края являются самыми северными из известных сейчас памятников этого рода. Они показывают, что уже в конце ледниковой эпохи палеолитические охотники, современники мамонта, впервые проникают на Лену. В это время на территории Восточной Сибири была распространена своеобразная культура арктического типа, по своим признакам сходная с позднейшей этнографической культурой приморских зверобоев Крайнего Севера – осёдлых чукчей, коряков и эскимосов. Таковы: а) осёдлый охотничий уклад, прочные полуподземные жилища и постоянные посёлки в наиболее удобных для охоты местах; б) своеобразная строительная техника с широким применением костей мамонта и носорога вместо дерева; в) «глухая» арктическая одежда; г) богатая резьба по кости, связанная с изобилием бивней мамонта, и оригинальное реалистическое искусство, памятником которого на Лене является единственное в своём роде для Азии изображение дикой лошади; д) древний матриархально-родовой уклад, отражением которого в религии является культ женских духов – «владычиц». Эта древняя культура Северной Азии, к которой относится и раннее палеолитическое поселение на Лене, обнаруживает генетическую связь с ориньяко-солютрейской и ранне-мадленской культурой Европейской России, откуда, очевидно, в конце ледниковой эпохи и распространились её носители. Немного позже в жизни древнейшего населения Якутии и других районов Сибири происходят перемены. С исчезновением мамонта и носорога полуосёдлая культура арктических охотников сменяется новой, с лёгкими временными жилищами, новыми типами каменных и костяных орудий, иным – более подвижным образом жизни. В результате обособленного существования и связей с племенами Дальнего Востока оформляется новый антропологический тип – монголоидный. Племена Сибири, монголоиды, распространяются на север по пустынным областям Западной Сибири, по направлению к западу. *** На следующем культурно-историческом этапе (время полированных орудий, керамики, лука и стрел) в соответствии с разнообразными местными условиями в Сибири определяется шесть больших культурно-исторических областей. В это время, около II-III тысячелетия до н.э. неолитические племена, потомки палеолитических обитателей Якутии, завершают первичное освоение её территории, расселяясь вплоть до берегов Ледовитого океана на севере и до Колымы на востоке. Тогда же здесь выделяются две самостоятельные культурные области. Первая – южная, на территории современных скотоводческих районов Якутии, население которой жило в более или менее постоянных (сезонных) поселках вблизи устьев рек и озёр; занималось первоначально главным образом охотой, а впоследствии – преимущественно рыбной ловлей и, отчасти, у Олёкминска, – скотоводством (разведение рогатого скота). Культура региона обнаруживает много оригинального в формах каменных орудий, типах керамики, в области искусства и верований. Памятниками последних являются росписи на скалах, характер которых связан с первобытным конкретно-образным мышлением и религиозными воззрениями лесных охотников неолита на ступени зрелого материнского рода. В центре писаниц – образ лося, отражающий своеобразные космогонические представления («лось – вселенная», «лось – небо», «лось – преисподняя»), культ женского зооморфного божества – тотема («бугады» эвенков) и охотничью магию. Вторая, субарктическая, культура принадлежала бродячим звероловам лесотундры и тундры Крайнего Севера, связанным не только с югом, но и с западом – до Прибалтики. В конце II тыс. до н.э. в Якутии появляются изделия из металла и распространяется искусство его обработки – меди и бронзы, заимствованное от соседей Прибайкалья – «глазковцев». Впервые на Севере появились только единичные и небольшие изделия из металла (иглы, шилья, простейшие украшения), и культура их, в общем, имела ещё неолитический характер. Около начала I тыс. до н.э. в Якутии появляется превосходное медно-бронзовое вооружение (мечи, наконечники копий) и такие же орудия труда (кельты). Местная металлургия меди и бронзы, опиравшаяся, повидимому, на собственные месторождения меди (Алдан, средняя Лена, верховья Вилюя) и олова (Верхоянье), достигает значительного совершенства. Происходят важные сдвиги в общественном строе: материнский род уступает место отцовскому. Возрастают связи с другими странами, особенно ранне-династическим Китаем, отчасти – степными племенами Азии. В субарктической области не прекращаются старые связи с арктическими районами Европы, о чём свидетельствует сходство находок из Оленеостровского могильника на Кольском заливе с нижнеленскими. *** В противоположность прежним взглядам, установлено, что железо довольно рано, около начала нашей эры, распространяется из Прибайкалья в Якутию. Хотя быт местного населения остаётся в I тыс. н.э. в основе прежним, в его культуре отмечаются сдвиги. Есть предположение, что резкие изменения в стиле писаниц объясняются вызреванием своеобразной ранне-идеографической письменности, осколком которой может быть загадочная юкагирская письменность XIX века. Переломным событием в истории Якутии является проникновение на север южных скотоводческих групп, в результате взаимодействия которых с аборигенами, возникла современный якутский народ. Наследием этих южных тюрко- и монголоязычных переселенцев в культуре саха являются следы знакомства с южной фауной (лев, тигр или барс, кулан), степного скотоводческого быта и земледельческого хозяйства, связей со странами Востока, сравнительно развитого классового строя, письменности; богатый эпос, искусство и религия саха. Ближайшим к Якутии очагом древнетюркской культуры было курыканское Прибайкалье I тыс. н.э. Культура древних курыканов (гулиганей китайских источников), возникшая, по-видимому, в результате вовлечения охотничье-рыболовецкой периферии гуннского общества в процессе образования древнейшей кочевнической государственности, около X века н.э. распространяется на север; следы её влияния прослеживаются почти вплоть до современного Якутска (надпись рунического типа у дер. Петровской). Распространение южной скотоводческой культуры связано, несомненно, с расселением отдельных и неоднородных групп пришлого населения (хоро, туматы, ураанхайцы, сахалары, сартолы якутского фольклора), большая часть которых была, вероятно, потомками курыканов. Этот процесс был усилен событиями 30-х годов XI века и передвижениями племен современной Монголии – уходом племени кун и приходом на его место монголов, достигших в это время верховьев Лены. Последняя и более значительная волна с юга имела место в XV – начале XVI века, когда обитавшие в Прибайкалье (а ранее – к западу от Байкала) предки якутов – сахалары (потомки Эллея) под предводительством тойона Баджея покинули гору Кюбюлюр у Качуга и ушли вниз по Лене. В результате ассимиляции аборигенов (жители восточных улусов, часть племени нам, вилюйчан и т.д.) и взаимодействия с ними на средней Лене возникает новое этническое целое – якутская народность. При внуке Баджея, сыне Мунньана, знаменитом герое якутских легенд Тыгыне, происходят новые события. Изжившие себя древние родоплеменные связи приходят в упадок. Несмотря на энергичную борьбу Тыгына с непокорными родами и временный успех, ему не удается удержать их в рамках старого племенного объединения. Ещё при жизни Тыгына в конце этого времени, в «век кровопролитий», «кыргыс саната», на Лене появляются русские: на Севере начинается время писаной истории и новый, во всех отношениях переломный этап исторического прошлого.
Лига Тюркских Народов ( ЛТН )
:Каныбек Азимов
Очерки по истории Якутии
А.П. Окладников
Обнаруженные в 1927, 1941 и 1943 годах палеолитические памятники Ленского края являются самыми северными из известных сейчас памятников этого рода. Они показывают, что уже в конце ледниковой эпохи палеолитические охотники, современники мамонта, впервые проникают на Лену. В это время на территории Восточной Сибири была распространена своеобразная культура арктического типа, по своим признакам сходная с позднейшей этнографической культурой приморских зверобоев Крайнего Севера – осёдлых чукчей, коряков и эскимосов. Таковы:
а) осёдлый охотничий уклад, прочные полуподземные жилища и постоянные посёлки в наиболее удобных для охоты местах;
б) своеобразная строительная техника с широким применением костей мамонта и носорога вместо дерева;
в) «глухая» арктическая одежда;
г) богатая резьба по кости, связанная с изобилием бивней мамонта, и оригинальное реалистическое искусство, памятником которого на Лене является единственное в своём роде для Азии изображение дикой лошади;
д) древний матриархально-родовой уклад, отражением которого в религии является культ женских духов – «владычиц».
Эта древняя культура Северной Азии, к которой относится и раннее палеолитическое поселение на Лене, обнаруживает генетическую связь с ориньяко-солютрейской и ранне-мадленской культурой Европейской России, откуда, очевидно, в конце ледниковой эпохи и распространились её носители. Немного позже в жизни древнейшего населения Якутии и других районов Сибири происходят перемены. С исчезновением мамонта и носорога полуосёдлая культура арктических охотников сменяется новой, с лёгкими временными жилищами, новыми типами каменных и костяных орудий, иным – более подвижным образом жизни. В результате обособленного существования и связей с племенами Дальнего Востока оформляется новый антропологический тип – монголоидный. Племена Сибири, монголоиды, распространяются на север по пустынным областям Западной Сибири, по направлению к западу.
***
На следующем культурно-историческом этапе (время полированных орудий, керамики, лука и стрел) в соответствии с разнообразными местными условиями в Сибири определяется шесть больших культурно-исторических областей. В это время, около II-III тысячелетия до н.э. неолитические племена, потомки палеолитических обитателей Якутии, завершают первичное освоение её территории, расселяясь вплоть до берегов Ледовитого океана на севере и до Колымы на востоке. Тогда же здесь выделяются две самостоятельные культурные области. Первая – южная, на территории современных скотоводческих районов Якутии, население которой жило в более или менее постоянных (сезонных) поселках вблизи устьев рек и озёр; занималось первоначально главным образом охотой, а впоследствии – преимущественно рыбной ловлей и, отчасти, у Олёкминска, – скотоводством (разведение рогатого скота).
Культура региона обнаруживает много оригинального в формах каменных орудий, типах керамики, в области искусства и верований. Памятниками последних являются росписи на скалах, характер которых связан с первобытным конкретно-образным мышлением и религиозными воззрениями лесных охотников неолита на ступени зрелого материнского рода. В центре писаниц – образ лося, отражающий своеобразные космогонические представления («лось – вселенная», «лось – небо», «лось – преисподняя»), культ женского зооморфного божества – тотема («бугады» эвенков) и охотничью магию. Вторая, субарктическая, культура принадлежала бродячим звероловам лесотундры и тундры Крайнего Севера, связанным не только с югом, но и с западом – до Прибалтики. В конце II тыс. до н.э. в Якутии появляются изделия из металла и распространяется искусство его обработки – меди и бронзы, заимствованное от соседей Прибайкалья – «глазковцев».
Впервые на Севере появились только единичные и небольшие изделия из металла (иглы, шилья, простейшие украшения), и культура их, в общем, имела ещё неолитический характер. Около начала I тыс. до н.э. в Якутии появляется превосходное медно-бронзовое вооружение (мечи, наконечники копий) и такие же орудия труда (кельты). Местная металлургия меди и бронзы, опиравшаяся, повидимому, на собственные месторождения меди (Алдан, средняя Лена, верховья Вилюя) и олова (Верхоянье), достигает значительного совершенства. Происходят важные сдвиги в общественном строе: материнский род уступает место отцовскому. Возрастают связи с другими странами,
особенно ранне-династическим Китаем, отчасти – степными племенами Азии. В субарктической области не прекращаются старые связи с арктическими районами Европы, о чём свидетельствует сходство находок из Оленеостровского могильника на Кольском заливе с нижнеленскими.
***
В противоположность прежним взглядам, установлено, что железо довольно рано, около начала нашей эры, распространяется из Прибайкалья в Якутию. Хотя быт местного населения остаётся в I тыс. н.э. в основе прежним, в его культуре отмечаются сдвиги. Есть предположение, что резкие изменения в стиле писаниц объясняются вызреванием своеобразной ранне-идеографической письменности, осколком которой может быть загадочная юкагирская письменность XIX века. Переломным событием в истории Якутии является проникновение на север южных скотоводческих групп, в результате взаимодействия которых с аборигенами, возникла современный якутский народ. Наследием этих южных тюрко- и монголоязычных переселенцев в культуре саха являются следы знакомства с южной фауной (лев, тигр или барс, кулан), степного скотоводческого быта и земледельческого хозяйства, связей со странами Востока, сравнительно развитого классового строя, письменности; богатый эпос, искусство и религия саха.
Ближайшим к Якутии очагом древнетюркской культуры было курыканское Прибайкалье I тыс. н.э. Культура древних курыканов (гулиганей китайских источников), возникшая, по-видимому, в результате вовлечения охотничье-рыболовецкой периферии гуннского общества в процессе образования древнейшей кочевнической государственности, около X века н.э. распространяется на север; следы её влияния прослеживаются почти вплоть до современного Якутска (надпись рунического типа у дер. Петровской). Распространение южной скотоводческой культуры связано, несомненно, с расселением отдельных и неоднородных групп пришлого населения (хоро, туматы, ураанхайцы, сахалары, сартолы якутского фольклора), большая часть которых была, вероятно, потомками курыканов. Этот процесс был усилен событиями 30-х годов XI века и передвижениями племен современной Монголии – уходом племени кун и приходом на его место монголов, достигших в это время верховьев Лены.
Последняя и более значительная волна с юга имела место в XV – начале XVI века, когда обитавшие в Прибайкалье (а ранее – к западу от Байкала) предки якутов – сахалары (потомки Эллея) под предводительством тойона Баджея покинули гору Кюбюлюр у Качуга и ушли вниз по Лене. В результате ассимиляции аборигенов (жители восточных улусов, часть племени нам, вилюйчан и т.д.) и взаимодействия с ними на средней Лене возникает новое этническое целое – якутская народность. При внуке Баджея, сыне Мунньана, знаменитом герое якутских легенд Тыгыне, происходят новые события. Изжившие себя древние родоплеменные связи приходят в упадок. Несмотря на энергичную борьбу Тыгына с непокорными родами и временный успех, ему не удается удержать их в рамках старого племенного объединения. Ещё при жизни Тыгына в конце этого времени, в «век кровопролитий», «кыргыс саната», на Лене появляются русские: на Севере начинается время писаной истории и новый, во всех отношениях переломный этап исторического прошлого.