Рангоут парусного корабля и некоторые другие термины
Совокупность деталей вооружения судна, предназначенных для несения парусов, подъёма сигналов, выполнения грузовых работ и т.п. именуется "рангоутом" (от голландского "rondhout" - круглое дерево). Ниже мы рассмотрим основные детали рангоута, так или иначе связанные с флагами:
Мачта – вертикальная часть рангоута. Передняя мачта именовалась "фок-мачтой". Самая высокая мачта - "грот-мачтой". Задняя мачта - "бизань-мачтой". Мачты состояли из нескольких прилегающих друг к другу элементов. Нижний элемент назывался собственно мачтой.
Пристроенные к ней выше элементы, именовались стеньгами. К наименованиям стеньг (а также парусов) фок-мачты добавлялась приставка "фор". Стеньга, расположенная непосредственно над фок-мачтой именовалась "фор-стеньга". Названия стеньг грот-мачты дополнялись приставкой "грот"; стеньг второй грот-мачты - приставкой "крюйс"; стеньг бизань-мачты - приставкой "бизань". Следующий ярус нёс наименования с приставкой "брам" (например фор-брам-стеньга). Четвёртый ярус - соответственно приставку "бом". Множество флагов на флоте являются стеньговыми. Это и должностные флаги флотских начальников, и брейд-вымпелы, и стеньговые государственные и стеньговые военно-морские флаги (они поднимаются на всех мачтах во время боя).
Бушприт - наклонный брус, выступающий с носа парусного судна. Бушприт служил для крепления парусов (блиндов, кливеров, стакселей) и штагов фок-мачты. Бушприт - это тоже своего рода мачта, только ориентированная наглонно. Он также мог оснащаться стеньгами (блинд-стеньгами), конструктивные элементы бушприта, выполняющие функции стеньг, именовались "утлегарь" и "бом-утлегарь". В прошлом на бушприте размещался гюйс. Ныне для этой цели существует носовой флагшток (гюйсшток).
Поперечные элементы мачт именовались "реями". Различались "нижний рей" (иногда именуется по соответствующей мачте: напр. "фока-рей"), следующий за ним "марса-рей", остальные реи несли наименования в соответствии со стеньгой, к которой они были прикреплены. Например, "фор-брам-рей" (рей на фор-брам-стеньге), "крюйс-бом-брам-рей" (рей на крюйс-бом-брам-стеньге) На реях тоже иногда поднимаются флаги
Стеньги удерживаются с помощью "вант" - натянутых канатов, крепящих стеньгу с боков и сзади, они относятся к так называемому "стоячему такелажу". В парусном флоте некоторые сигнальные флаги поднимали на вантах.
Гафель - деталь рангоута, служащая для крепления верхней шкаторины косого паруса. Часто гафелем называют деталь рангоута, специально предназначенную для несения кормового флага (на ходу днём) или гафельных огней (ночью). Гафель обычно почти параллелен мачте, но немного наклонен.
Верхушка мачты именуется "топ". Конец поперечных элементов рангоута (рея, гафеля) именуется "нок".
Рангоут трехдечного 126-пушечного корабля середины XIX века.
Рангоутом называются все деревянные детали, служащие для несения парусов, флагов, подъема сигналов и т.п. К рангоуту относятся: мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприты, утлегари, лисель спирты и выстрелы.
Рис. Рангоут трехдечного 126-пушечного корабля середины XIX века.
Мачта – это вертикальное или слегка наклонное в корму рангоутное дерево, служащее основанием для крепления других частей рангоута (стеньг, реев) и постановки парусов. Мачты больших парусных кораблей с прямым вооружением достигали высоты 60 м и более при толщине нижней части до 1 м.
Мачты делались составными из нескольких продолжающих друг друга в высоту деревьев. Нижнее дерево называлось колонной или просто мачтой, а продолжение стеньгами.
В зависимости от размеров судна и типа парусного вооружения, количество мачт может быть различным. Каждая мачта имеет свое наименование. Так, на трехмачтовом корабле первая от носа корабля мачта называется фок-мачтой, вторая – грот-мачтой, третья, самая маленькая, - бизань-мачтой.
Самой высокой мачтой всегда являлась грот-мачта. Ее высота у трех мачтовых кораблей с прямым вооружением определялась длиной корабля по гондеку, сложенной с его наибольшей шириной и разделенной пополам. Высота фок- и бизань-мачт вместе с их топами определялась по высоте грот-мачты. Так длина фок-мачты составляла 8/9 , а бизань-мачты - 6/7 длины грот-мачты. Эти пропорции часто изменялись по усмотрению строителя.
Слово "фор", прибавляется к названиям рангоутных деревьев, частей такелажа и парусов относящихся к фок-мачте, но укрепленных выше марсовой площадки. "Брам" - слово, добавляемое к названиям рангоута, такелажа или паруса, указывает на их принадлежность к третьему колену снизу. "Бом" - указывает на принадлежность к четвертому колену снизу. Нижние мачты, а также бушприты для прочности делали составными из нескольких брусьев, стянутых бандажами - тросовыми вулингами. Нижний конец мачты - шпор оканчивался цапфой, которую вставляли в степс - гнездо, находящееся на кильсоне. Верхняя часть мачты называется топом. На его верхушке находится цапфа на которую одет эзельгофт, соединяющий мачту со стеньгой. С двух сторон мачты крепили фигурные наделки, называемые чиксами, к ним - два продольных бруса - лонг-салинга, а на лонг-салинги настилали марсовую площадку или просто марс.
Марс
Раньше на парусных судах с прямыми парусами марс имел вид круглой корзины. Около середины XVIII в. марсы начинают делать почти прямоугольными, закругленной была лишь носовая часть. Трехмачтовые суда несли по три марса, которые называли по принадлежности к той или иной мачте: на фок-мачте был фор-марс, на грот-мачте - грот-марс и на бизань-мачте - крюйс-марс.
Все стеньги между собой тоже соединялись при помощи салингов и эзельгофтов, но меньших размеров.
Эзельгофт представляет собой деревянную обойму с двумя отверстиями: квадратным, в который вставляется топ нижней мачты, и круглое в которое пропускается последующая стеньга. Салинги и эзельгофты, в зависимости от их принадлежности к той или иной мачте, носят названия: фор-салинг, фор-брам-салинг, эзельгофт мачтовый, фор-стень-эзельгофт, крюйс-стень-эзельгофт, бушпритный эзельгофт (соединяющий бушприт с утлегарем) и т.д.
Бушприт
Бушприт - это горизонтальный или несколько наклонный брус (наклонная мачта), выступающий с носа парусного судна и служащий для вынесения прямых парусов - блинда и бом-блинда. До конца XVIII в. бушприт состоял только из одного дерева с блинд-стеньгой. С конца XVIII в. бушприт удлиняется с помощью утлегаря, а затем и бом-утлегаря. Блинд и бом-блинд на нем уже не ставится, он служит для выноса штагов фок-мачты и ее стеньг, а также для крепления носовых треугольных парусов - кливеров и стакселей.
Сам бушприт крепили на носу судна при помощи ватер-вулинга из крепкого троса, а позже (XIX в) и цепей.
Бушприты.
а - XVIII в.; б - конца XVIII в.; в - первой половины XIX в.; 1 - бушприт; 2 - кница; 3 - бушпритный эзельгофт; 4 - марс; 5 - блинда-стеньга; 6 - блинда-брам-стеньга; 7 - флагшток; 8 - клотик; 9 - утлегарь; 10 - бом-утлегарь; 11 - эзельгофт; 12 - блинда-гафель; 13 - мартин-гик; 14 - гюйс-шток; 15 - тросовый вулинг. #ИсторияФлота#МорскойУголок
Группа «Все тайны Мира»
:Борис Вовченко
Рангоут парусного корабля и некоторые другие термины
Мачта – вертикальная часть рангоута. Передняя мачта именовалась "фок-мачтой". Самая высокая мачта - "грот-мачтой". Задняя мачта - "бизань-мачтой". Мачты состояли из нескольких прилегающих друг к другу элементов. Нижний элемент назывался собственно мачтой.
Пристроенные к ней выше элементы, именовались стеньгами. К наименованиям стеньг (а также парусов) фок-мачты добавлялась приставка "фор". Стеньга, расположенная непосредственно над фок-мачтой именовалась "фор-стеньга". Названия стеньг грот-мачты дополнялись приставкой "грот"; стеньг второй грот-мачты - приставкой "крюйс"; стеньг бизань-мачты - приставкой "бизань". Следующий ярус нёс наименования с приставкой "брам" (например фор-брам-стеньга). Четвёртый ярус - соответственно приставку "бом". Множество флагов на флоте являются стеньговыми. Это и должностные флаги флотских начальников, и брейд-вымпелы, и стеньговые государственные и стеньговые военно-морские флаги (они поднимаются на всех мачтах во время боя).
Бушприт - наклонный брус, выступающий с носа парусного судна. Бушприт служил для крепления парусов (блиндов, кливеров, стакселей) и штагов фок-мачты. Бушприт - это тоже своего рода мачта, только ориентированная наглонно. Он также мог оснащаться стеньгами (блинд-стеньгами), конструктивные элементы бушприта, выполняющие функции стеньг, именовались "утлегарь" и "бом-утлегарь". В прошлом на бушприте размещался гюйс. Ныне для этой цели существует носовой флагшток (гюйсшток).
Поперечные элементы мачт именовались "реями". Различались "нижний рей" (иногда именуется по соответствующей мачте: напр. "фока-рей"), следующий за ним "марса-рей", остальные реи несли наименования в соответствии со стеньгой, к которой они были прикреплены. Например, "фор-брам-рей" (рей на фор-брам-стеньге), "крюйс-бом-брам-рей" (рей на крюйс-бом-брам-стеньге) На реях тоже иногда поднимаются флаги
Стеньги удерживаются с помощью "вант" - натянутых канатов, крепящих стеньгу с боков и сзади, они относятся к так называемому "стоячему такелажу". В парусном флоте некоторые сигнальные флаги поднимали на вантах.
Гафель - деталь рангоута, служащая для крепления верхней шкаторины косого паруса. Часто гафелем называют деталь рангоута, специально предназначенную для несения кормового флага (на ходу днём) или гафельных огней (ночью). Гафель обычно почти параллелен мачте, но немного наклонен.
Верхушка мачты именуется "топ". Конец поперечных элементов рангоута (рея, гафеля) именуется "нок".
Рангоут трехдечного 126-пушечного корабля середины XIX века.
Рис. Рангоут трехдечного 126-пушечного корабля середины XIX века.
1 - бушприт; 2 - утлегарь; 3 - бом-утлегарь; 4 - мартин-гик; 5 - блинда-гафель; 6 - бушпритный эзельгофт; 7 - гюйс-шток; 8 - фок-мачта; 9 - топ фок-мачты; 10 - фор-трисель-мачта; 11 - стеньги; 12 - мачтовый эзельгофт; 13 - фор-стеньга; 14 - топ фор-стеньги; 15 - фор-салинг; 16 - эзельгофт фор-стеньги; 17 - фор-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с фор-бом-ьрам-стеньгой; 18-19 - топ фор-бом-брам-стеньги; 20 - клотик; 21 - фока-рей; 22 - фор-марса-лисель-спирты; 23 - фор-марса-рей; 24 - фор-брам-лисель-спирты; 25 - фор-брам-рей; 26 - фор-бом-брам-рей; 27 - фор-трисель-гафель; 28 - грот-мачта; 29 - топ грот-мачты; 30 - грот-трисель-мачта; 31 - грот-марс; 32 - мачтовый эзельгофт; 33 - грот-стеньга; 34 - топ грот-стеньги; 35 - грот-салинг; 36 - эзельгофт грот-стеньги; 37 - грот-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с грот-бом-брам-стеньгой; 38-39 - топ грот-бом-брам-стеньги; 40 - клотик; 41 - грота-рей; 42 - грот-марса-лисель-спирты; 43 - грот-марса-рей; 44 - грот-брам-лисель-спирты; 45 - грот-брам-рей; 46 - грот-бом-брам-рей; 47 - грот-трисель-гафель; 48 - бизань-мачта; 49 - топ бизань-мачты; 50 - бизань-трисель-мачта; 51 - крюйс-марс; 52 - мачтовый эзельгофт; 53 - крюйс-стеньга; 54 - топ крюйс-стеньги; 55 - крюйс-салинг; 56 - эзельгофт крюйс-стеньги; 57 - крюйс-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с крюйс-бом-брам-стеньгой; 58-59 - топ крюйс-бом-брам-стеньги; 60 - клотик; 61 - бегин-рей; 62 - крюйс-марса-рей или крюйсель-рей; 63 - крюйс-брам-рей; 64 - крюйс-бом-брам-рей; 65 - бизань-гик; 66 - бизань-гафель; 67 - кормовой флагшток;
Мачта
Мачты делались составными из нескольких продолжающих друг друга в высоту деревьев. Нижнее дерево называлось колонной или просто мачтой, а продолжение стеньгами.
В зависимости от размеров судна и типа парусного вооружения, количество мачт может быть различным. Каждая мачта имеет свое наименование. Так, на трехмачтовом корабле первая от носа корабля мачта называется фок-мачтой, вторая – грот-мачтой, третья, самая маленькая, - бизань-мачтой.
Устройство мачты.
1 - Нижняя мачта (колонна); 2 - цапфа; 3 - железные бугели; 4 - чиксы; 5 - лонг-салинги; 6 - краспицы; 7 - эзельгофт; 8 - стеньга; 9 - брам-стеньга; 10 - бом-брам-стеньга; 11 - флагшток; 12 - клотик; 13 - вулинг; 14 - деревянный бугель; 15 - шкало; 16 - крепление шкало; 17 - вязка вулинга.
Самой высокой мачтой всегда являлась грот-мачта. Ее высота у трех мачтовых кораблей с прямым вооружением определялась длиной корабля по гондеку, сложенной с его наибольшей шириной и разделенной пополам. Высота фок- и бизань-мачт вместе с их топами определялась по высоте грот-мачты. Так длина фок-мачты составляла 8/9 , а бизань-мачты - 6/7 длины грот-мачты. Эти пропорции часто изменялись по усмотрению строителя.
Слово "фор", прибавляется к названиям рангоутных деревьев, частей такелажа и парусов относящихся к фок-мачте, но укрепленных выше марсовой площадки. "Брам" - слово, добавляемое к названиям рангоута, такелажа или паруса, указывает на их принадлежность к третьему колену снизу. "Бом" - указывает на принадлежность к четвертому колену снизу. Нижние мачты, а также бушприты для прочности делали составными из нескольких брусьев, стянутых бандажами - тросовыми вулингами. Нижний конец мачты - шпор оканчивался цапфой, которую вставляли в степс - гнездо, находящееся на кильсоне. Верхняя часть мачты называется топом. На его верхушке находится цапфа на которую одет эзельгофт, соединяющий мачту со стеньгой. С двух сторон мачты крепили фигурные наделки, называемые чиксами, к ним - два продольных бруса - лонг-салинга, а на лонг-салинги настилали марсовую площадку или просто марс.
Марс
Рис. 1. Детали марса:
1 - нижняя мачта (колонна); 2 - чиксы; 3 - лонг-салинги; 4 - краспицы; 5 - собачьи дыры; 6 - марс; 7 - топ мачты; 8 - эзельгофт; 9 - стеньга.
Рис. 2. Соединение стеньги с брам-стеньгой:
1 - стеньга; 2 - чиксы; 3 - лонг-салинги; 4 - краспицы; 5 - брам-стеньга; 6 - эзельгофт; 7 - брам-ванты; 8 - швиц-сорвень-строп.
Все стеньги между собой тоже соединялись при помощи салингов и эзельгофтов, но меньших размеров.
Эзельгофт представляет собой деревянную обойму с двумя отверстиями: квадратным, в который вставляется топ нижней мачты, и круглое в которое пропускается последующая стеньга. Салинги и эзельгофты, в зависимости от их принадлежности к той или иной мачте, носят названия: фор-салинг, фор-брам-салинг, эзельгофт мачтовый, фор-стень-эзельгофт, крюйс-стень-эзельгофт, бушпритный эзельгофт (соединяющий бушприт с утлегарем) и т.д.
Бушприт
Сам бушприт крепили на носу судна при помощи ватер-вулинга из крепкого троса, а позже (XIX в) и цепей.
Бушприты.
а - XVIII в.; б - конца XVIII в.; в - первой половины XIX в.; 1 - бушприт; 2 - кница; 3 - бушпритный эзельгофт; 4 - марс; 5 - блинда-стеньга; 6 - блинда-брам-стеньга; 7 - флагшток; 8 - клотик; 9 - утлегарь; 10 - бом-утлегарь; 11 - эзельгофт; 12 - блинда-гафель; 13 - мартин-гик; 14 - гюйс-шток; 15 - тросовый вулинг.
#ИсторияФлота #МорскойУголок