В мажорном или минорном ладу есть три особые ступени – первая, четвёртая и пятая.
Эти ступени считаются главными, и даже по-особому называются: первая (I) называется тоникой, четвёртая (IV) – субдоминантой, пятая (V) – доминантой.
В мажоре эти ступени сокращённо обозначаются большими, то есть заглавными буквами T, S и D. В миноре они записываются теми же буквами, только строчными, маленькими: t, s и d.
Например, в тональности До мажор такими главными ступенями будут являться звуки ДО (тоника), ФА (субдоминанта) и СОЛЬ (доминанта).
В тональности ре минор тоникой будет звук РЕ, субдоминантой – звук СОЛЬ, а доминантой – звук ЛЯ.
У каждой главной ступени своя функция: Тоника - главная ступень лада. Ею оканчиваются практически все произведения, будто бы ставя точку в конце музыкальной истории. Определяет тональность, то есть высотное положение лада. Ее роль - фундамент и база. Субдоминанта – это всегда уход, уклонение от тоники, момент развития, движение к большей неустойчивости. Она служит некой "дверью", с помощью которой можно уйти в другие тональности или же подготовиться к переходу в доминанту. Доминанта выражает крайнюю степень неустойчивости и стремится разрешиться в тонику. Такая ситуация чаще всего происходит в последних завершающих аккордах произведения.
Все остальные ступени, которые не относятся к главным, называются побочными. Это вторая, третья, шестая и седьмая ступень в гамме. ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ СЛЕДУЕТ.
Домашнее задание (работаем в нотных тетрадях): 1\ Напишите тему «Главные ступени лада» 2\ Перепишите гамму Соль мажор.
Определите главные ступени и обозначьте их буквами T S D .
3\ Перепишите следующую гамму. Гамму ми минор.
Определите главные ступени и обозначьте их буквами t s d .
Репьёвская детская школа искусств
В мажорном или минорном ладу есть три особые ступени – первая, четвёртая и пятая.
Эти ступени считаются главными, и даже по-особому называются: первая (I) называется тоникой,
четвёртая (IV) – субдоминантой,
пятая (V) – доминантой.
Например, в тональности До мажор такими главными ступенями будут являться звуки ДО (тоника), ФА (субдоминанта) и СОЛЬ (доминанта).
Тоника - главная ступень лада. Ею оканчиваются практически все произведения, будто бы ставя точку в конце музыкальной истории. Определяет тональность, то есть высотное положение лада. Ее роль - фундамент и база. Субдоминанта – это всегда уход, уклонение от тоники, момент развития, движение к большей неустойчивости. Она служит некой "дверью", с помощью которой можно уйти в другие тональности или же подготовиться к переходу в доминанту.
Доминанта выражает крайнюю степень неустойчивости и стремится разрешиться в тонику. Такая ситуация чаще всего происходит в последних завершающих аккордах произведения.
Все остальные ступени, которые не относятся к главным, называются побочными. Это вторая, третья, шестая и седьмая ступень в гамме.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ СЛЕДУЕТ.
Домашнее задание (работаем в нотных тетрадях):
1\ Напишите тему «Главные ступени лада»
2\ Перепишите гамму Соль мажор.
3\ Перепишите следующую гамму. Гамму ми минор.
Определите главные ступени и обозначьте их буквами t s d .