КАНТИЛЕНА В МУЗЫКЕ

«Каждая содержательная мелодия имеет свою внутреннюю сущность. Эмоциональное отношение к мелодии – одна из важнейших сторон музыкальности человека» (Е.Либерман).

КАНТИЛЕНА В МУЗЫКЕ - 917306533746
Любая мелодия имеет свое настроение, что отражается на характере музыки, и который мы можем определить, зная специальные музыкальные термины (слова).Кантилена.

Кантилена - это широкая, свободно льющаяся напевная мелодия как вокальная, так и инструментальная. Латинское слово cantilena образовано от глагола cantare, что в переводе означает «петь». На итальянском языке cantilena означает «песня».
Это слово использовали еще в средневековье в IX – X в. для обозначения напевных частей католических песнопений.
КАНТИЛЕНА В МУЗЫКЕ - 917307725426
Позже, в Западной Европе, в XIII–XV веках, так стали называть маленькие вокальные композиции светского характера. Они были:
Одноголосные – эпические, лирические, юмористические;
Многоголосные – любовно-лирические;
Танцевальные песни, инструментальные формы, с сопровождением и без него.

В XVI–XVII веках слово "кантилена" относили к любому вокальному многоголосному сочинению.
С конца XVII века так стали называть просто песню.

Однако в XVIII, XIX и XX столетиях слово "кантилена" перестало обозначать жанр, оно как бы растворилось во всех жанрах и стало связываться с характером мелодии — плавным, спокойным, певучим, напевным.

ВОКАЛЬНАЯ МЕЛОДИЯ.
Кантиленное, связное пение является основой вокальной музыки.
В каждой национальной композиторской школе кантиленные мелодии имеют свои характерные особенности, связанные с национальным характером музыки, но техника кантиленного пения едина для всех вокальных школ. Здесь требуется большое дыхание, используется техника при звукоизвлечении – legato.
При правильной технике образования голоса и ведении звука получается кантиленное исполнение, и при этом не нарушается характер вибрато /Вибрато – это периодические изменения высоты, силы или громкости, тембра звука, пения. Это легкие колебания звука, придающие голосу особенную окраску и красоту. У вокалистов вибрато вызывается колебанием (пуьсацией) воздушного давления/. 
Хор должен быть хорошо подготовлен – певцам необходимо следить за артикуляцией и дикцией. При многоголосии кантилена достигается гораздо сложнее.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МЕЛОДИЯ
Кантилена относится к произведениям малой формы. Эти пьесы быстрее разучиваются и запоминаются.
Владение кантиленой, искусством «пения на фортепиано» — одна из важнейших сторон техники пианиста.
Над звуком необходимо постоянно работать. Ведь чтобы воплотить музыкально-художественный замысел, раскрыть образ, надо суметь выразить звук качественно, исполнить его певуче. А это значит, что надо учиться эмоционально сопереживать музыке, находить соответствующий ее особенностям индивидуальный звук и артикуляцию.
Формированию этого навыка необходимо уделять много времени и сил.
Для этого лучше всего пользоваться народными мелодиями, где эмоции гораздо живее и ярче. Сухие же упражнения развивают ум, пальцы, но не трогают душу и воображение.
Кантилена и беглость – в известном смысле не совместимы, противоположные явления. Но кантилена не удается так же и в очень медленном темпе: замирание звука мешает ощущению певучести.
При исполнении кантилены обязательно должна быть удобна аппликатура.

Важным моментом является анализ особенностей строения музыкального произведения - членение музыки на фразы. Сравните фразы с волной, накатывающей на берег и затем откатывающейся от него. Самое главное определить место нахождение «берега», той кульминационной точки, к которой «катится», вздымается и о которую «разбивается» мелодическая «волна»; точка эта находится обычно ближе к концу фразы. Выяснив, где находится кульминационная точка мелодической «волны», следует так «распределить дыхание» руки, чтобы оно «неслось» к этой «точке тяготения» (К.Н. Игумнов), то есть, должно быть логическое устремление мелодического движения.
  • Шуман - Грезы

Педаль имеет большое значение в работе над кантиленой. Умело пользуясь педалью, пианист находит тембр, колорит звучания, создает гармонический фон мелодии. Если мы нажмем на правую педаль – мы вдохнем в звук “жизнь”. В этом основное значение запаздывающей педали. “Подхватывающий” и “поддерживающий” прием не дает звуку угаснуть. Поэтому важно сначала услышать звук, а затем его подхватить. На первом этапе обучения необходима точная педализация, осмысление и ограничение ее, а также умение добиваться певучести звука без педали.
  • Чайковский - Октябрь: "Осенняя песня" (Времена года)

Очень важно звучание сопровождения. Но оно не должно заглушать мелодию, не должно мешать ей «дышать», «литься», «петь». Каждый ее звук должен не только ясно прозвучать, но и дозвучать не заглушенным до конца, то есть до начала следующего звука. Аккомпанемент играется тише.
Динамическими границами кантилены являются mezzopiano и forte.
В piano, тем более в pianissimo, достижение кантиленности крайне трудно, а часто и невозможно, так как самый характер ее требует некоторого наличия звуковой силы. В тоже время и fortissimo для кантилены непригодно, так как в данном случае неизбежно появится большое количество призвуков. Итак, кантиленный характер зависит не только от динамической степени самой мелодии, но и от звуковой силы окружающих голосов, от аккомпанемента.

В результате работы над произведениями кантиленного характера развивается: умение внимательно слушать свое исполнение;
способность предслышать и воплощать необходимый звук;
контроль за качеством звучания;
умение играть «осмысленно» — так, чтобы звуки всегда что-то выражали, а не просто следовали один за другим.

КАНТИЛЕНА В ПРОИЗВОДСТВЕ.
Также это понятие часто применяют мастера, производящие музыкальные инструменты. Получившийся инструмент может иметь кантилену, а может быть лишён её. Последний считается браком, так как не отвечает требованиям «певучести». Для проверки качеств инструмента используется довольно простой тест: извлекается аккорд с максимальным количеством открытых струн. Если время затухания звучания аккорда превышает 30 секунд, то кантилена есть, если это время составляет менее 30 секунд, то такой инструмент лишён кантилены и является продуктом «второго сорта».
Певучесть звука различных музыкальных инструментов неодинакова, хотя позволяет пользоваться legato. Нельзя сравнить певучесть рояля или клавесина с певучестью скрипки или виолончели. Как известно, скрипичные инструменты обладают исключительной певучестью звука, которая зависит от устойчивого вибрато. Именно вибрато придает звуку этих инструментов льющийся, плавный характер.

Comments

No comments.