«Каждая содержательная мелодия имеет свою внутреннюю сущность. Эмоциональное отношение к мелодии – одна из важнейших сторон музыкальности человека» (Е.Либерман).
Любая мелодия имеет свое настроение, что отражается на характере музыки, и который мы можем определить, зная специальные музыкальные термины (слова).Кантилена.
Кантилена - это широкая, свободно льющаяся напевная мелодия как вокальная, так и инструментальная. Латинское слово cantilena образовано от глагола cantare, что в переводе означает «петь». На итальянском языке cantilena означает «песня». Это слово использовали еще в средневековье в IX – X в. для обозначения напевных частей католических песнопений.
Позже, в Западной Европе, в XIII–XV веках, так стали называть маленькие вокальные композиции светского характера. Они были: Одноголосные – эпические, лирические, юмористические; Многоголосные – любовно-лирические; Танцевальные песни, инструментальные формы, с сопровождением и без него.
В XVI–XVII веках слово "кантилена" относили к любому вокальному многоголосному сочинению. С конца XVII века так стали называть просто песню.
Однако в XVIII, XIX и XX столетиях слово "кантилена" перестало обозначать жанр, оно как бы растворилось во всех жанрах и стало связываться с характером мелодии — плавным, спокойным, певучим, напевным.
ВОКАЛЬНАЯ МЕЛОДИЯ. Кантиленное, связное пение является основой вокальной музыки. В каждой национальной композиторской школе кантиленные мелодии имеют свои характерные особенности, связанные с национальным характером музыки, но техника кантиленного пения едина для всех вокальных школ. Здесь требуется большое дыхание, используется техника при звукоизвлечении – legato. При правильной технике образования голоса и ведении звука получается кантиленное исполнение, и при этом не нарушается характер вибрато /Вибрато – это периодические изменения высоты, силы или громкости, тембра звука, пения. Это легкие колебания звука, придающие голосу особенную окраску и красоту. У вокалистов вибрато вызывается колебанием (пуьсацией) воздушного давления/.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МЕЛОДИЯ Кантилена относится к произведениям малой формы. Эти пьесы быстрее разучиваются и запоминаются. Владение кантиленой, искусством «пения на фортепиано» — одна из важнейших сторон техники пианиста. Над звуком необходимо постоянно работать. Ведь чтобы воплотить музыкально-художественный замысел, раскрыть образ, надо суметь выразить звук качественно, исполнить его певуче. А это значит, что надо учиться эмоционально сопереживать музыке, находить соответствующий ее особенностям индивидуальный звук и артикуляцию. Формированию этого навыка необходимо уделять много времени и сил. Для этого лучше всего пользоваться народными мелодиями, где эмоции гораздо живее и ярче. Сухие же упражнения развивают ум, пальцы, но не трогают душу и воображение. Кантилена и беглость – в известном смысле не совместимы, противоположные явления. Но кантилена не удается так же и в очень медленном темпе: замирание звука мешает ощущению певучести.
При исполнении кантилены обязательно должна быть удобна аппликатура.
Важным моментом является анализ особенностей строения музыкального произведения - членение музыки на фразы. Сравните фразы с волной, накатывающей на берег и затем откатывающейся от него. Самое главное определить место нахождение «берега», той кульминационной точки, к которой «катится», вздымается и о которую «разбивается» мелодическая «волна»; точка эта находится обычно ближе к концу фразы. Выяснив, где находится кульминационная точка мелодической «волны», следует так «распределить дыхание» руки, чтобы оно «неслось» к этой «точке тяготения» (К.Н. Игумнов), то есть, должно быть логическое устремление мелодического движения.
Шуман - Грезы
Педаль имеет большое значение в работе над кантиленой. Умело пользуясь педалью, пианист находит тембр, колорит звучания, создает гармонический фон мелодии. Если мы нажмем на правую педаль – мы вдохнем в звук “жизнь”. В этом основное значение запаздывающей педали. “Подхватывающий” и “поддерживающий” прием не дает звуку угаснуть. Поэтому важно сначала услышать звук, а затем его подхватить. На первом этапе обучения необходима точная педализация, осмысление и ограничение ее, а также умение добиваться певучести звука без педали.
Чайковский - Октябрь: "Осенняя песня" (Времена года)
Очень важно звучание сопровождения. Но оно не должно заглушать мелодию, не должно мешать ей «дышать», «литься», «петь». Каждый ее звук должен не только ясно прозвучать, но и дозвучать не заглушенным до конца, то есть до начала следующего звука. Аккомпанемент играется тише. Динамическими границами кантилены являются mezzopiano и forte. В piano, тем более в pianissimo, достижение кантиленности крайне трудно, а часто и невозможно, так как самый характер ее требует некоторого наличия звуковой силы. В тоже время и fortissimo для кантилены непригодно, так как в данном случае неизбежно появится большое количество призвуков. Итак, кантиленный характер зависит не только от динамической степени самой мелодии, но и от звуковой силы окружающих голосов, от аккомпанемента.
В результате работы над произведениями кантиленного характера развивается: умение внимательно слушать свое исполнение; способность предслышать и воплощать необходимый звук; контроль за качеством звучания; умение играть «осмысленно» — так, чтобы звуки всегда что-то выражали, а не просто следовали один за другим.
КАНТИЛЕНА В ПРОИЗВОДСТВЕ. Также это понятие часто применяют мастера, производящие музыкальные инструменты. Получившийся инструмент может иметь кантилену, а может быть лишён её. Последний считается браком, так как не отвечает требованиям «певучести». Для проверки качеств инструмента используется довольно простой тест: извлекается аккорд с максимальным количеством открытых струн. Если время затухания звучания аккорда превышает 30 секунд, то кантилена есть, если это время составляет менее 30 секунд, то такой инструмент лишён кантилены и является продуктом «второго сорта». Певучесть звука различных музыкальных инструментов неодинакова, хотя позволяет пользоваться legato. Нельзя сравнить певучесть рояля или клавесина с певучестью скрипки или виолончели. Как известно, скрипичные инструменты обладают исключительной певучестью звука, которая зависит от устойчивого вибрато. Именно вибрато придает звуку этих инструментов льющийся, плавный характер.
Репьёвская детская школа искусств
КАНТИЛЕНА В МУЗЫКЕ
«Каждая содержательная мелодия имеет свою внутреннюю сущность. Эмоциональное отношение к мелодии – одна из важнейших сторон музыкальности человека» (Е.Либерман).
Кантилена - это широкая, свободно льющаяся напевная мелодия как вокальная, так и инструментальная. Латинское слово cantilena образовано от глагола cantare, что в переводе означает «петь». На итальянском языке cantilena означает «песня».
Это слово использовали еще в средневековье в IX – X в. для обозначения напевных частей католических песнопений.
Одноголосные – эпические, лирические, юмористические;
Многоголосные – любовно-лирические;
Танцевальные песни, инструментальные формы, с сопровождением и без него.
В XVI–XVII веках слово "кантилена" относили к любому вокальному многоголосному сочинению.
С конца XVII века так стали называть просто песню.
Однако в XVIII, XIX и XX столетиях слово "кантилена" перестало обозначать жанр, оно как бы растворилось во всех жанрах и стало связываться с характером мелодии — плавным, спокойным, певучим, напевным.
ВОКАЛЬНАЯ МЕЛОДИЯ.
Кантиленное, связное пение является основой вокальной музыки.
В каждой национальной композиторской школе кантиленные мелодии имеют свои характерные особенности, связанные с национальным характером музыки, но техника кантиленного пения едина для всех вокальных школ. Здесь требуется большое дыхание, используется техника при звукоизвлечении – legato.
При правильной технике образования голоса и ведении звука получается кантиленное исполнение, и при этом не нарушается характер вибрато /Вибрато – это периодические изменения высоты, силы или громкости, тембра звука, пения. Это легкие колебания звука, придающие голосу особенную окраску и красоту. У вокалистов вибрато вызывается колебанием (пуьсацией) воздушного давления/.
Кантилена относится к произведениям малой формы. Эти пьесы быстрее разучиваются и запоминаются.
Владение кантиленой, искусством «пения на фортепиано» — одна из важнейших сторон техники пианиста.
Над звуком необходимо постоянно работать. Ведь чтобы воплотить музыкально-художественный замысел, раскрыть образ, надо суметь выразить звук качественно, исполнить его певуче. А это значит, что надо учиться эмоционально сопереживать музыке, находить соответствующий ее особенностям индивидуальный звук и артикуляцию.
Формированию этого навыка необходимо уделять много времени и сил.
Для этого лучше всего пользоваться народными мелодиями, где эмоции гораздо живее и ярче. Сухие же упражнения развивают ум, пальцы, но не трогают душу и воображение.
Кантилена и беглость – в известном смысле не совместимы, противоположные явления. Но кантилена не удается так же и в очень медленном темпе: замирание звука мешает ощущению певучести.
Важным моментом является анализ особенностей строения музыкального произведения - членение музыки на фразы. Сравните фразы с волной, накатывающей на берег и затем откатывающейся от него. Самое главное определить место нахождение «берега», той кульминационной точки, к которой «катится», вздымается и о которую «разбивается» мелодическая «волна»; точка эта находится обычно ближе к концу фразы. Выяснив, где находится кульминационная точка мелодической «волны», следует так «распределить дыхание» руки, чтобы оно «неслось» к этой «точке тяготения» (К.Н. Игумнов), то есть, должно быть логическое устремление мелодического движения.
Педаль имеет большое значение в работе над кантиленой. Умело пользуясь педалью, пианист находит тембр, колорит звучания, создает гармонический фон мелодии. Если мы нажмем на правую педаль – мы вдохнем в звук “жизнь”. В этом основное значение запаздывающей педали. “Подхватывающий” и “поддерживающий” прием не дает звуку угаснуть. Поэтому важно сначала услышать звук, а затем его подхватить. На первом этапе обучения необходима точная педализация, осмысление и ограничение ее, а также умение добиваться певучести звука без педали.
Очень важно звучание сопровождения. Но оно не должно заглушать мелодию, не должно мешать ей «дышать», «литься», «петь». Каждый ее звук должен не только ясно прозвучать, но и дозвучать не заглушенным до конца, то есть до начала следующего звука. Аккомпанемент играется тише.
Динамическими границами кантилены являются mezzopiano и forte.
В piano, тем более в pianissimo, достижение кантиленности крайне трудно, а часто и невозможно, так как самый характер ее требует некоторого наличия звуковой силы. В тоже время и fortissimo для кантилены непригодно, так как в данном случае неизбежно появится большое количество призвуков. Итак, кантиленный характер зависит не только от динамической степени самой мелодии, но и от звуковой силы окружающих голосов, от аккомпанемента.
В результате работы над произведениями кантиленного характера развивается: умение внимательно слушать свое исполнение;
способность предслышать и воплощать необходимый звук;
контроль за качеством звучания;
умение играть «осмысленно» — так, чтобы звуки всегда что-то выражали, а не просто следовали один за другим.
КАНТИЛЕНА В ПРОИЗВОДСТВЕ.
Также это понятие часто применяют мастера, производящие музыкальные инструменты. Получившийся инструмент может иметь кантилену, а может быть лишён её. Последний считается браком, так как не отвечает требованиям «певучести». Для проверки качеств инструмента используется довольно простой тест: извлекается аккорд с максимальным количеством открытых струн. Если время затухания звучания аккорда превышает 30 секунд, то кантилена есть, если это время составляет менее 30 секунд, то такой инструмент лишён кантилены и является продуктом «второго сорта».
Певучесть звука различных музыкальных инструментов неодинакова, хотя позволяет пользоваться legato. Нельзя сравнить певучесть рояля или клавесина с певучестью скрипки или виолончели. Как известно, скрипичные инструменты обладают исключительной певучестью звука, которая зависит от устойчивого вибрато. Именно вибрато придает звуку этих инструментов льющийся, плавный характер.