Скерцо в музыке – это произведение, написанное в очень подвижном темпе. В переводе с итальянского scherzo означает «шутка». На протяжении нескольких веков отношение композиторов к этому жанру претерпевало некоторые изменения.
В музыке XVI—XVII вв. так называли канцонетты (песенки) для одного или нескольких певцов с шутливыми стихами.
К XVII веку появляется инструментальное скерцо. Первоначально оно было одним из частей инструментальной сюиты или партиты. В таком виде это произведение встречается в творчестве И.С. Баха. Самое известное из них – Скерцо из оркестровой сюиты №2 си-минор, где солирует флейта. В настоящее время оно часто исполняется как отдельное произведение.
01:42
И.С.Бах - скерцо - Сюита №2 си-минор, для флейты с оркестром
С конца XVIII в. оно становится частью сонатно-симфонического цикла, постепенно вытесняя менуэт. Впервые в таком качестве скерцо появляется у основоположника венского классицизма Йозефа Гайдна в сонате № 9 для фортепиано. Но в его творчестве это не становится традицией. Только со временем скерцо, как часть сонатно-симфонического цикла, утверждается в сонатах и симфониях Л. Бетховена. Позже менуэт полностью им заменяется.
В последующие века скерцо, как часть сонатно-симфонического цикла, продолжало свое существование в симфоническом творчестве Д. Шостаковича, Г. Малера, А. Брукнера.
В начале XIX века скерцо выходит за пределы сонатно-симфонического цикла и становится жанром инструментальной музыки. Оно является обособленным музыкальным произведением. Основные черты в нем сохраняются, неизменной остается и его виртуозность. Этот жанр приближается к каприччо. Для такой пьесы характерны: o трехдольный размер (уже не двухдольный размер), o музыкальный юмор, o быстрый темп и острые ритмические обороты, o стремительность, o смена настроений, o переклички регистров и инструментов, o всякого рода неожиданности — «сюрпризы», o резкая смена контрастных художественных образов. Круг передаваемых образов здесь самый разнообразный – фантастичный, гротескный, нежный, причудливый, шаловливый, страстно-патетический, лукавый, лирический, драматический, даже зловещий, но неизменно юмористический. Иногда скерцо приобретало народно-жанровую окраску - использовались темы, заимствованные из фольклора других стран ("Шотландская" симфония Ф. Мендельсона-Бартольди, 1842).
Для фортепиано скерцо было написано такими известными западноевропейскими представителями романтического направления в музыке, как Ф. Шопен, Р. Шуман, И. Брамс, Ф. Шуберт, А. Брукнер, Ф. Мендельсон.
Богатое развитие скерцо получило в русской симфонии. Своеобразное национальное претворение этому жанру дали А. П. Бородин (Скерцо из 2-й симфонии), П. И. Чайковский, который включил скерцо почти во все симфонии и сюиты (3-я часть 6-й симфонии не носит название скерцо, но по существу является им, черты которого объединены здесь с чертами марша), А. К. Глазунов. Скерцо содержат многие симфонии советских композиторов - Н. Я.Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и др.
И у каждого композитора есть свое индивидуальное видение на эту инструментальную пьесу. Ф. ШОПЕН Скерцо № 2 оп.31 си бемоль-минор. По-новому трактовал этот жанр Ф. Шопен. Выдающееся место занимают четыре фортепьянных скерцо Ф. Шопена. Композитор делает жанр более серьезным, насыщая глубоким драматическим, а иногда и трагедийным содержанием, и в котором остродраматические эпизоды чередуются со светлыми, лирическими. Минорный лад становится для скерцо характерным.
09:22
Ф.Шопен Скерцо №2 оп.31 си бемоль-минор. Исполняет Евгений Воронин.
Скерцо сочинялись не только для какого-нибудь одного инструмента, но и для оркестра. Оркестровые скерцо писали Ф. Мендельсон (скерцо из музыки к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь»), П. Дюка (скерцо из симфонической поэмы «Ученик чародея»), М. П. Мусоргский, А. К. Лядов, И. Ф. Стравинский («Фантастическое скерцо») и другие.
М.П. МУСОРГСКИЙ "Картинки с выставки", "Балет невылупившихся птенцов". Фа-мажор. (1874). Послушайте шутливую пьеску «Балет невылупившихся птенцов» М. П. Мусоргского. Эта музыкальная картинка изображает маленьких цыплят, ещё не совсем освободившихся от скорлупы. Скорлупки мешают прыгать, поэтому цыплята падают, поднимаются и возмущённо пищат. Такие музыкальные шутки композиторы очень любили изображать оркестровыми красками.
С. РАХМАНИНОВ Скерцо для оркестра, ре минор, (1887). Первое сочинение С. Рахманинова, ему 14 лет.
04:45
С.В.Рахманинов Скерцо для оркестра, ре-минор. Исполняет Симфонический оркестр Московской филармонии.
Ф.МЕНДЕЛЬСОН. Скерцо из музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», оп. 61. соль минор, (1842). Это единственное шекспировское произведение в творчестве Ф. Мендельсона. Для Ф.Мендельсона, в отличие от других романтиков, не характерна трагическая конфликтность – в его произведениях нет ничего мрачного, «демонического». Поэтому он увлекся не трагедиями великого драматурга, а одной из самых жизнерадостных его комедий. «Скерцо» рисует пленительный воздушный мир эльфов, резвящихся в таинственном ночном лесу.
07:17
Ф.Мендельсон. Скерцо из музыки к комедии У.Шекспира «Сон в летнюю ночь", соль-минор.
М.И.ГЛИНКА "Камаринская", Ре мажор, (1848). «Русское скерцо» — так любил Глинка называть «Камаринскую». «Камаринская» является красочной картинкой быта народа - здесь показаны различные стороны русского народного характера, его богатая творческая фантазия. Сочинение построено на двух контрастных народных темах и написано в форме двойных вариаций. Первая тема — свадебная «Из-за гор, гор высоких» — медленная, лирическая, задумчивая. Вторая — плясовая «Камаринская» — быстрая, лукавая, задорная.
07:55
М.И.Глинка "Камаринская", Ре-мажор.
П.А.ДЮКА Симфоническое скерцо "УЧЕНИК ЧАРОДЕЯ". До мажор, (1897). Композитор воплотил здесь сюжет комедийного характера в очень точном соответствии с литературным первоисточником из известной баллады И. В. Гёте о незадачливом ученике чародея, вздумавшем в отсутствие учителя испытать свою власть над таинственными силами природы. Произведению присущи все типичные черты скерцо: трехдольный размер (в данном случае-девять восьмых), быстрый темп, неожиданная смена музыкальных образов.
Репьёвская детская школа искусств
СКЕРЦО В МУЗЫКЕ
На протяжении нескольких веков отношение композиторов к этому жанру претерпевало некоторые изменения.
В музыке XVI—XVII вв. так называли канцонетты (песенки) для одного или нескольких певцов с шутливыми стихами.
К XVII веку появляется инструментальное скерцо. Первоначально оно было одним из частей инструментальной сюиты или партиты. В таком виде это произведение встречается в творчестве И.С. Баха. Самое известное из них – Скерцо из оркестровой сюиты №2 си-минор, где солирует флейта. В настоящее время оно часто исполняется как отдельное произведение.
В последующие века скерцо, как часть сонатно-симфонического цикла, продолжало свое существование в симфоническом творчестве Д. Шостаковича,
Г. Малера, А. Брукнера.
В начале XIX века скерцо выходит за пределы сонатно-симфонического цикла и становится жанром инструментальной музыки. Оно является обособленным музыкальным произведением. Основные черты в нем сохраняются, неизменной остается и его виртуозность. Этот жанр приближается к каприччо.
Для такой пьесы характерны:
o трехдольный размер (уже не двухдольный размер),
o музыкальный юмор,
o быстрый темп и острые ритмические обороты,
o стремительность,
o смена настроений,
o переклички регистров и инструментов,
o всякого рода неожиданности — «сюрпризы»,
o резкая смена контрастных художественных образов.
Круг передаваемых образов здесь самый разнообразный – фантастичный, гротескный, нежный, причудливый, шаловливый, страстно-патетический, лукавый, лирический, драматический, даже зловещий, но неизменно юмористический.
Иногда скерцо приобретало народно-жанровую окраску - использовались темы, заимствованные из фольклора других стран ("Шотландская" симфония Ф. Мендельсона-Бартольди, 1842).
Для фортепиано скерцо было написано такими известными западноевропейскими представителями романтического направления в музыке, как Ф. Шопен, Р. Шуман, И. Брамс, Ф. Шуберт, А. Брукнер, Ф. Мендельсон.
Богатое развитие скерцо получило в русской симфонии. Своеобразное национальное претворение этому жанру дали
А. П. Бородин (Скерцо из 2-й симфонии),
П. И. Чайковский, который включил скерцо почти во все симфонии и сюиты (3-я часть 6-й симфонии не носит название скерцо, но по существу является им, черты которого объединены здесь с чертами марша),
А. К. Глазунов.
Скерцо содержат многие симфонии советских композиторов - Н. Я.Мясковского,
С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и др.
И у каждого композитора есть свое индивидуальное видение на эту инструментальную пьесу.
Ф. ШОПЕН Скерцо № 2 оп.31 си бемоль-минор.
По-новому трактовал этот жанр Ф. Шопен.
Выдающееся место занимают четыре фортепьянных скерцо Ф. Шопена. Композитор делает жанр более серьезным, насыщая глубоким драматическим, а иногда и трагедийным содержанием, и в котором остродраматические эпизоды чередуются со светлыми, лирическими. Минорный лад становится для скерцо характерным.
Ф. Мендельсон (скерцо из музыки к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь»), П. Дюка (скерцо из симфонической поэмы «Ученик чародея»), М. П. Мусоргский,
А. К. Лядов, И. Ф. Стравинский («Фантастическое скерцо») и другие.
М.П. МУСОРГСКИЙ "Картинки с выставки", "Балет невылупившихся птенцов".
Фа-мажор. (1874).
Послушайте шутливую пьеску «Балет невылупившихся птенцов» М. П. Мусоргского. Эта музыкальная картинка изображает маленьких цыплят, ещё не совсем освободившихся от скорлупы. Скорлупки мешают прыгать,
поэтому цыплята падают, поднимаются и возмущённо пищат.
Такие музыкальные шутки композиторы очень любили изображать
оркестровыми красками.
С. РАХМАНИНОВ Скерцо для оркестра, ре минор, (1887).
Первое сочинение С. Рахманинова, ему 14 лет.
Это единственное шекспировское произведение в творчестве Ф. Мендельсона.
Для Ф.Мендельсона, в отличие от других романтиков, не характерна трагическая конфликтность – в его произведениях нет ничего мрачного, «демонического». Поэтому он увлекся не трагедиями великого драматурга, а одной из самых жизнерадостных его комедий.
«Скерцо» рисует пленительный воздушный мир эльфов, резвящихся в таинственном ночном лесу.
«Русское скерцо» — так любил Глинка называть «Камаринскую». «Камаринская» является красочной картинкой быта народа - здесь показаны различные стороны русского народного характера, его богатая творческая фантазия. Сочинение построено на двух контрастных народных темах и написано в форме двойных вариаций. Первая тема — свадебная «Из-за гор, гор высоких» — медленная, лирическая, задумчивая. Вторая — плясовая «Камаринская» — быстрая, лукавая, задорная.
Композитор воплотил здесь сюжет комедийного характера в очень точном соответствии с литературным первоисточником из известной баллады И. В. Гёте о незадачливом ученике чародея, вздумавшем в отсутствие учителя испытать свою власть над таинственными силами природы. Произведению присущи все типичные черты скерцо: трехдольный размер (в данном случае-девять восьмых), быстрый темп, неожиданная смена музыкальных образов.