Затачивание кончика пера специальным ножом называется очинкой (или очином, обчинкой)[7]. Нож для очинки перьев называли перочинным ножом, однако в настоящее время это название распространилось на все карманные ножи.
Перед очинкой перо необходимо было подвергнуть предварительным подготовительным операциям:
с пера обрезалась часть бородки для того, чтобы пишущему было удобнее браться за стержень; перо вываривалось в щёлочи для обезжиривания. Время варки составляло не менее 10—15 минут; вываренное и высушенное перо обжигалось и закаливалось в горячем песке с температурой не более 60—65 °С, после чего кончик пера был готов к очинке.
Варианты очинки кончиков гусиного пера Французский знаток каллиграфии Шарль Пальяссон (иначе Паллассон, фр. Charles Paillasson, 1718—1789) в книге «Искусство чистописания. Энциклопедия методов чистописания Ш. Паллассона»[8], изданной в 1783 году, даёт советы по правильной очинке пера. По его словам, следует брать внешнее маховое перо из левого крыла гуся, желательно второе, третье и четвёртое от края[9], поскольку перо именно из левого крыла лучше ложится в правую руку пишущего (левши использовали перья из правого крыла или затачивали праворучные перья с обратной стороны)[10]. При очинке пера следует соблюдать определенную последовательность операций, особенно важно сделать перочинным ножом правильную щель на кончике для вытекания чернил, так называемый ощеп или расщеп. Ощеп необходимо прорезать в самом начале и все дальнейшие операции по очинке производить так, чтобы ощеп находился точно посредине кончика. Паллассон особо подчеркивал, что характер очинки пера вносит в письмо определённое своеобразие (влияет на почерк), поэтому лучше её делать самостоятельно[11].
При очинке у пера срезался наискось конец с наружной стороны, затем до половины — с противоположной, так, чтобы получился полукруглый желобок. Середину желобка надрезали острым перочинным ножом для образования расщепа. Расщеп пера мог быть разным — в зависимости от индивидуальной манеры письма пишущего и от того, для какого письма оно предназначалось[10].
Гусиное перо довольно быстро списывалось — приходилось чинить его заново или поворачивать верхней стороной вниз. В 1809 году была изобретена машинка для очинки гусиных перьев, но в России это изобретение не привилось[9][10].
При письме гусиным пером появившиеся помарки в тексте исправляли специальным скребком[11].
Люди, хорошо владевшие техникой письма гусиным пером, назывались писцами (писарями), чрезвычайно ценились и никогда не оставались без работы (что объясняется и большим процентом безграмотных)[11].
Очинка пера была очень важной операцией, поскольку от правильного её проведения во многом зависело качество почерка. Многие поэты и писатели никому не доверяли очинку своих перьев. Хорошие перья принято было даже дарить. В кабинете Пушкина в богатом футляре хранилось собственное перо Гёте, присланное им в подарок великому русскому поэту. [12]
Рифма
:Светлана Файнберг (Точилова)
Для письма
Затачивание кончика пера специальным ножом называется очинкой (или очином, обчинкой)[7]. Нож для очинки перьев называли перочинным ножом, однако в настоящее время это название распространилось на все карманные ножи.
Перед очинкой перо необходимо было подвергнуть предварительным подготовительным операциям:
с пера обрезалась часть бородки для того, чтобы пишущему было удобнее браться за стержень;
перо вываривалось в щёлочи для обезжиривания. Время варки составляло не менее 10—15 минут;
вываренное и высушенное перо обжигалось и закаливалось в горячем песке с температурой не более 60—65 °С, после чего кончик пера был готов к очинке.
Варианты очинки кончиков гусиного пера
Французский знаток каллиграфии Шарль Пальяссон (иначе Паллассон, фр. Charles Paillasson, 1718—1789) в книге «Искусство чистописания. Энциклопедия методов чистописания Ш. Паллассона»[8], изданной в 1783 году, даёт советы по правильной очинке пера. По его словам, следует брать внешнее маховое перо из левого крыла гуся, желательно второе, третье и четвёртое от края[9], поскольку перо именно из левого крыла лучше ложится в правую руку пишущего (левши использовали перья из правого крыла или затачивали праворучные перья с обратной стороны)[10]. При очинке пера следует соблюдать определенную последовательность операций, особенно важно сделать перочинным ножом правильную щель на кончике для вытекания чернил, так называемый ощеп или расщеп. Ощеп необходимо прорезать в самом начале и все дальнейшие операции по очинке производить так, чтобы ощеп находился точно посредине кончика. Паллассон особо подчеркивал, что характер очинки пера вносит в письмо определённое своеобразие (влияет на почерк), поэтому лучше её делать самостоятельно[11].
При очинке у пера срезался наискось конец с наружной стороны, затем до половины — с противоположной, так, чтобы получился полукруглый желобок. Середину желобка надрезали острым перочинным ножом для образования расщепа. Расщеп пера мог быть разным — в зависимости от индивидуальной манеры письма пишущего и от того, для какого письма оно предназначалось[10].
Гусиное перо довольно быстро списывалось — приходилось чинить его заново или поворачивать верхней стороной вниз. В 1809 году была изобретена машинка для очинки гусиных перьев, но в России это изобретение не привилось[9][10].
При письме гусиным пером появившиеся помарки в тексте исправляли специальным скребком[11].
Люди, хорошо владевшие техникой письма гусиным пером, назывались писцами (писарями), чрезвычайно ценились и никогда не оставались без работы (что объясняется и большим процентом безграмотных)[11].
Очинка пера была очень важной операцией, поскольку от правильного её проведения во многом зависело качество почерка. Многие поэты и писатели никому не доверяли очинку своих перьев. Хорошие перья принято было даже дарить. В кабинете Пушкина в богатом футляре хранилось собственное перо Гёте, присланное им в подарок великому русскому поэту. [12]