История Нижегородского метрополитена начинается в октябре 1973 года, когда к разработке первой очереди метрополитена приступили проектировщики московского института «Метрогипротранс». Строительство началось 17 декабря 1977 года. В этот день были вбиты первые сваи в основание станции «Ленинская». На месте начала строительства был установлен памятный знак (буква М в тоннеле). В мае 2017 года памятник был снесён ( предположительно из-за строительства на его месте МакДональдса). В сентябре 1978 года от станции «Ленинская» началась проходка тоннелей. Долгое время уходило на разработку проектной документации, снос домов, переносы дорог и трамвайных путей и в 1979 году были вбиты сваи в основание станции «Московская». В июне 1980 года было предложено на рассмотрение три линии Горьковского метрополитена. На совещании в институте «Горьковметропроект», утвердили план развития двух линий метро вместо трёх. Первая линия, тогда ещё — «Автозаводско-Мещерская», должна была продлиться до жилого массива у Мещерского озера. Вторая линия носила проектное название «Сормовско-Нижегородская» и должна была соединить Заречную («нижнюю») часть города Горького с Нагорной («верхней»). Планировалось, что она пойдёт до улицы Бекетова и площади Советской. Этот вариант планировал строительство 11 станций: «Сормовская», «Спортивная», «Калининская», «Куйбышевская», «Канавинская», «Горьковская», «Свердловская», «Площадь Свободы», «Республиканская» и «Советская». В январе 1981 года была разработана вторая «Сормовско-Нагорная» линия, а марте того же года было решено продлевать Автозаводско-Мещерскую линию до Дворца культуры Автозавода. 13 июля 1984 года в котловане станции «Московская» обрушились стены. Двое рабочих из студенческой бригады, помогавшей при строительстве метро, погибли. Существует легенда, связанная с этим событием, будто призраки погибших студентов до сих пор гуляют по тоннелям и станциям метрополитена. 20 ноября 1985 года состоялось торжественное открытие Горьковского метрополитена. В пусковой комплекс 1-го участка первой очереди вошла линия протяжённостью 7,8 км с шестью станциями: «Московская», «Чкаловская», «Ленинская», «Заречная», «Двигатель Революции» и «Пролетарская»; депо и инженерный корпус. Уже в 1987 году Горьковское метро продлилось от станции «Пролетарская» ещё на 2 станции — «Автозаводскую» (до 1984 года — «Северная») и «Комсомольскую». Метро строилось ударными темпами, и спустя 2 года, в 1989 году открылись ещё 2 станции в том же направлении — «Кировская» и «Парк культуры». При проектировке и строительстве станция «Парк культуры» называлась «Ждановской». В июне 1990 года было одобрено продление Автозаводско-Нагорной линии от станции «Парк культуры» до станции «Юго-Западной». В декабре того же года одобрили развитие Сормовско-Мещерской ветки до станций: «Ярмарка», «Стрелка», «Мещерское озеро» и «Волга». В январе 1992 года было принято решение переименовать строящиеся станции Сормовско-Мещерской линии: «Куйбышевскую» в «Бурнаковскую», «Калининскую» в «Буревестник», «Спортивную» в «Варю». В октябре 1990 года город Горький был переименован в Нижний Новгород, соответственно, сменил название и метрополитен. 20 декабря 1993 года состоялось открытие и запуск двух новых станций — «Канавинская» и «Бурнаковская» которые положили начало Сормовско-Мещерской линии. После этого наступил долгий застой. Строительство новых станций было заморожено на неопределённый срок из-за недостатка финансирования. И только 9 сентября 2002 года была открыта 13-я станция метро — «Буревестник» Сормовско-Мещерской линии. Однако на этом период застоя не закончился. Большой дефицит в бюджете Нижнего Новгорода не позволял развивать метрополитен. Он терпел убытки от низкого пассажиропотока, так как станций в Верхней части города не было. Поэтому метро с каждым годом пользовались всё меньше и меньше горожан. В 2009 году был построен метромост через Оку. Годом ранее метростроевцы приступили к строительству новой станции метро «Горьковская». 22 сентября 2012 года впервые метрополитен был полностью закрыт для перевозок. Это было связано с работами по переключению электропитания на вновь смонтированную систему управления строившейся станции. А 4 ноября 2012 года состоялось торжественное открытие первой станции метро в Верхней части города — «Горьковской». Таким образом, оба берега города были соединены между собой, что повысило пассажиропоток. 4 ноября 2013 года, в день празднования Дня народного единства метрополитен перевёз около 68 тыс. человек. К Чемпионату мира по футболу 2018 была построена станция "Стре́лка" — 15-я станция Нижегородского метрополитена. Конечная Сормовско-Мещерской линии. Расположена между действующей станцией «Московская» и проектируемой «Волга». Хронология открытия участков 20 ноября 1985: «Московская» — «Пролетарская» 8 августа 1987: «Пролетарская» — «Комсомольская» 15 ноября 1989: «Комсомольская» — «Парк Культуры» 20 декабря 1993: «Московская» — «Бурнаковская» 9 сентября 2002: «Бурнаковская» — «Буревестник» 4 ноября 2012: «Московская» — «Горьковская» 13 июня 2018: "Московская" - "Стрелка"
Нижегородский гид
Горьковский метрополитен
История Нижегородского метрополитена начинается в октябре 1973 года, когда к разработке первой очереди метрополитена приступили проектировщики московского института «Метрогипротранс». Строительство началось 17 декабря 1977 года. В этот день были вбиты первые сваи в основание станции «Ленинская». На месте начала строительства был установлен памятный знак (буква М в тоннеле). В мае 2017 года памятник был снесён ( предположительно из-за строительства на его месте МакДональдса).
В сентябре 1978 года от станции «Ленинская» началась проходка тоннелей. Долгое время уходило на разработку проектной документации, снос домов, переносы дорог и трамвайных путей и в 1979 году были вбиты сваи в основание станции «Московская». В июне 1980 года было предложено на рассмотрение три линии Горьковского метрополитена. На совещании в институте «Горьковметропроект», утвердили план развития двух линий метро вместо трёх. Первая линия, тогда ещё — «Автозаводско-Мещерская», должна была продлиться до жилого массива у Мещерского озера. Вторая линия носила проектное название «Сормовско-Нижегородская» и должна была соединить Заречную («нижнюю») часть города Горького с Нагорной («верхней»). Планировалось, что она пойдёт до улицы Бекетова и площади Советской. Этот вариант планировал строительство 11 станций: «Сормовская», «Спортивная», «Калининская», «Куйбышевская», «Канавинская», «Горьковская», «Свердловская», «Площадь Свободы», «Республиканская» и «Советская». В январе 1981 года была разработана вторая «Сормовско-Нагорная» линия, а марте того же года было решено продлевать Автозаводско-Мещерскую линию до Дворца культуры Автозавода.
13 июля 1984 года в котловане станции «Московская» обрушились стены. Двое рабочих из студенческой бригады, помогавшей при строительстве метро, погибли. Существует легенда, связанная с этим событием, будто призраки погибших студентов до сих пор гуляют по тоннелям и станциям метрополитена.
20 ноября 1985 года состоялось торжественное открытие Горьковского метрополитена. В пусковой комплекс 1-го участка первой очереди вошла линия протяжённостью 7,8 км с шестью станциями: «Московская», «Чкаловская», «Ленинская», «Заречная», «Двигатель Революции» и «Пролетарская»; депо и инженерный корпус. Уже в 1987 году Горьковское метро продлилось от станции «Пролетарская» ещё на 2 станции — «Автозаводскую» (до 1984 года — «Северная») и «Комсомольскую». Метро строилось ударными темпами, и спустя 2 года, в 1989 году открылись ещё 2 станции в том же направлении — «Кировская» и «Парк культуры». При проектировке и строительстве станция «Парк культуры» называлась «Ждановской».
В июне 1990 года было одобрено продление Автозаводско-Нагорной линии от станции «Парк культуры» до станции «Юго-Западной». В декабре того же года одобрили развитие Сормовско-Мещерской ветки до станций: «Ярмарка», «Стрелка», «Мещерское озеро» и «Волга». В январе 1992 года было принято решение переименовать строящиеся станции Сормовско-Мещерской линии: «Куйбышевскую» в «Бурнаковскую», «Калининскую» в «Буревестник», «Спортивную» в «Варю».
В октябре 1990 года город Горький был переименован в Нижний Новгород, соответственно, сменил название и метрополитен.
20 декабря 1993 года состоялось открытие и запуск двух новых станций — «Канавинская» и «Бурнаковская» которые положили начало Сормовско-Мещерской линии. После этого наступил долгий застой. Строительство новых станций было заморожено на неопределённый срок из-за недостатка финансирования. И только 9 сентября 2002 года была открыта 13-я станция метро — «Буревестник» Сормовско-Мещерской линии.
Однако на этом период застоя не закончился. Большой дефицит в бюджете Нижнего Новгорода не позволял развивать метрополитен. Он терпел убытки от низкого пассажиропотока, так как станций в Верхней части города не было. Поэтому метро с каждым годом пользовались всё меньше и меньше горожан. В 2009 году был построен метромост через Оку. Годом ранее метростроевцы приступили к строительству новой станции метро «Горьковская». 22 сентября 2012 года впервые метрополитен был полностью закрыт для перевозок. Это было связано с работами по переключению электропитания на вновь смонтированную систему управления строившейся станции.
А 4 ноября 2012 года состоялось торжественное открытие первой станции метро в Верхней части города — «Горьковской». Таким образом, оба берега города были соединены между собой, что повысило пассажиропоток. 4 ноября 2013 года, в день празднования Дня народного единства метрополитен перевёз около 68 тыс. человек.
К Чемпионату мира по футболу 2018 была построена станция "Стре́лка" — 15-я станция Нижегородского метрополитена. Конечная Сормовско-Мещерской линии. Расположена между действующей станцией «Московская» и проектируемой «Волга».
Хронология открытия участков
20 ноября 1985: «Московская» — «Пролетарская»
8 августа 1987: «Пролетарская» — «Комсомольская»
15 ноября 1989: «Комсомольская» — «Парк Культуры»
20 декабря 1993: «Московская» — «Бурнаковская»
9 сентября 2002: «Бурнаковская» — «Буревестник»
4 ноября 2012: «Московская» — «Горьковская»
13 июня 2018: "Московская" - "Стрелка"