Исторический час «Военные авиаконструкторы, прославившие Россию», посвященный военной авиации в годы Великой Отечественной войны.
Авиаконструктор С.А.Лавочкин». Сразу после гражданской войны за короткий срок в стране были восстановлены и частично расширены авиационные предприятия, налажен выпуск самолетов отечественных конструкций. Появилась целая плеяда молодых советских конструкторов, благодаря которым в 1930-ые годы на вооружение были приняты истребители И-15, И-16, И-153, бомбардировщики СБ, ДБ-3 (ДБ-Зф). В 1940-1941 годах начался серийный выпуск новых истребителей Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, бомбардировщиков Пе-2 и Пе-8, штурмовиков Ил-2. В предвоенные годы в СССР профессия военного летчика была особенно популярной. До декабря 1940 г. ВВС комплектовались исключительно добровольцами, проходившими строжайший отбор. Популярности авиации в среде молодежи способствовали многочисленные рекорды, установленные советскими авиаторами в 1930-е гг. Имена героев-летчиков В.П.Чкалова, Г.Ф.Байдукова, С.А.Леваневского, М.М.Громова, отважных летчиц В.С.Гризодубовой, М.М.Расковой были не менее известны, чем имена популярных актеров и музыкантов. Советская авиапромышленность, еще в конце 1920-х гг. находившаяся в зачаточном состоянии, уже к концу первой пятилетки встала на ноги и смогла дать ВВС современную авиационную технику. Так, если в 1928 г. в СССР было всего 12 авиапредприятий, то к 1933 г. их число выросло до 31. К концу 1930-х гг. по выпуску самолетов Советский Союз опередил все развитые капиталистические страны. Однако к тому времени обозначился и ряд серьезных проблем. Существенно отставало отечественное двигателестроение, не хватало легких авиационных материалов (алюминия, дюралюминия и др.); выпускаемые отечественной промышленностью самолеты, еще 2-3 года назад считавшиеся вполне современными, в силу быстрого развития конструкторской мысли на Западе начали стремительно устаревать. В 1939 г. советское правительство начинает принимать экстренные меры по модернизации самолетного парка ВВС. Создаются новые конструкторские бюро под руководством молодых инженеров А.С.Яковлева, С.А.Лавочкина, П.О.Сухого, А.И.Микояна и М.И.Гуревича. Над новыми машинами работают Н.Н.Поликарпов, С.В.Ильюшин, А.Н.Туполев, В.М.Петляков и многие другие. К июню 1941 г. советские ВВС насчитывали около 16 000 боевых самолетов. Непосредственно в пяти западных приграничных округах было развернуто 10 243 самолета, из которых 7473 принадлежали ВВС РККА (фронтовая, армейская и корпусная авиация), 1437 самолетов Северного, Балтийского и Черноморского флотов и 1333 самолета дальнебомбардировочной авиации (ДБА), подчиненной непосредственно Главному командованию РККА. Большинство советских самолетов были устаревших типов: истребители И-15бис, И-16, И-153; бомбардировщики СБ, Ар-2, ТБ-3; разведчики Р-5, Р-Z, Р-10, МБР-2. Относительно современными можно было считать ближние бомбардировщики Су-2, Як-2, Як-4 и дальние ДБ-3 и ДБ-3ф (Ил-4). И все же советские летчики оказывали яростное сопротивление. В первый же день войны противник потерял 78 самолетов, еще 89 были повреждены. 18 самолетов были сбиты таранными ударами советских летчиков. Вскоре стали известны имена первых советских асов Великой Отечественной: А.Антоненко, П.Бринько, Б.Сафонов. В июле-августе была изменена штатная структура полков и дивизий ВВС. Тогда же была введена должность командующего ВВС, которым стал начальник Управления ВВС генерал П.Ф.Жигарев (с апреля 1942 г.— генерал А.А.Новиков). Весной-летом 1942 г. организационная структура советских ВВС вновь подверглась изменениям. В марте ДБА была переформирована в авиацию дальнего действия (АДД, командующий — генерал А.Е.Голованов). В мае-июне началось формирование воздушных армий (ВА) — самостоятельных авиационных соединений. В отличие от ранее действующей системы, когда силы ВВС дробились между фронтом, армиями и даже корпусами, новая организация позволяла использовать авиацию более массированно, концентрируя ее усилия на важнейших участках фронта. Всего в годы войны было сформировано 18 воздушных армий (в 18-ю воздушную армию в 1944 г. была переформирована АДД). Для усиления ВА, действующих на направлениях главных ударов, осенью 1942 г. началось формирование авиационных корпусов резерва Верховного Главнокомандования. До конца 1944 г. было сформировано 30 таких корпусов, к 1 января 1945 г. в их составе находилось 43% всех самолетов ВВС Красной Армии. Эти мероприятия стали возможны потому, что с 1942 г. советская промышленность развернула массовый выпуск современных боевых самолетов. Если в 1941 г. было выпущено 15 735 машин, то в 1942 г.— уже 25 436, в 1943 г.— 34 884, в 1944 г.— 40 261. В 1944-1945 гг. советские ВВС прочно удерживали превосходство в воздухе, хотя противник периодически пытался перехватить инициативу на отдельных участках фронта. С приближением к границам Германии значительно возросло противодействие немецкой зенитной артиллерии, имевшей на вооружении орудия с радарным наведением. До последних дней войны фашистская авиация и ПВО оказывали яростное и упорное сопротивление. Так, за неполный месяц Берлинской наступательной операции потери советских ВВС составили 917 самолетов из более чем 7500 участвовавших. В августе 1945 г. ВВС Красной Армии и Тихоокеанского флота участвовали в разгроме японской Квантунской армии. С первого же дня наша авиация безраздельно господствовала в небе, поддерживая продвижение наземных частей. В годы Великой Отечественной войны советская авиация (без учета ВВС флота) совершила 3 млн 124 тыс. боевых самолетовылетов. На противника было сброшено 30 млн 450 тыс. бомб общим весом 660 тыс. т. В воздушных боях и на аэродромах было уничтожено 57 тыс. самолетов противника, а общие потери Германии и ее сателлитов на Восточном фронте составили 77 тыс. самолетов. Собственные потери составили 88 300 самолетов, в т. ч. 43 100 сбитыми и уничтоженными на аэродромах. За 1941-1945 гг. 2420 авиаторов были удостоены почетного звания Героя Советского Союза, 65 пилотов были удостоены этого звания дважды, а двое (И.Н.Кожедуб и А.И.Покрышкин) стали трижды Героями Советского Союза. Безусловно, все эти достижения были бы невозможны без советских военных авиаконструкторов, которые внесли существенный вклад в развитие авиации, среди них Семён Алексеевич Лавочкин, дважды Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Сталинской премии, генерал-майор инженерно-авиационной службы. С.А.Лавочкин родился 11 сентября 1900 года в Смоленске и прошел путь от инженера-аэромеханика до руководителя опытного конструкторского бюро, конструкторы которого в 1939 году предложили свой проект скоростного истребителя «ЛаГГ-3». На государственных испытаниях он достиг наибольшей среди однотипных истребителей скорости полёта — 605 км/ч. В годы Великой Отечественной войны, не сокращая производства необходимых фронту боевых единиц, Лавочкин наладил выпуск нового самолёта, продолжая его совершенствовать. В 1942 году на вооружение ВВС стали поступать созданные на базе «ЛаГГ-3» истребители «Ла-5», развивавшие скорость до 650 км/ч. Они намного превосходили по своим лётным качествам лучшие немецкие самолёты подобного класса. Следующей работой Лавочкина стала модификация истребителя «Ла-7», развивающего скорость до 680 км/ч. На созданном позже «Ла-7Р» конструктор установил ракетно-жидкостный ускоритель, благодаря которому самолёт достигал скорости до 742 км/ч. После окончания войны под руководством С.А.Лавочкина начали создаваться реактивные истребители. Первым успешным проектом стал истребитель «Ла-160» — первый отечественный реактивный истребитель со стреловидным крылом. Самолёт развивал скорость до 1060 км/ч. В послевоенные годы создавал серийные и экспериментальные истребители, в том числе «Ла-160»: первый отечественный самолет со стреловидным крылом; «Ла-176», на котором впервые в СССР достигнута скорость полета, равная скорости звука; всепогодный двухместный истребитель «Ла-200»; сверхзвуковой истребитель «Ла-190». Под руководством Лавочкина также разработан беспилотный самолет-мишень «Ла-17», который выпускался на протяжении сорока лет. Разведывательный вариант этого беспилотника применялся в качестве фронтового фоторазведчика. Лавочкин также работал и над ракетной техникой. Под руководством Семена Алексеевича создана первая отечественная система противовоздушной обороны с зенитными управляемыми ракетами: стационарная зенитно-ракетная система «С-25 «Беркут». До 1960 года коллектив под руководством конструктора создал межконтинентальную сверхзвуковую стратегическую крылатую ракету «Буря» и зенитный комплекс ПВО «Даль» с ракетами «земля-воздух» большой дальности. Семен Алексеевич Лавочкин скончался 9 июня 1960 года на военном полигоне Сары-Шаган в Казахстане от острой сердечной недостаточности во время одного из испытаний. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Рассказом об истории военной авиации в СССР и авиаконструкторе Семёне Алексеевиче Лавочкине мы начинаем серию репортажей о наших прославленных военный авиаконструкторах, которые внесли существенный вклад в развитие советской авиации. Сегодня имена конструкторов, создавших самолеты, ставшие гордостью нашей армии, знает весь мир: Артем Иванович Микоян, Сергей Владимирович Ильюшин, Владимир Михайлович Петляков, Александр Сергеевич Яковлев, Николай Николаевич Поликарпов, Андрей Николаевич Туполев, Михаил Иосифович Гуревич и другие.
ГАУ ВИЦ «Дом офицеров Забайкальского края»
Исторический час «Военные авиаконструкторы, прославившие Россию», посвященный военной авиации в годы Великой Отечественной войны.
Авиаконструктор С.А.Лавочкин».
Сразу после гражданской войны за короткий срок в стране были восстановлены и частично расширены авиационные предприятия, налажен выпуск самолетов отечественных конструкций. Появилась целая плеяда молодых советских конструкторов, благодаря которым в 1930-ые годы на вооружение были приняты истребители И-15, И-16, И-153, бомбардировщики СБ, ДБ-3 (ДБ-Зф). В 1940-1941 годах начался серийный выпуск новых истребителей Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, бомбардировщиков Пе-2 и Пе-8, штурмовиков Ил-2.
В предвоенные годы в СССР профессия военного летчика была особенно популярной. До декабря 1940 г. ВВС комплектовались исключительно добровольцами, проходившими строжайший отбор. Популярности авиации в среде молодежи способствовали многочисленные рекорды, установленные советскими авиаторами в 1930-е гг. Имена героев-летчиков В.П.Чкалова, Г.Ф.Байдукова, С.А.Леваневского, М.М.Громова, отважных летчиц В.С.Гризодубовой, М.М.Расковой были не менее известны, чем имена популярных актеров и музыкантов.
Советская авиапромышленность, еще в конце 1920-х гг. находившаяся в зачаточном состоянии, уже к концу первой пятилетки встала на ноги и смогла дать ВВС современную авиационную технику. Так, если в 1928 г. в СССР было всего 12 авиапредприятий, то к 1933 г. их число выросло до 31.
К концу 1930-х гг. по выпуску самолетов Советский Союз опередил все развитые капиталистические страны. Однако к тому времени обозначился и ряд серьезных проблем. Существенно отставало отечественное двигателестроение, не хватало легких авиационных материалов (алюминия, дюралюминия и др.); выпускаемые отечественной промышленностью самолеты, еще 2-3 года назад считавшиеся вполне современными, в силу быстрого развития конструкторской мысли на Западе начали стремительно устаревать.
В 1939 г. советское правительство начинает принимать экстренные меры по модернизации самолетного парка ВВС. Создаются новые конструкторские бюро под руководством молодых инженеров А.С.Яковлева, С.А.Лавочкина, П.О.Сухого, А.И.Микояна и М.И.Гуревича. Над новыми машинами работают Н.Н.Поликарпов, С.В.Ильюшин, А.Н.Туполев, В.М.Петляков и многие другие.
К июню 1941 г. советские ВВС насчитывали около 16 000 боевых самолетов. Непосредственно в пяти западных приграничных округах было развернуто 10 243 самолета, из которых 7473 принадлежали ВВС РККА (фронтовая, армейская и корпусная авиация), 1437 самолетов Северного, Балтийского и Черноморского флотов и 1333 самолета дальнебомбардировочной авиации (ДБА), подчиненной непосредственно Главному командованию РККА. Большинство советских самолетов были устаревших типов: истребители И-15бис, И-16, И-153; бомбардировщики СБ, Ар-2, ТБ-3; разведчики Р-5, Р-Z, Р-10, МБР-2. Относительно современными можно было считать ближние бомбардировщики Су-2, Як-2, Як-4 и дальние ДБ-3 и ДБ-3ф (Ил-4).
И все же советские летчики оказывали яростное сопротивление. В первый же день войны противник потерял 78 самолетов, еще 89 были повреждены. 18 самолетов были сбиты таранными ударами советских летчиков. Вскоре стали известны имена первых советских асов Великой Отечественной: А.Антоненко, П.Бринько, Б.Сафонов.
В июле-августе была изменена штатная структура полков и дивизий ВВС. Тогда же была введена должность командующего ВВС, которым стал начальник Управления ВВС генерал П.Ф.Жигарев (с апреля 1942 г.— генерал А.А.Новиков).
Весной-летом 1942 г. организационная структура советских ВВС вновь подверглась изменениям. В марте ДБА была переформирована в авиацию дальнего действия (АДД, командующий — генерал А.Е.Голованов). В мае-июне началось формирование воздушных армий (ВА) — самостоятельных авиационных соединений. В отличие от ранее действующей системы, когда силы ВВС дробились между фронтом, армиями и даже корпусами, новая организация позволяла использовать авиацию более массированно, концентрируя ее усилия на важнейших участках фронта. Всего в годы войны было сформировано 18 воздушных армий (в 18-ю воздушную армию в 1944 г. была переформирована АДД). Для усиления ВА, действующих на направлениях главных ударов, осенью 1942 г. началось формирование авиационных корпусов резерва Верховного Главнокомандования. До конца 1944 г. было сформировано 30 таких корпусов, к 1 января 1945 г. в их составе находилось 43% всех самолетов ВВС Красной Армии. Эти мероприятия стали возможны потому, что с 1942 г. советская промышленность развернула массовый выпуск современных боевых самолетов. Если в 1941 г. было выпущено 15 735 машин, то в 1942 г.— уже 25 436, в 1943 г.— 34 884, в 1944 г.— 40 261.
В 1944-1945 гг. советские ВВС прочно удерживали превосходство в воздухе, хотя противник периодически пытался перехватить инициативу на отдельных участках фронта. С приближением к границам Германии значительно возросло противодействие немецкой зенитной артиллерии, имевшей на вооружении орудия с радарным наведением. До последних дней войны фашистская авиация и ПВО оказывали яростное и упорное сопротивление. Так, за неполный месяц Берлинской наступательной операции потери советских ВВС составили 917 самолетов из более чем 7500 участвовавших. В августе 1945 г. ВВС Красной Армии и Тихоокеанского флота участвовали в разгроме японской Квантунской армии. С первого же дня наша авиация безраздельно господствовала в небе, поддерживая продвижение наземных частей. В годы Великой Отечественной войны советская авиация (без учета ВВС флота) совершила 3 млн 124 тыс. боевых самолетовылетов. На противника было сброшено 30 млн 450 тыс. бомб общим весом 660 тыс. т. В воздушных боях и на аэродромах было уничтожено 57 тыс. самолетов противника, а общие потери Германии и ее сателлитов на Восточном фронте составили 77 тыс. самолетов. Собственные потери составили 88 300 самолетов, в т. ч. 43 100 сбитыми и уничтоженными на аэродромах. За 1941-1945 гг. 2420 авиаторов были удостоены почетного звания Героя Советского Союза, 65 пилотов были удостоены этого звания дважды, а двое (И.Н.Кожедуб и А.И.Покрышкин) стали трижды Героями Советского Союза.
Безусловно, все эти достижения были бы невозможны без советских военных авиаконструкторов, которые внесли существенный вклад в развитие авиации, среди них Семён Алексеевич Лавочкин, дважды Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Сталинской премии, генерал-майор инженерно-авиационной службы.
С.А.Лавочкин родился 11 сентября 1900 года в Смоленске и прошел путь от инженера-аэромеханика до руководителя опытного конструкторского бюро, конструкторы которого в 1939 году предложили свой проект скоростного истребителя «ЛаГГ-3». На государственных испытаниях он достиг наибольшей среди однотипных истребителей скорости полёта — 605 км/ч.
В годы Великой Отечественной войны, не сокращая производства необходимых фронту боевых единиц, Лавочкин наладил выпуск нового самолёта, продолжая его совершенствовать. В 1942 году на вооружение ВВС стали поступать созданные на базе «ЛаГГ-3» истребители «Ла-5», развивавшие скорость до 650 км/ч. Они намного превосходили по своим лётным качествам лучшие немецкие самолёты подобного класса.
Следующей работой Лавочкина стала модификация истребителя «Ла-7», развивающего скорость до 680 км/ч. На созданном позже «Ла-7Р» конструктор установил ракетно-жидкостный ускоритель, благодаря которому самолёт достигал скорости до 742 км/ч.
После окончания войны под руководством С.А.Лавочкина начали создаваться реактивные истребители. Первым успешным проектом стал истребитель «Ла-160» — первый отечественный реактивный истребитель со стреловидным крылом. Самолёт развивал скорость до 1060 км/ч.
В послевоенные годы создавал серийные и экспериментальные истребители, в том числе «Ла-160»: первый отечественный самолет со стреловидным крылом; «Ла-176», на котором впервые в СССР достигнута скорость полета, равная скорости звука; всепогодный двухместный истребитель «Ла-200»; сверхзвуковой истребитель «Ла-190». Под руководством Лавочкина также разработан беспилотный самолет-мишень «Ла-17», который выпускался на протяжении сорока лет. Разведывательный вариант этого беспилотника применялся в качестве фронтового фоторазведчика.
Лавочкин также работал и над ракетной техникой. Под руководством Семена Алексеевича создана первая отечественная система противовоздушной обороны с зенитными управляемыми ракетами: стационарная зенитно-ракетная система «С-25 «Беркут». До 1960 года коллектив под руководством конструктора создал межконтинентальную сверхзвуковую стратегическую крылатую ракету «Буря» и зенитный комплекс ПВО «Даль» с ракетами «земля-воздух» большой дальности.
Семен Алексеевич Лавочкин скончался 9 июня 1960 года на военном полигоне Сары-Шаган в Казахстане от острой сердечной недостаточности во время одного из испытаний. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Рассказом об истории военной авиации в СССР и авиаконструкторе Семёне Алексеевиче Лавочкине мы начинаем серию репортажей о наших прославленных военный авиаконструкторах, которые внесли существенный вклад в развитие советской авиации.
Сегодня имена конструкторов, создавших самолеты, ставшие гордостью нашей армии, знает весь мир: Артем Иванович Микоян, Сергей Владимирович Ильюшин, Владимир Михайлович Петляков, Александр Сергеевич Яковлев, Николай Николаевич Поликарпов, Андрей Николаевич Туполев, Михаил Иосифович Гуревич и другие.