О бедных и богатых.

Смесях
Трактат о Смесях

О бедных и богатых. - 839599818808
В полследнее время меня поражает количество вопросов, заблуждений и откровенных тупняков в части смесеобразования. Поэтому я решил написать эту статью и попробовать донести основные понятия, проблемы смесеобразования и их решение. 

Немного скучной теории


Для того чтобы двигатель работал в нем, как известно, должен сгорать бензин. Для того чтобы он горел нужно не только его поджечь. Нужно чтобы был воздух. Без кислорода ничего гореть не будет. 
Нормальное соотношение бензина и воздуха для нормальной работы двигателя колеблется в пределах 1/14 - 1/15. Это значит что для нормального сгорания 1 кг бензина в двигателе необходимо 14-15 кг воздуха. 

Исключение из правил - холодный двигатель. т.к. в холодном двигателе бензин испаряется хуже, то для запуска требуется чуть более богатая смесь, чем для работы прогретого двигателя. 

Бедная смесь - смесь бензина и воздуха с недостаточным количеством бензина. т.е. 1/12-1/14. 
При бедной смеси бензин сгорает быстрее и при большей температуре. Это нарушает нормальные процессы в двигателе. Для двухтактников, в которых подшипники коленвала смазываются маслом, размешанным в бензине бедная смесь смертельно опасна. Мало того что от высокой температуры сгорания может прогореть поршень, перегреться и заклинить двигатель,прогореть поршень, так еще и коленвал может заклинить из-за недостатка смазки. 
Симптомы бедной смеси: малая дымность выхлопа, белая и серая свеча, двигатель легко набирает максимальные обороты, раскручивается до бОльших оборотов, работает жестко, плохо заводится,особенно на холодную, медленно сбрасывает обороты. Крайние степени обеднения - мотор заводится и тут же набирает полные обороты не смотря на закрытую дроссельную заслонку. Либо воообще не запускается.  
О бедных и богатых. - 839599821112
Богатая смесь - Смесь бензина и воздуха с недостаточным количеством воздуха, т.е. 1/15-1/17. 
При богатой смеси бензин сгорает не полностью, оставляя много несгоревших частиц - сажа на свечах, нагар на поршне и головке, в глушителе. Кроме того из-за неполного сгорания возрастает расход топлива, падает мощность, возможны такие опасные явления как детонация, которая тоже может наделать немало бед. 
Симптомы богатой смеси: Двигатель легко запускается на холодную и плохо на горячую, дымимт, коптит, нагар на свече черный, из глушителя течет не сгоревший бензин с маслом, двигатель плохо набирает обороты, но не глохнет. Крайние степени - заводится и глохнет, свеча сырая, либо не заводится вообще.
О бедных и богатых. - 839599823160
Как настроить смесь и что может на нее повлиять?


Естественно, что первое, что приходит на ум - настройка карбюратора. Тут написаны миллионы статей, инструкций и все в целом понятно. Но мы рассмотрим еще раз на примере абстрактного карбюратора для мотоцикла. (для полноты картины). 

Итак какие регулировки состава смеси чаще всего есть у карбюратора:Уровень топливаРегулировочный винт качества смесиТопливная иглаГлавный топливный жиклер (ГТЖ)Пусковое устройство
Почему я говорю об уровне топлива как об элементе регулировки качества смеси? Потому что уровень - первичный, базовый элемент настройки от которого пляшут все остальные регулировки. Низкий уровень топлива - и вы будете часами крутить винты и переставлять иглу, но никогда не добьетесь нормальной работы двигателя на всех режимах. Он должен соответствовать указанному в инструкции.  
Чем выше уровень - тем богаче смесь, чем ниже - тем беднее. 
Типичные признаки неверного уровня - текущий карбюратор, либо обратная ситуация - бедная смесь на высоких оборотах.    

Регулировочный винт качества смеси - В карбюраторах разной конструкции он влияет на смесь по разному, поэтому лучше изучить инструкцию к вашему карбу перед настройкой. В общих чертах он регулирует количества бензина в смеси либо только на холостых оборотах, либо во всем диапазоне двигателя. 

Топливная игла - С иглой все просто. Игла влияет на топливную смесь только при поднятой на 1/4 - 3/4 дроссельной заслонке. Чем выше игла, тем богаче смесь, чем ниже- тем беднее. 
  
Главный топливный жиклер - как правило не является причиной плохой работы, т.к. подбирается на заводе и, как правило, обеспечивает нормальное смесеобразование. 
ГТЖ влияет на работу двигателя ТОЛЬКО при полностью поднятой дроссельной заслонке и до отккрытия на 3/4   
О бедных и богатых. - 839599824184
Пусковое устройство. Условно все пусковые устройства можно разделить на следующие типы:Заслонка, закрывающая проход воздуха в карбюратор (не путать с дроссельной заслонкой!). Такие системы встречались на двигателях серии Д (поворот воздушного фильтра), Явах-старушках, Карпатах. Заслонка обогащает смесь тупо перекрывая приток воздуха в двигатель, как следствие меньше воздуха, а топлива столько же = богатая смесь)Утопитель поплавка. Встречается на большинстве карбюраторов, чаще всего совместно с другим типом пускового устройства. Принцип работы - топит поплавок поднимая уровень в поплавковой камере, как следствие смесь обогащается.Корректор-обогатитель. Обычно выглядит как рычажок на карбюраторе. На некоторых типах карбюраторов приводится в движение тросиком от рычажка на руле. Встречается на явах 638, минсках-восходах с импортными карбами и К-65. Суть работы проста: карбюратор имеет дополнительный топливный жиклер, который открывается при включенном обогатителе. в двигатель попадает больше бензина = смесь обогащается

Другие факторы влияющие на состав смеси

Если не удается настроить нормальную смесь используя настройки карба, то скорее всего надо искать другие причины. Для понимания процесса рассмотрим возможные причины изменения состава смеси. 

Обогащают смесь:плохая пропускная способнось воздушного фильтра (он затрудняет прохождение воздуха в карбюратор, тем самым обогащая смесь. диагностируется снятием фильтра.Неисправный (не закрывающийся) корректор/обогатитель, неконтролируемо упавшая заслонка и.т.п.выкрутившийся жиклер холостого хода или главный топливный жиклерОбедняют смесь:Забитый бензокран/шланг/фильтр - поплавковая камера наполняется медленнее и может не успевать наполняться особенно на высоких оборотах. Уровень топлива снижается обедняя смесь.Забитое отверстие в крышке бензобака - как известно, чтобы топливо из бака вытекало в бак должен попадать воздух. Если отверстие для воздуха (или сапун на кроссачах) забилось то топливо в карб тоже потечет не очень охотно. Ну дальше вы знаете... )))Упавшая регулировочная игла - игла падает, отстегнувшись от заслонки, смесь на средних оборотах обедняется.Забитый соринкой жиклер карбюратора - ну тут все ясно. Сорина в жиклере = меньше топлива проходит через жиклер = бедная смесь.Установка фильтра нулевого сопротивления. Все рукожопые тюнингисты обычно норовят воткнуть говенный китайский фильтр нулевого сопротивления забывая при этом что после его установки придется перенастроить карбюратор - ведь воздуха стало поступать больше а топлива столько жеУстановка лепесткового клапана также обедняет смесь, причем довольно внушительно. Чаще всего предусмотренными регулировками нормальной работы двигателя уже не добиться. Приходится рассверливать жиклеры увеличивая их проходную способность.Подсос воздуха. На этой проблеме я бы остановился поподробнее. 


Подсос воздуха


Что касается подсоса воздуха, то эта неисправность просто бьет рекорды по количеству озадаченных людей. 
Суть явления проста как день - воздух проходит в двигатель в обход карбюратора. Таким образом воздуха попадает больше (ведь через карбюратор он проходит как и раньше) и смесь обедняется. 

Характерные симптомы - симптомы обедненной смеси: малая дымность выхлопа, белая и серая свеча, двигатель легко набирает максимальные обороты, раскручивается до бОльших оборотов, работает жестко, плохо заводится,особенно на холодную, медленно сбрасывает обороты. Крайние степени обеднения - мотор заводится и тут же набирает полные обороты не смотря на закрытую дроссельную заслонку. Либо вообще не запускается.  
Где может происходить подсос воздуха на 2т двигателе:под карбюраторомпереходник карбюратора/впускной коллектор/"домик" ЛКпод цилиндроммежду половин картераЧерез сальники коленвалаПод головкой цилиндра (только на незаведенном моторе)
На 4т двигателе: 

под карбюраторомпереходник карбюратора/впускной коллекторПод головкой цилиндра
Дианостика подсоса: 
Чаще всего места подсоса в стыках карба, переходника/коллектора, цилиндра и головки сложно обнаружить невооруженным глазом. Намеком можгут служить подтеки бензина с маслом.  
Если двигатель заводится то уместен такой способ диагностики - на стыки брызгается жидкость типа WD-40 или (лучше) негорючий очиститель карбюратора в аэрозольном баллоне. Если мы брызгаем на стык и двигатель меняет характер работы или вовсе глохнет, то подсос через этот стык однозначно есть. 

Подсос через сальник, отделяющий кривошипную камеру от воздуха (например под генератором у большинства совков) имеет те же симптомы что и подсос воздуха через стыки. 

Подсос через сальник отделяющий моторную передачу от кривошипа (например левый сальник у большинства совков) имеет другие симптомы. Помимо симптомов обеднения смеси происходит еще и поподания бензина в масло КПП (оно становится жидким и пахнет бензином), а также поподания масла из КПП в топливную смесь - много масла в глушителе, обильный сизый дым с характерным запахом масла, замасленная свеча. 

Подсос через половинки картера может иметь все выше перечисленные признаки. 

Комментарии

  • 27 окт 2016 17:39
    доходчиво.
  • 27 окт 2016 18:42
    Да это каноны! По моему любой кто мало мальски знаком с карбюраторным движком должен это знать.
  • 27 окт 2016 19:51
    А как понять 1-12, 1-14 это бедная смесь, а 1-15, 1-17, это богатая, это опечатка или ляп? Насколько я понимаю--совсем наоборот: больше воздуха-смесь беднее, меньше-богаче. Этой статьей могут ввести в заблуждение неопытных саморегулировщиков. Но надо еще учесть, что в некоторых карбюраторах, особенно старинных  50-х, 60-х и до середины 70-х годов винт качества смеси регулировал не количество воздуха а количество бензина, т. е. при отворачивании винта смесь становилась богаче, а при вворачивании--беднее.
  • 27 окт 2016 21:31
    Да статья ни о чем... а насчет соотношения верно заметил ляп!:-)
  • 28 окт 2016 05:40
    В старых книгах немного обширнее описано.нормальная, обедненная,и бедная смесь, так же обогащенная и богатая.а так статья для начинающих весьма доходчива)))