Посёлок Чесноково (Чесноков) образовался в начале 20 века из трёх хуторов январцевских казаков Чеснокова, Трёкина и Жукалина.

В послевоенные годы в него была переселена большая часть жителей ликвидированного хутора Победимова.
Особенно быстро его население росло в первые десятилетия 20 века в связи с переселением по реформам П.А.Столыпина безземельных крестьян из густонаселенных районов центральной России. В двадцатые годы значительную часть его жителей составили «алексеевцы» - жители посёлка Алексеевка, основанного переселенцами из Черниговской губернии (сегодня Стародубский район Брянской области) и с Украины. Черниговцами были семьи Коржовых, Шапеличей, Белоусовых, Шавва, а также Кобзари, Балановские, Романенко, Сидоренко, Хиврич и другие.
В тридцатые годы 20 столетия в посёлке уже было около сотни подворий. Именно в связи с преобладанием украинских переселенцев или прилежащих (смешенных) районов – Черниговщина (белорусы, русские, украинцы) первый возникший в посёлке колхоз получил имя Тараса Шевченко, с которым он и просуществовал большую часть своей истории.
В 1939 году в посёлке поселились первые казахи (Есетовы). В период освоения целинных земель население Чесноково значительно приросло выходцами из Белорусии (Богушевичи, Лянцевичи, Дехтевичи и др.). Но национальный состав быстро стал разнообразным в советское время (как и весь Союз). Проживали немцы, корейцы, цыгане, мордва, серб (Бундалов), буряты и пр. Сохранялась и прослойка уральских казаков (Жуковы, Обезьяновы, Набугорновы, выходцы из смешанных браков).
Расположен посёлок в живописном месте, на правом, крутом берегу речки Ембулатовки, повторяя все её изгибы. Южная часть, Трёкин, отделены речкой Мантык, а северная часть, Жукалин, - Жукалинской лощиной. В семидесятые годы в соответствии с генеральным планом вокруг новой школы возник микрорайон Черёмушки. На левом берегу Ембулатовки располагался когда-то колхозный сад напротив расположенного за кузницей кладбища на правом берегу. За рекой в районе старинной (аппендикс, хутор Чеснокова) части Чеснокова располагались «дальние огороды», где выращивали преимущественно картофель. Бахчи с арбузами и дынями «кочевали» по разным местам (за садом, в степи и т.д.).

                                                      Большая плотина
Большие перемены были осуществлены переселенцами, приведшими к резкому изменению пейзажа, когда в семидесятых-восьмидесятых годах Чесноково приобрёл очень живописный, «курортный» вид, со множеством зелени. Особая заслуга в этом принадлежала Сергею Никифоровичу Романенко, задумавшему и просчитавшему возведение сети плотин с образованием озер-водохранилищ с запасами воды и появлением леса по их берегам. Первую плотину всем селом построили около Трёкина, сделав Ембулатовку полноводной и обеспечив трёкинцев водой для огородов на задах. Сам же Сергей Никифорович, местный Мичурин, развёл вокруг своего дома огромный сад, где в бесплодной (как тогда считалось) степи плодоносили всё новые и новые диковинки, вплоть до винограда, абрикосов, не говоря уже о яблонях, грушах, ягодниках, вишне, черешне. И множество раскошных цветников!
                        Озеро у питомника на фоне Петровской лесополосы
Плотину стерегли во время весенних половодий. Колхозники и сельчане дежурили по ночам, оберегая плотину. Было ещё несколько плотин поменьше. Но главной гордостью чесноковцев стала плотина на Мантыке, прозванная Большой. Позже гидрологи, обследовавшие плотину, не могли поверить, что идею её возведения и расчёты сделал человек с образованием в два класса. Вокруг Большой плотины поднялся лес преимущественно из верб и тополей, а также вязов, осокорей. Позже там появились даже дубы. Появились грибы, ягодники, запели птицы. По её берегам поочерёдно правом или левом располагались плантации, где выращивали овощи, вкуснее которых я позже никогда не ел. Помидоры, огурцы, лук, чеснок, свеклу, тыквы и пр. Для полива были построены валы, по которым подавали воду насосы. И где летом с радостью работали мы, школьники.
Третья по значимости плотина была возведена за Жукалиным, у границы с Оренбуржьем. Река Ембулатовка в местах вне водохранилищ состояла из кристально чистых, ледяных озер с родниками и перекатов между ними.
Главная дорога, соединявшая тогда посёлок с центрами, называлась «Градская», начиналась на крутом тогда берегу Мантыка, сразу после плотины и вела в посёлок Чеботарёв. От неё влево ответвлялась дорога на Спартак и Красноармейск. На север дорога через несколько глубоких, крутых лощин вела в Каргалу, Рубёжинский совхоз Оренбуржья. Между ними были дороги по обоим берегам Большой плотины (Мантыка и Егоркиной ростоши) в Балабанов и на 3-ю ферму совхоза Рубёжинский. На юг по обоим берегам Ембулатовки шли дороги в Петров (и исчезнувший хутор Модянов), далее в Январцево. Через первую плотину у Трёкина дорога вела на Рожков (на Рожковскую гору), далее в Ташлу.
                   Речка Мантык за плотиной, служащей въездом в Чесноково 
Климат резко континентальный, сухой, с обилием солнца зимой и летом. Ночью потрясающе звёздным небом, днём синим, с низкими облаками. С весенними половодьями, обязательными ледоходами, сносящими плотины, посмотреть на которые выходило всё население от стара до млада, как только слышался этот незабываемый гул из недр земных. Нарастающий, завершавшийся резким треском ломающегося по середине реки льда (домиком). И уже через десяток минут вода прибывала, и огромные льдины плыли по реке, наползая одна на другую, создавая эфемерную (быстро меняющуюся) картину из другого, нереального мира. Каждую весну Мантык и Жукалинская лощина перекрывали дороги и на время изолировали Трёкин и Жукалин от остальной центральной части. Кстати, обычно к этому времени приурочивали весенние каникулы школьников. По неотложным делам использовали лодочную переправу. После половодья плотины быстро восстанавливали.
Осенью водоёмы превращались в идеальные катки, зимой их берега - в «неприступные» горные склоны, используемые детворой (и не только) для устройства горок и катания на санках, лыжах, ледянках и просто на «пятой» точке или стоя. Детский гомон и смех стихал только к полуночи. Весна вызывала изумление доступностью множества чудес в окрестностях после долгой эпохи школьной жизни и бурного периода таяния снегов со всеми возможными быстрыми переменами в окружающем мире. Пробуждением. Зато лето было прогрето-долгим, перекупанным до «цыпок», весёлым со множеством игр допоздна, переполненным радостью, несмотря на то, что моё поколение детей практически всё лето работало: на плантации, на сенокосе, ещё где-то.
                                              На Большой плотине 
Чесноков с окрестностями представлялся нам какой-то огромной, загадочной, почти неизвестной Вселенной. И все события вне него были из другого мира. Зато местные происшествия обрастали ореолом мистического значения и врастали в местные легенды. О пожарах. Об утопленниках. О повешенном в лесополосе и прочее, и прочее…
Ещё до тридцатых годов в Чесноково работали начальная школа, изба-читальня, медпункт, касса взаимопомощи, клуб. Затем – радиоузел с ретранслятором на улице. В конце шестидесятых, когда председателем колхоза был местный тракторист, Чигрин Владимир Кириллович, вдоль красных линий прорыли арыки, в которые вода подавалась станцией на солярке из Ембулатовки. И буквально через несколько лет вдоль улиц поднялись высокие тополя, преобразившие посёлок и сделавшие его одним из самых благоустроенных в округе. В семидесятые, в бытность председателем Твердоступа Владимира Тихоновича, в Чесноково вырыли водопровод с артезианскими скважинами и сетью водоколонок, а несколько позже были асфальтированы улицы . Градская дорога превратилась в «Грейдер» с водостоками с лесозащитными полосами.
Интересны и люди, уроженцы Чесноково. Среди них можно выделить писателя, ученика и друга М.А.Шолохова, Корсунова Николая Фёдоровича, выросшего на трёкинских берегах Ембулатовки. Кстати, один из первых его романов «Подснежники» был привязан к топографии и истории Чесноково. Многие прототипы его героев легко узнаваемы чесноковцами.
                       Николай Корсунов на встрече с земляками в новой школе

Сын школьного учителя, Екатерины Семёновны, Александр Константинович Сарбаш, вошел в четырёхтомник «Лучшие люди партии». Скромный прицепщик после армии на московской «целине», в яхромской пойме завершил вечернюю школу, совхоз-техникум, а затем Тимирязевскую академию и стал директором знаменитого Яхромского совхоза-техникума. Будучи пенсионером, увлекся живописью, к которой имел склонность ещё чесноковским мальчишкой.
                                                           А.К.Сарбаш

Интересно назвать первых чесноковцев, получивших высшее образование. Это были в порядке очередности Пахтаилов Михаил, Елинский (Евгений?), Белоусова (Лукьянова) Вера Исааковна, Белоусов Александр Исаакович, Фоняков Владимир Ильич, старшая дочь Жалмурзиевых.
                                                      Михаил Пахтаилов
Первым офицером с высшим образованием стал Колотухин Пётр Алексеевич.
Белоусов Михаил Исакович стал летописцем села, организатором и руководителем охотничьего заказника, внештатным корреспондентом (поэтом и писателем), художником, заведующим колхозным клубом.
Есетов Насым стал первым Героем соц. Труда.
Сегодня выходцы из Чесноково живут и работают от Калининграда до Владивостока. Можно собрать достаточно большое землячество только в Москве.
Мне бы хотелось закончить мой скромный опус тем, что мне посчастливилось родиться и жить среди людей наверно небезгрешных, но всё-таки очень хороших, добрых, русских людей, которые составляют часть меня, и которым мне хотелось бы выразить свою признательность и благодарность.


Владимир Белоусов
Москва

Комментарии

  • Комментарий удалён.
  • 3 фев 09:30
    Названия можно сменить а в сердцах людей того поколения, останется на всегда Чесноково и другие посёлки.
  • 3 фев 23:10
    В нашем сердце в нашей памяти он всегда будет Чесноково
  • 4 фев 14:30
    Здравствуй одноклассник, я помню тебя, мы тогда жили в старой школе. Обалдеть, я тебя ещё помню
  • 4 фев 17:46
    Здравствуй. Я тоже помню, вы жили рядом с моим дедушкой, по-моему это и была старая школа. Ирсаин Утешев, брат?
  • 4 фев 18:09
    Ерсаин да,с нами учился
  • 7 фев 18:46
    Уважаемые бывшии Чесноковцы. Мы и сейчас живём в этом поселке. Здесь учились наши дети ,теперь учатся внуки .Поселок снова возраждается.Провели асфальт.до поселка .Построили зону отдыха на Куре. Есть где отдохнуть и рыбу половить.Для детей построили площадки.Строят новые дома.Обещают асвальтировать.весь поселок .Так что жизнь продолжается.
  • 7 фев 19:08
    Уважаемые Чесноковцы мне интересует родственник Сергей Пантюхин. Хочется узнать как он поживает. Я сам с Рубёженского центрального отд. Оренбургской обл. И кто может передайте огромный привет Ю. Казанцеву.
  • 7 фев 19:25
    Ваня , Сергея Пантюхина уже нет .уже больше года как он умер.
  • 7 фев 19:32
    Спасибо Валя! Я и не знал. Царство небесное.
  • 8 фев 23:21
    Дорогие мои земляки.Сижу перечитываю все Ваши высказывания,воспоминания и перед глазами стоит наш родной Чесноково.Правда родиться мне пришлось в Долинском зерносовхозе,а вот жизнь до призыва в армию провел в Чесноково.А потом связал свою жизнь с СА и так в ней остался до сих пор.Каждый год бывал в Чесноково,после смерти родителей приезжал уже реже.Многих жителей Чесноково,которых знал,слышал о них,в том числе моих одноклассников уже нет,царство им небесное.Но жизнь продолжается,и приятно,что чесноковское землячество есть и объединяет нас в воспоминаниях.Всем здоровья и всех благ.Пишите земляки,для меня очень приятно,что Вы есть и будете.
  • 9 фев 21:57
    Спасибо
  • 13 фев 22:25
    Дорогие мои земляки хотя судьба и разбросала многих по разным уголкам нашей Земли но все мы кто родились и выросли, провели лучшие годы нашей жизни , детство и юность очень любим и дорожим нашей прекрасной Малой Родиной . Я очень люблю свое село , свою родную школу в которой работаю вот уже 37 год.
  • 13 фев 22:32
    Мое село Чесноково это самое дорогое, это моя не малая а МИЛАЯ, сердцем любимая Родина.