«Семейные традиции и устои в художественной литературе»
Важную роль в процессе глубокого постижения художественного произведения выполняют такие понятия, как традиции и новации в литературе. В художественной литературе в процессе её длительного развития традиционными становятся некоторые темы, мотивы, идеи, образы, изобразительно-выразительные средства. Традиции — это присутствие прошлого в настоящем, они неразрывно связаны с новаторством. Нововведение – это открытие новых путей, способствующих преобразованию литературных традиций.
Литературное развитие обычно обозначается термином «литературный процесс». Итак, литературный процесс – это совокупность общезначимых изменений в литературной жизни (как творчестве писателей, так и в литературном сознании общества), т.е. динамика литературы в большом историческом времени. За время изменения в литературе что-то меняется, а что-то традиционно остаётся.
Важную роль в процессе глубокого постижения художественного произведения выполняют такие понятия, как традиции и новации в литературе. В художественной литературе в процессе её длительного развития традиционными становятся некоторые темы, мотивы, идеи, образы, изобразительно-выразительные средства.
Традиции — это присутствие прошлого в настоящем, они неразрывно связаны с новаторством.
Нововведение – это открытие новых путей, способствующих преобразованию литературных традиций. Но не всё новое в литературе является новаторством. Новаторство — это существенное изменение искусства, оно требует большого таланта и глубокого ощущения требований времени.
Например, новаторским было обращение представителей сентиментализма к частной жизни человека, к миру его чувств. Великие писатели мировой литературы, такие как Гомер, Данте, Шекспир, Сервантес, Пушкин, Шевченко, были новаторами. Они смогли по-новому посмотреть на окружающую действительность, осмыслить происходящие в ней процессы и открыть для читателя новые жанры, темы, образы, средства художественной выразительности.
От каждого нового этапа в развитии литературы читатель ожидает чего-то нового. Это новое чаще выражается в форме – жанре, языке, образах. А что происходит с содержанием? Отследить изменения в содержании лучше на темах, которые интересны читателю.
Такой темой была и остаётся тема семьи. Времена меняются, но проблемы семьи волнуют родителей, детей, педагогов и просто общественность. И в наше время тема семьи актуальна.
В современной бурной жизни человек, стремясь к материальным ценностям, подчас забывает о духовных отношениях между людьми и между родными отношения порой становятся потребительскими. Может быть, поэтому в современном обществе так велико количество разводов. Как же в произведениях писатели показывают эти изменения в отношениях между мужчиной и женщиной, в изменении сознания мужа и жены, в отношениях к детям?
Так традиционно считают многие, ссылаясь на памятник древнерусской литературы «Домострой». Но в основе произведений о семье не могут лежать принципы «Домостроя», т.к. появился «Домострой» (год создания доподлинно не известен) в первой половине 16 века в Великом Новгороде.
До этого времени уже созданы ряд произведений о семье. За основу авторы брали Библию.
Период древнерусской литературы составляет семьсот лет из тысячелетней истории русской литературы. Именно в ней, в древнерусской литературе, истоки, мотивы, элементы произведений всей последующей русской литературы XVIII-XX веков. Древняя русская литература является средоточением русской духовности и патриотизма. Уже в те времена образ дома и семьи становится важным и значимым.
И традицию эту должны были продолжить писатели XVIII века. Каждая эпоха несёт в себе что-то новое. В истории русской литературы XVIII века можно наметить четыре периода развития: Первый период – литература Петровского времени. Она еще носит переходный характер. Основная особенность – интенсивный процесс обмирщения. Ведущий жанр – анонимные повести. Появляются первые лирические произведения, зарождается сатира. Второй период (1730 – 1750) характеризуется формированием классицизма, как ведущего литературного направления, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка. Третий период (1760 – первая половина 70-ых годов) –дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма (предромантизма). Четвертый период (последняя четверть века) – начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций. С выходом в свет «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева наиболее прогрессивная часть русской литературы становится носительницей революционных идей.
В связи с преобразованием писатели XVIII века по-новому показывают семью и внутрисемейные взаимоотношения. Лучшим из таких произведений считается стихотворение И.И. Дмитриева «Модная жена» (1792 г.).
Сюжет таков: развратная барынька, обманывающая своего мужа, принимающая в его отсутствие предприимчивого любовника. Каждый из героев наделен четкой социальной и психологической характеристикой. Старый муж Пролаз «в течение полвека. Все полз да полз, да бил челом» и, наконец, «дополз до степени известна человека», т. е. получил генеральский чин и стал ездить «шестеркою в карете».
«Семейные традиции и устои в художественной литературе», изображение №4 Разбогатев, он женился на молоденькой девушке, расположение которой ему приходится оплачивать дорогими подарками. Егожена Премила, пустая, развратная модница, разоряет мужа своими бесконечными капризами. Ее любовник Миловзор — светский шалопай, болтун, «дамский угодник». В целом «Модная жена» И.И. Дмитриева — сатирическая картина нравов высшего дворянского общества конца XVIII в.
Самым известным произведением в русской литературе XVIII века является всем известное произведение – пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль» (1782г.). Автор показал семью Простаковых, в которой нет любви и согласия между супругами: запуганный Простаков во всём подчиняется грубой, властной жене, единолично распоряжающейся и имением, и слугами, и домом.
Русская художественная литература XIX века сказала о семье гораздо больше, чем вся русская литература на протяжении веков. Это «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, роман И.А. Гончарова «Обломов», роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир», «Анна Каренина», «Гроза» А.Н. Островского, «Вишнёвый сад» А. П. Чехов и многие другие. В романах, повестях, рассказах, пьесах предстают различные варианты семейной жизни. Классики стремились наделить каждого из своих героев, даже незначительного, семьей.
ХХ век – страшный и трагический – внес свои коррективы в восприятие темы семьи. Самым ярким произведением начала 20 века о семье является повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» (1907 г.)
Анализ этого литературного произведения помогает понять, что любовь может быть высокой и благородной. В семье Шеиных любовь переросла в уважение. Интересен тот факт, что у них нет детей. Может, Бог не дал их именно потому, что дети рождаются там, где есть любовь. И даже несмотря на столь печальный финал, героиня все равно счастлива. Ведь ее сердце получило настоящие искренние чувства, которые навсегда будут жить в памяти.
Литература ХХ века
По прошествии времени революция разрушила привычную систему нравственных координат, практически разрушила семью. Новое Государство словно боится, что любовь может помешать делу революции и обновляет само понятие семьи. В эстетике соцреализма семья становится скорее символом буржуазности, чем символом счастья, «ячейкой» государственной машины.
Рассказ Т.Толстой «Факир». Татьяна Толстая этим рассказом призывает нас не тратить время попусту на беспредельные мечтания, а воспринимать действительность в реальных ее красках, любить и ценить то, что у нас уже есть. Ценить свою семью, дорожить тем, что есть, не терять среди бытовых неурядиц человеческое достоинство.
Новаторство неотделимо от традиции. Новое в литературе, которое воспринимается и принимается читателями, постепенно становится традиционным, так как его сознательно или бессознательно наследуют будущие поколения. Гармония традиции и новаторства — важное условие плодотворного творчества художника, ведь если бы не было нового, произведения для читателя стали бы не актуальны. Но и без традиций в литературе невозможно, т.к. литературный процесс – это система, в которой не место хаосу. Таким образом, традиции и новаторство в литературе — это взаимосвязанные понятия, характеризующие преемственность и обновление в историко-литературном процессе.
Кесовогорская центральная библиотека
«Семейные традиции и устои в художественной литературе»
Важную роль в процессе глубокого постижения художественного произведения выполняют такие понятия, как традиции и новации в литературе. В художественной литературе в процессе её длительного развития традиционными становятся некоторые темы, мотивы, идеи, образы, изобразительно-выразительные средства. Традиции — это присутствие прошлого в настоящем, они неразрывно связаны с новаторством. Нововведение – это открытие новых путей, способствующих преобразованию литературных традиций.
Литературное развитие обычно обозначается термином «литературный процесс». Итак, литературный процесс – это совокупность общезначимых изменений в литературной жизни (как творчестве писателей, так и в литературном сознании общества), т.е. динамика литературы в большом историческом времени. За время изменения в литературе что-то меняется, а что-то традиционно остаётся.
Важную роль в процессе глубокого постижения художественного произведения выполняют такие понятия, как традиции и новации в литературе. В художественной литературе в процессе её длительного развития традиционными становятся некоторые темы, мотивы, идеи, образы, изобразительно-выразительные средства.
Традиции — это присутствие прошлого в настоящем, они неразрывно связаны с новаторством.
Нововведение – это открытие новых путей, способствующих преобразованию литературных традиций. Но не всё новое в литературе является новаторством. Новаторство — это существенное изменение искусства, оно требует большого таланта и глубокого ощущения требований времени.
Например, новаторским было обращение представителей сентиментализма к частной жизни человека, к миру его чувств. Великие писатели мировой литературы, такие как Гомер, Данте, Шекспир, Сервантес, Пушкин, Шевченко, были новаторами. Они смогли по-новому посмотреть на окружающую действительность, осмыслить происходящие в ней процессы и открыть для читателя новые жанры, темы, образы, средства художественной выразительности.
От каждого нового этапа в развитии литературы читатель ожидает чего-то нового. Это новое чаще выражается в форме – жанре, языке, образах. А что происходит с содержанием? Отследить изменения в содержании лучше на темах, которые интересны читателю.
Такой темой была и остаётся тема семьи. Времена меняются, но проблемы семьи волнуют родителей, детей, педагогов и просто общественность. И в наше время тема семьи актуальна.
В современной бурной жизни человек, стремясь к материальным ценностям, подчас забывает о духовных отношениях между людьми и между родными отношения порой становятся потребительскими. Может быть, поэтому в современном обществе так велико количество разводов. Как же в произведениях писатели показывают эти изменения в отношениях между мужчиной и женщиной, в изменении сознания мужа и жены, в отношениях к детям?
Так традиционно считают многие, ссылаясь на памятник древнерусской литературы «Домострой». Но в основе произведений о семье не могут лежать принципы «Домостроя», т.к. появился «Домострой» (год создания доподлинно не известен) в первой половине 16 века в Великом Новгороде.
До этого времени уже созданы ряд произведений о семье. За основу авторы брали Библию.
Период древнерусской литературы составляет семьсот лет из тысячелетней истории русской литературы. Именно в ней, в древнерусской литературе, истоки, мотивы, элементы произведений всей последующей русской литературы XVIII-XX веков. Древняя русская литература является средоточением русской духовности и патриотизма. Уже в те времена образ дома и семьи становится важным и значимым.
И традицию эту должны были продолжить писатели XVIII века. Каждая эпоха несёт в себе что-то новое. В истории русской литературы XVIII века можно наметить четыре периода развития: Первый период – литература Петровского времени. Она еще носит переходный характер. Основная особенность – интенсивный процесс обмирщения. Ведущий жанр – анонимные повести. Появляются первые лирические произведения, зарождается сатира. Второй период (1730 – 1750) характеризуется формированием классицизма, как ведущего литературного направления, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка. Третий период (1760 – первая половина 70-ых годов) –дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма (предромантизма). Четвертый период (последняя четверть века) – начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций. С выходом в свет «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева наиболее прогрессивная часть русской литературы становится носительницей революционных идей.
В связи с преобразованием писатели XVIII века по-новому показывают семью и внутрисемейные взаимоотношения. Лучшим из таких произведений считается стихотворение И.И. Дмитриева «Модная жена» (1792 г.).
Сюжет таков: развратная барынька, обманывающая своего мужа, принимающая в его отсутствие предприимчивого любовника. Каждый из героев наделен четкой социальной и психологической характеристикой. Старый муж Пролаз «в течение полвека. Все полз да полз, да бил челом» и, наконец, «дополз до степени известна человека», т. е. получил генеральский чин и стал ездить «шестеркою в карете».
«Семейные традиции и устои в художественной литературе», изображение №4
Разбогатев, он женился на молоденькой девушке, расположение которой ему приходится оплачивать дорогими подарками. Егожена Премила, пустая, развратная модница, разоряет мужа своими бесконечными капризами. Ее любовник Миловзор — светский шалопай, болтун, «дамский угодник». В целом «Модная жена» И.И. Дмитриева — сатирическая картина нравов высшего дворянского общества конца XVIII в.
Самым известным произведением в русской литературе XVIII века является всем известное произведение – пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль» (1782г.). Автор показал семью Простаковых, в которой нет любви и согласия между супругами: запуганный Простаков во всём подчиняется грубой, властной жене, единолично распоряжающейся и имением, и слугами, и домом.
Русская художественная литература XIX века сказала о семье гораздо больше, чем вся русская литература на протяжении веков. Это «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, роман И.А. Гончарова «Обломов», роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир», «Анна Каренина», «Гроза» А.Н. Островского, «Вишнёвый сад» А. П. Чехов и многие другие. В романах, повестях, рассказах, пьесах предстают различные варианты семейной жизни. Классики стремились наделить каждого из своих героев, даже незначительного, семьей.
ХХ век – страшный и трагический – внес свои коррективы в восприятие темы семьи. Самым ярким произведением начала 20 века о семье является повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» (1907 г.)
Анализ этого литературного произведения помогает понять, что любовь может быть высокой и благородной. В семье Шеиных любовь переросла в уважение. Интересен тот факт, что у них нет детей. Может, Бог не дал их именно потому, что дети рождаются там, где есть любовь. И даже несмотря на столь печальный финал, героиня все равно счастлива. Ведь ее сердце получило настоящие искренние чувства, которые навсегда будут жить в памяти.
Литература ХХ века
По прошествии времени революция разрушила привычную систему нравственных координат, практически разрушила семью. Новое Государство словно боится, что любовь может помешать делу революции и обновляет само понятие семьи. В эстетике соцреализма семья становится скорее символом буржуазности, чем символом счастья, «ячейкой» государственной машины.
Рассказ Т.Толстой «Факир».
Татьяна Толстая этим рассказом призывает нас не тратить время попусту на беспредельные мечтания, а воспринимать действительность в реальных ее красках, любить и ценить то, что у нас уже есть. Ценить свою семью, дорожить тем, что есть, не терять среди бытовых неурядиц человеческое достоинство.
Новаторство неотделимо от традиции. Новое в литературе, которое воспринимается и принимается читателями, постепенно становится традиционным, так как его сознательно или бессознательно наследуют будущие поколения. Гармония традиции и новаторства — важное условие плодотворного творчества художника, ведь если бы не было нового, произведения для читателя стали бы не актуальны. Но и без традиций в литературе невозможно, т.к. литературный процесс – это система, в которой не место хаосу. Таким образом, традиции и новаторство в литературе — это взаимосвязанные понятия, характеризующие преемственность и обновление в историко-литературном процессе.